Мастер-класс для родителей "Фитнес для мозга - нейробика"
консультация

Боровых Лариса Ивановна

В материала представлена подборка упрражнений, которые позволят родителям оказать положительное влияние на развитие своего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitnes_dlya_mozga_-_neyrobika.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Банниковская средняя общеобразовательная школа

детский сад «Алёнка»

Мастер-класс для родителей

«Фитнес для мозга - нейробика»

Подготовил:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Л.И.Боровых  

Каждому родителю и педагогу бы хотелось, чтобы все дети

развивались по возрасту, рано заговорили, читали стихи, быстро всему

учились, были послушными и т.д. Но, к сожалению, не все дети

«вписываются» в общую схему развития, у каждого своего времени. Всё чаще

специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая

задержка - это задержка речевого развития. Многие родители и даже

специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно

развивать речь. Дело в том, что речь - это верхушка айсберга, это

сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о

проблемах в нервной системе (или их отсутствии).

 С момента рождения у ребенка идёт активное созревание сенсорных

систем, которых у человека 5 - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чтобы

они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно

перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него.

А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой

придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать

новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано

абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания

окружающего мира — это перемещение своего тела в пространстве.

 Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт

«кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети

познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом

усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге

нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше

нейронных связей, тем выше способность к обучению.

 Интеллект - это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни

называют периодом сенсомоторного развития. Речь развивается через

движение, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже

потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы

развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен

«оттачивать» крупную моторику, которая поможет сформироваться более

мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В

обратном порядке развития не бывает. Вот почему «неговорящие» дети чаще

имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью.

Поэтому, для поддержания высокой работоспособности

работы мозга, ему, как и телу необходима «физзарядка».

Мы знаем, что есть такое понятие как аэробика – физические

упражнения для тела, а нейробика образовано из двух составляющих:

«нейрон» и «аэробика», что означает упражнения, которые помогают мозгу

развиваться. Причем, нет абсолютно никакой разницы, в каком возрасте

использовать эти упражнения. Но обратим внимание на дошкольный этап и

семейное воспитание.

Цель упражнений нейробики — стимуляция мозга.

Заниматься нейробикой просто — главное, нужно сделать так, чтобы в

процессе привычной деятельности были задействованы органы чувств.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят

положительные и динамичные структурные изменения. При этом, чем более

интенсивнее нагрузка, тем более значительнее эти изменения.

Главный смысл в том, чтобы стимулировать мозг с помощью 5 органов чувств.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и

попробуйте представить «ЛИМОН», потрогайте его, а теперь мысленно

разрежьте его. Ну а теперь скажите, что вы представили, и что ощутили?

Уверена, что сначала был образ упругого желтого фрукта овальной формы,

но чуть позже вы ощутили во рту его кислый вкус, и прибавилось количество

слюны. Это все произошло на уровне физиологии, и нам достаточно было

только представить лимон в своем воображении.

А произошло так потому, что в нашем опыте мы привлекали несколько

органов чувств. Если бы мы просто однажды посмотрели на лимон, то была

бы простимулирована только зрительная часть мозга. Но мы его еще успели

однажды потрогать, понюхать, попробовать на вкус, – и вуаля, наш мозг во

всех подробностях представил лимон, а во рту уже почувствовался его

кислый вкус, и отреагировал.

Для результативности работы необходимо соблюдать определенные условия.

 упражнения необходимо проводить каждый день.

 занятия проводить желательно утром;

 занятия проводятся ежедневно и без пропусков;

 занятия проводятся в благоприятной доброй обстановке;

 требуется точное выполнение движений и приемов.

Методы и приемы:

Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц

двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и

 развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить

восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию

всего детского организма. Двигательные упражнения хорошо развивают

межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные

движения и мышечные зажимы. Упражнение для развития мелкой моторики

(кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика) необходимы детям,

чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

Массаж благотворно воздействует на биологические активные точки.

На зарядку, на зарядку, на зарядку – становись!

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Это самый важный этап в развитии ребенка. Чем больше ребенок

слышит, видит и чувствует, тем активнее он развивается. Поэтому берем

разноцветные, шумящие, звенящие (но с допустимым уровнем шума, такие,

чтобы ребенка не пугали) игрушки – погремушки, и активно привлекаем

внимание ребенка к взаимодействию с ними. Причем, сами по себе игрушки

развивать не будут!!! Обязательное условие для развития – наличие

близкого взрослого человека, а точнее, МАМЫ. А точнее, - это

тактильные прикосновения, поглаживания ребенка, показ игрушек, действий

с ними, и эмоциональное общение с малышом.

Полноценные нейропсихологические упражнения для детей можно

применять уже с 3 – 4-летнего возраста, когда ребенок научился слушать и

выполнять команды.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ:

Растяжки:

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует

одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так: нужно встать, слегка

согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой

руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения

верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую

восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую

сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ

восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей

дошкольников, в которых задействованы две руки:

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь,

математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше.

Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный

«захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы

взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;

затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;

после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для

развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую

сторону – и наоборот. Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между

шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы "приклеенной" к мышце.

Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя

до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При

этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят "ух". Шея слегка

вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом "уханье"

округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5

звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не

менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.

Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к

головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как

слушание и математические вычисления. Благодаря "уханью" снимаются челюстные

зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после

длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

«Помпа». Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу

назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее

вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно

переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а

носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

Двигательные упражнения:

Хлопки. На хлопок взрослого ребенок начинает двигаться (ходить,

бегать, прыгать). На следующий хлопок – должен замереть. Услышав хлопок

снова – возобновить движение и т. д. Закончится игра, когда взрослый начнет

считать до 10. На счет 10 малышу нужно успокоиться, тихонько пройти и

сесть на место.

Змейка. Взрослый расставляет несколько стульев в виде тоннеля.

Ребенку необходимо проползти под стульями (на животе или на спине).

Замри-отомри. Под веселую музыку малыш двигается, пока не услышит команду

«замри». Он должен выполнить ее. По команде «отомри» движение возобновляется.

Тропинка. Ребенку необходимо двигаться по шнуру, лежащему на полу, плотно

ставя ступни друг к другу (пяткой к носку), стараясь удерживать равновесие.

Река и берег. Упражнение полезно деткам с трудностями

переключения между действиями. Понадобится граница на полу (веревка или

линия). С одной стороны, от границы – река, с другой – берег. По команде

«речка» малышу необходимо прыгнуть в «реку», по команде «берег» — на

«берег». Через какое-то время, когда ребенок привыкнет автоматически

прыгать туда и обратно, команды становятся непоследовательными

(например, несколько раз «речка» и один – «берег», и наоборот). Если малыш

постоянно сбивается, ему предлагают сначала проговорить, что нужно сделать, а

только потом выполнять нужное действие. Это помогает справиться с излишней

импульсивностью и переключиться. Более сложный вариант игры – когда ведущий

произносит одну команду, а сам иногда «ошибается» и выполняет другую. Либо,

наоборот: прыгает в нужную сторону, а команду дает неверную. Ребенку же

ошибаться нельзя. Он дожжен верить не глазам, а своим ушам (или наоборот). Это

сложно. Здесь также поможет проговаривание действий. Играть можно около

5 минут. Если ребенку со временем надоели однообразные движения, их можно

заменить. Например, садиться и вставать, изображая травку и сосны.

• Художник. Сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать

прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе.

• Букашечки. Любимое для деток упражнение: лежа на полу, поднимаем руки и ноги

и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.

• Незнайка. Пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то

левым, то одновременно обоими.

• Мячики. Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся впередназад, как мячик.

• Крестики-нолики. Шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и

противоположного локтя.

• Перейди реку. Руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.

Дыхательные упражнения:

Как пахнет цветок. Взрослый кладет перед сидящим на стуле малышом

изображение или игрушку в виде цветка, предлагая его понюхать:

сделать медленный глубокий вдох через нос (с закрытым ртом) и шумно

выдохнуть открытым ртом. Повторить до 5 раз.

 Свечка. Ребенок медленно вдыхает через нос и плавно выдыхает через

слегка разомкнутые губы, направляя струю воздуха на пламя свечи, чтобы

оно отклонилось. По мере освоения упражнения свечку отодвигают дальше,

объясняя малышу, что его животик при этом будет напрягаться сильнее.

 Дути-болл. Двое игроков становятся по краям стола. На стол кладут шарик для

пингпонга. Задача играющих – «задуть» шарик в ворота соперника. При этом дуть

нужно одновременно.

Ветерок. Ребенок делает медленный выдох. При этом пальцем он должен

прерывать струю воздуха, чтобы получить шум ветра, свист птицы, воинственный

клич индейца.

Шарик. Отрабатывается дыхание животом, что усиливает в организме газообмен,

создает эффект массажа внутренних органов. Учит ребенка саморегуляции. Малыш

лежит на спине. Ему показывают, как делать вдох выдох животом (вдох – носом,

выдох – ртом). Затем ему предлагают делать вдох и выдох до определенного счета

(сначала на равный счет, например, 3 и 3, затем вдох может быть, к примеру, на 3,

выдох на 5). Упражнение противопоказано при эпи-статусе!

Глазодвигательные упражнения

Отследи. Помогает отработать зрительное внимание. Ребенок лежит на

спине, голова неподвижна. Перед его глазами взрослый водит яркий предмет

(в стороны, вверх, вниз, по диагонали, приближая и отдаляя от лица). Задача

— проводить предмет глазами, не теряя фокуса на нем. Проводится в течение

минуты. Если ребенок носит очки, их предварительно нужно снять. Если у

него эпи-статус, упражнение выполняют с осторожностью.

• «Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать

которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе

горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы

сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив

переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте.

Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения –

всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем –

второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя

одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными,

мягкими.

«Художники». Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли,

буквы.

Упражнение для развития мелкой моторики

(кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика)

• «Двойные каракули». Задача ребенка – одновременно двумя руками

«нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы

каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной

линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно

усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При

выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два

упражнения следует чередовать.

• «уши-нос». Одной рукой берем себя за мочку уха, второй – за кончик носа.

Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с

хлопком между сменой рук.

• «Я – хороший»: одна ручка гладит макушку круговыми движениями, а

вторая – животик, затем меняем руки.

С усложнением: одна рука гладит живот, другая – как будто снимает и

надевает шляпу.

• «Колечки»: сначала на одной руке делаем поочередно колечки большим и

указательным, большим и средним, потом безымянным и мизинчиком. Затем

второй ручкой и одновременно перебираем пальчиками обеих рук.

С усложнением, одна рука начинает колечки с большого пальца, другая рука

– с мизинца.

• «Шестерёнки». Руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем

по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.

• «Шарик». Соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем

пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.

• «Фиксики». Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение:

пальцы одной руки показывают «знак Фиксиков», а второй – ладонь (кулак).

Через хлопок меняем руки, набирая скорость (первое время, пока ребенок

учится, можно выполнять без хлопка).

Массаж

Разбудим ушки: отлично бодрит и воздействует на активные точки массаж ушей.

Нужно их мять обеими ручками, а также загибать вперед и разгибать.

Крабик: растопыриваем пальчики «крабиком» твердо и начинаем одновременно

двумя ручками массировать голову круговыми движениями.

Я – красивый: ладошки устанавливаем так у лица, чтобы большие пальцы

упирались в подбородок, а остальные пальцы в сомкнутом состоянии находились на

щеках. Одновременно обеими ручками с небольшим нажимом гладим щеки от носа к

ушам. Более сложные упражнения, в которых задействованы все психические

процессы:

Мама-робот. Эта игра помогает ребенку улучшить свои навыки планирования при

помощи речи и сопоставлять их с результатом. Мама ничего не может сама, она –

робот, который следует командам ребенка. А его задача – быть хорошим

проводником и давать как можно более точные указания. Например, он должен

помочь маме сделать бутерброд, пошагово объясняя, что и зачем нужно делать (в

конце нужно обязательно спросить – того ли результата малыш ожидал, или где-то

скомандовал неправильно). Можно помочь маме дойти из одной комнаты в другую с

закрытыми глазами и взять там какую-то вещь так, чтобы не задеть ни один предмет

на пути (некоторые можно расставить специально). Такая игра, помимо прочего,

развивает и пространственные представления (право-лево, выше-ниже).

Вариант с рисованием: ребенок рисует на чистом листе некое изображение,

состоящее из простых геометрических форм. Затем ему нужно таким образом

описать этот рисунок, чтобы мама смогла его повторить, следуя этому

описанию, не видя оригинал. Вариант с графическим диктантом: на листе в клеточку

малыш рисует какую-либо фигуру, обводя клетки по контурам (без диагоналей).

Затем ему нужно «продиктовать» маме рисунок так, чтобы она могла повторить его в

точности (сколько клеток вниз, сколько влево или вправо нужно отступить или

соединить).

 Угадай-ка.

Позволяет ребенку научиться выделять существенные признаки предметов

для их обобщения, исключения или логического вывода. Ребенку предлагают набор

из 30–40 карточек. Взрослый загадывает один из предметов и предлагает игроку

отгадать его за 20 попыток (или менее), задавая наводящие вопросы. Они должны

быть такими, чтобы можно было ответить только «да» или «нет». Пытаться угадать,

перебирая по очереди все изображения карточек, – нельзя. Если ребенку поначалу

слишком трудно, можно предложить ему откладывать в сторону карточки, которые

не соответствуют загаданному слову (например, на вопрос «это красное?» при ответе

«нет» можно убрать все красное в сторону). Но со временем нужно прийти к

изначальному варианту – не трогать карточки. Наиболее сложные варианты такой

игры – без опоры на карточки, то есть на зрительный образ. Например, ребенок

загадывает любой предмет из определенного класса (мебель, продукты, транспорт,

одежда). Затем он должен описать этот предмет так, чтобы другой игрок смог понять,

о чем идет речь. Либо загадывает взрослый, а ребенок отгадывает, задавая вопросы.

Нейропсихологических занятий существует множество: комплексы для детей разного

возраста, комплексы, направленные на коррекцию тех или иных проблем,

способствующие адаптации к обучению. Говорить, что такие упражнения –

чудодейственная таблетка, нельзя. Чаще всего они используются в комплексных

программах коррекции, включающих работу с психологом, логопедом, наблюдение

невролога или психиатра, прием тех или иных препаратов. Но если комплекс

подобран правильно и занятия проходят регулярно, эффект может быть довольно

ощутимым. Что еще добавить? Бич современного человека- раннее постепенное

ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга. Бывает, слово

забудешь напрочь, или направляешься в другую комнату и забываешь цель «визита»,

не говоря уже о запоминании номеров телефонов. Чтобы постоянно держать

в тонусе наши извилины, специалисты рекомендуют следовать таким

правилам интересной науки – нейробики:

 Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.

 Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)

 Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.

 Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.

 Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.

 Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.

 Находите время для новых эмоций и опыта.

 Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.

Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону –

спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"...

Мастер- класс с педагогами по методике "Гимнастика мозга"

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают людям раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5&mda...

Мастер класс "Гимнастика мозга" для педагогов.

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе....

Мастер - класс "АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

laquo;Трудных детей не бывает.Это мы их делаем трудными»Т.П. ХризманОписания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в кл...

Мастер-класс для педагогов "Гимнастика для мозга"

quot;Гимнастика для мозга" - ключ к развитию способностей ребенка и взрослого....

Мастер-класс "Нейробика - гимнастика для мозга"

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая с...

Мастер-класс по нейробике

Нейробика – это двигательные упражнения, которые позволяют активизировать мозг, стимулировать и укреплять межполушарное взаимодействие....