Игры и упражнения -ранний возраст
картотека

Жданова Ирина Валерьевна

 

 

«Игры и упражнения для развития логического мышления»

- ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka_logicheskie_igry_ranniy_vozrast.docx56.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д\с №3 «Аленушка»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dad58980fc5d8339bdf3972e3195b2b9a98e7f27-9106769-images-thumbs&n=13Папка-передвижка

«Игры и упражнения для развития логического мышления»

- ранний возраст

Развивающие игры для детей 1-3 лет

Игры с водой

Цели: развитие мышления; знакомство со свойствами воды и предметов из различных материалов.

«Наливаем — выливаем»

Оборудование и материалы: большая емкость с водой, маленькие пустые емкости (бутылочки, баночки, флаконы, кружечки и т.п.), воронка.

Описание игры. Поставить на стол большую емкость с водой, а также пустые емкости. Предложить ребенку зачерпнуть воду кружкой и наливать ее в баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать из одной емкости в другую.

Предложить выяснить, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько — в маленькую; будут ли заполнены все кружки, если вылить воду обратно в бутылочку.

«Погружение в воду»

Оборудование и материалы: пустая бутылка, емкость с водой.

Описание игры. Предложить погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально. При этом обратить внимание ребенка на то, как наполняется бутылка — полностью или частично.

«Брызгалки»

Оборудование и материалы: водяные пистолеты, резиновые игрушки с отверстиями.

Описание игры. Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.

«Тонущие и плавающие предметы»

Оборудование и материалы: тазик с водой, предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные, пластмассовые шарики, ложечки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.

Игры с другими предметами

«Предмет — форма»

Оборудование и материалы: цветное ведерко с крышкой, мелкие игрушки (кубик, пирамидка-конус, кирпичик или прямоугольный брусок, цилиндр, грибочек, яичко, мячик).

Описание игры. Показать, как сложить все предметы в ведерко таким образом, чтобы устойчивые (кубик, брусок, конус, грибок) лежали наверху, а катающиеся (цилиндр, яичко, мячик) — внизу. Продемонстрировать ребенку закрытое крышкой ведерко, сказать: «Посмотри, там что-то лежит». Предложить ребенку опустить руку в ведерко и вытащить предмет. Рассмотреть его вместе с ребенком и похвалить: «Какая красивая игрушка!»

Попросить ребенка постепенно достать из ведерка все предметы и рассмотреть их вместе с ним. Показать ребенку, что кубик стоит устойчиво, на него можно сверху положить кирпичик, а сверху поставить конус или цилиндр. А вот яичко или мячик положить сверху на кубик нельзя — они круглые и скатываются. Предложить ребенку попробовать это сделать, чтобы он убедился, что это невозможно. Затем вместе с ребенком сложить все игрушки в ведерко.

Попросить ребенка достать все круглые предметы. Если он затрудняется, подсказать: «Кубик круглый? Нет. Тогда что мы достанем? Правильно, мы достанем мячик и яичко». Затем снова все убрать и предложить ребенку достать прямоугольные предметы, подсказывая, что они не круглые, у них есть четыре угла. Постоянно пояснять ребенку: «Итак, грибок нам подходит? Нет. А конус? Тоже нет — у него один угол. Поэтому мы достанем кубик и кирпичик — у них по четыре угла. А конус, цилиндр и грибочек — не круглые и не квадратные. Посмотри, у цилиндра донышко круглое и верхушка круглая, а у конуса донышко круглое, а верхушка острая (уголком), грибок состоит из полукруга и полуовала».

Для следующей игры можно поменять набор игрушек.

«Наш предмет имеет цвет»

Оборудование и материалы: ведерко, игрушечные продукты: желтый банан, оранжевый апельсин, огурец, редиска, слива, белое яйцо, черный шоколад.

Описание игры. Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка, и отмечать, какие они красивые. Помочь ребенку разложить предметы так, чтобы все они были в поде его зрения и не закрывали друг друга.

Затем вместе с ребенком разложить их на столе по цветовой гамме: вначале красная редиска, потом рыжий апельсин, желтый банан, зеленый огурец, синяя слива. Черный шоколад и белое яйцо ребенок кладет как хочет. Ребенок может полюбоваться яркими предметами. Затем вместе с ним нужно опять собрать игрушки в ведерко и закрыть его крышкой 

Реклама

Можно усложнить задание: «Найди мне то, что у нас рыжего цвета». Если ребенок затрудняется с ответом, задать наводящие вопросы: «Какую форму имел предмет рыжего цвета? Он был квадратный, как кубик? Нет. Может, он похож на конус? Нет. Он был круглый, среднего размера. Вспомни, он больше редиски и больше, чем слива и чем яйцо. Правильно, это апельсин. А теперь найди мне синий предмет, а потом зеленый».

Таким образом игра может повторяться несколько раз с разными вариантами.

«Нанизывание колец на стержень»

Оборудование и материалы: пирамидка, состоящая из стержня, укрепленного на основании, и разноцветных колец, нанизанных на этот стержень.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку с нанизанными на нее кольцами разных цветов. Затем снять кольца и показать только основание со стержнем. Снова нанизать кольца на стержень и предложить ребенку проделать то же самое.

В следующий раз взять не одну пирамидку, а пять — одинакового диаметра, но разного цвета: одна — желтая, вторая — красная, третья — голубая, четвертая — белая, пятая — фиолетовая. Показать ребенку каждую пирамидку в отдельности, потом взять одну (например, красную) и сказать: «Смотри, какая красивая! Давай разберем ее и соберем заново». Аналогичные действия выполнить с оставшимися пирамидками.

Затем предложить ребенку скомбинировать колечки из разных пирамидок и сделать цветную пирамидку. «Давай возьмем и нанижем на стержень сначала красное колечко, затем дай мне желтое, теперь фиолетовое, а затем зеленое, голубое и белое. Итак, пирамида собрана. А теперь собери ты точно такую же».

Можно помочь ребенку подсказками. Если он выполнил задание верно, обязательно похвалить его.

«Нанизывание колец на конус»

Оборудование и материалы: пирамидка конической формы из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку: «Смотри, какая красивая, но совсем не такая, как в прошлой игре. Давай разберем ее и соберем заново. Только надо быть внимательным. Если ошибешься, нанижешь неправильно кольца, пирамидка будет неровная». Собрать пирамидку вместе с ребенком.

«Матрешка»

Оборудование и материалы: трехместная матрешка или набор любых вкладышей (мисочки, стаканчики и т. д.).

Ход игры

Взрослый. Посмотри, какая у нас подружка. Ее называют матрешкой. Какой у нее красивый сарафан, какой яркий, цветастый платок, какая она нарядная! Посмотри, у нее есть глазки, носик, ротик, волосики. Давай с ней играть. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее, что у нее внутри? Внутри у нее еще одна матрешка, такая же нарядная, красивая, только чуть-чуть поменьше и тоже раскрывается. А что у этой матрешки внутри? Смотри, какая маленькая матрешечка, совсем как ты. Просто кроха! Попробуй сложить их сам.

Ребенок складывает и раскладывает матрешек. Взрослый придумывает ему задания:

• покажи, где у матрешки глазки, ротик, платочек;

• покажи всех ее сестричек;

• расставь всех трех матрешек рядом. (И т.д.)

«Вкладываем и перекладываем»

Оборудование и материалы: емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки), большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

«Построим башенку»

Оборудование и материалы: кубики, призмы, конусы (пластмассовые или склеенные из картона).

Описание игры. Предложить вместе построить стену из кубиков, а по бокам сделать башню из призмы и конуса. По ходу строительства давать ребенку задания и оценивать его действия: «Подай мне крышу для башни. Правильно, это конус». Затем предложить ребенку строить самостоятельно. Можно ему помогать — подавать нужные материалы.

Примечание. Подводя итоги игры, обязательно похвалить ребенка и его постройку и предложить на следующий день повторить игру.

«Разноцветные бантики»

Оборудование и материалы: банты красного, розового, оранжевого, желтого, синего, фиолетового цветов, куклы в платьях таких же расцветок.

Ход игры

Показать ребенку кукол в разноцветных платьях и посадить их на стол.

Взрослый. Посмотри, какие у нас интересные гости. Давай сделаем их чуточку симпатичнее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? (Ребенок называет) В коробочке для каждой куколки лежат бантики, точно в тон платью. Какой бантик подойдет к красному платью? Правильно, красный, к розовому — розовый, к оранжевому — рыжий, к синему — синий и т.д.

Взрослый прикалывает к платью соответствующего цвета бантик.

Взрослый. Подойди ко мне и подбери к кукле в синем платье бант такого же цвета. (Ребенок выполняет.) Нет, бант подобран неправильно, кукла его не возьмет.

Если ребенок затрудняется или делает неправильно, взрослый сам привязывает двум куклам бантики, а остальным бантики должен подобрать ребенок.

На следующем занятии можно предложить ребенку подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

«Разноцветные фонарики»

Оборудование и материалы: фонарики из бумаги желтого, зеленого, красного, синего цветов, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски, кисти.

Ход игры

Взрослый (показывает шкатулку). Что лежит в моем волшебном сундучке?

Ребенок. В нем лежит фонарик.

Взрослый. Какого цвета? (Ответы ребенка.) Что еще в сундучке?

Ребенок. Еще фонарик.

Взрослый. Назови, какого он цвета.

Таким образом извлекаются все фонарики.

Взрослый. Давай поиграем: спрячем фонарики и будем искать.

Взрослый прячет фонарики, ребенок ищет их, берет по одному и подходит к взрослому.

Взрослый. Где был фонарик? Какого он цвета? (Ответы ребенка.) Итак, мы нашли много-много фонариков, все они разные: синие, зеленые, желтые, красные. Подними их вверх, как будто зажглись веселые огоньки и стало наряднее, светлее. Теперь опусти фонарики - вот наши огоньки и погасли.

Взрослый подходит к мольберту, показывает на лист бумаги темного цвета.

Взрослый. Как мрачно! Ничего не видно, ни единого огонечка. Но сейчас мы зажжем фонарики, будет очень красиво и светло. Подходи к мольберту.

Ребенок наносит кистью один цветной мазок, затем другой, третий — получается много огоньков.

«Фигуры в домиках»

Оборудование и материалы: 3 — 4 геометрические фигуры разного размера из дерева или картона (кружочки, квадратики, овалы, треугольники); решетки-ячейки с отверстиями, соответствующими размеру фигур.

Описание игры. Попросить ребенка собрать фигуры одинаковой формы, например, все кружочки, затем все квадратики и т.д. Затем предложить собрать фигуры по размеру: вначале все маленькие кружочки, маленькие треугольники и т.д., а потом все фигуры большого размера.

Если ребенку трудно сразу выполнить задание с большим количеством фигур, можно упростить его и предложить выполнять поэтапно. Вначале закрепить действия с кружочками (закрепление формы и размера), затем поочередно с остальными фигурами. Только после этого перейти к комбинации всех фигур, причем разных размеров в одной игре. Заключительный этап игры — размещение фигур в решетках. Ею тоже можно проводить этапами. Сначала предложить разместить в решетки- ячейки фигуры одной формы (квадраты), потом другой и т.д.

На следующей стадии дать задание разместить в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

Примечание. В этих достаточно сложных заданиях требуется предельное внимание и терпение взрослого. Подсказывать ребенку нужно осторожно, чтобы не обидеть его, обязательно хвалить за правильно выполненное задание. Чтобы закрепить полученные навыки, можно применять метод «рисования» — исследование контура фигуры с помощью пальцев.

«Дорисуй картинку»

Оборудование и материалы: картинка, на которой с левой стороны нарисованы знакомые ребенку предметы.

Описание игры. Предложить ребенку, глядя на оригинал слева, нарисовать такую же картинку справа.

«Сделай то, что я скажу»

Оборудование и материалы: кубики, две матрешки (любые другие небольшие фигурки), две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машинка.

Ход игры

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.

Взрослый. Помоги матрешке спуститься с лесенки.

Если ребенок все делает правильно, его хвалят.

Взрослый. А теперь расскажи, как матрешка спускалась с лесенки.

Ребенок. Прыг-прыг-прыг.

Взрослый. Попроси водичку умыть куклу в красном платье.

Ребенок (находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая). Водичка, водичка, умой кукле личико!

Взрослый. Помоги матрешке подняться по лесенке: вверх, вверх... Вот она и наверху. А теперь куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай.

Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».

Взрослый. Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине.

Ребенок (катает и приговаривает). Вперед — назад, вперед — назад.

Можно придумать другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности».

-повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;-развивать основные движения средством  подвижной игры.- укреплять здоровье детей, спосо...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....