Статья
статья
Детское эксперементирование это важно!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование – это важно!»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, объектами живой и неживой природы позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают ребенка яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится самостоятельно действовать с исследуемым объектом, наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».
Как и любая деятельность, детское экспериментирование имеет свою структуру:
Цель: формирование представлений об исследуемом объекте, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в различных (лабораторных, на прогулке, самостоятельной игровой деятельности) условиях.
Задачи:
1. Развитие мыслительных процессов (память, мышление, речь, внимание, воображение) и операций (анализ, сравнение, уточнение, обобщение, классификация, умозаключение, умение делать вывод)
2. Развитие понимания и установления причинно – следственных связей и отношений.
3. Освоение методов познания (наглядный, словесный, практический)
Содержание: информация об объектах, явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности и интересы ребенка – дошкольника, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это? Что такое?», в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес приобретает направленность: «Узнать – научиться - познать».
Принципы: последовательность, систематичность, наглядность, повторность, взаимосвязь всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Средства: речь, поисковые и практические действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты, наблюдения.
Условия: от простого к сложному - постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результат: новые знания, умения, навыки, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, расширение кругозора, желание познать окружающий мир.
Требования, которые предъявляются к проведению эксперимента:
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, есть у воды запах?
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один опытный, другой – контрольный.
3. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Опыт (эксперимент) может быть кратковременным и длительным. Кратковременный используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания (например, «Снег грязный или чистый?», «Почему растаяла сосулька?» и др.)
Длительный может быть использован при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития (например, роль воды в условиях прорастания семян, растений). В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу проводимого опыта с помощью вопросов, например: «Для чего мы это сделали?», «Что мы хотим узнать?» и др. Яркие изменения в процессе длительного эксперимента зарисовывают.
В заключительном этапе опыта детям предлагается сравнить два объекта, используя дневник наблюдения. Дети убеждаются в правильности поставленного опыта и условий, делают выводы.
Таким образом, в организации и проведении экспериментов выделяется четыре этапа:
- Постановка проблемы.
- Поиск пути решения проблемы.
- Проведение эксперимента.
- Обсуждение итогов и формулировка вывода.
В ходе проведения экспериментов педагоги должны уметь не только отвечать на вопросы, которые интересуют детей, но и активно пробуждать пытливость детей, воспитывать интерес к происходящим явлениям в природе, окружающем их мире, учить выстраивать взаимосвязи того или иного явления, закона природы, организовывать активное участие и привлечение детей в проведении элементарных экспериментов.
Привлечение детей к проведению несложных экспериментов на занятиях, во время прогулок, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для воспитания активного, правильного, бережного и гуманного отношения к объектам природы.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:
- эмоциональную сферу ребенка,
- на развитие творческих способностей,
- на формирование трудовых навыков.
Дома тоже можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
- губки,
- одноразовую посуду,
- соломинки,
- трубочки для коктейлей,
- пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании целостную картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлению взаимосвязей и закономерностей, происходящих в природе и окружающем мире. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
