«Влияние народного фольклора на духовно-нравственное воспитание детей»
консультация

Васюкова Ольга Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_folklor.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

                              Консультация для родителей  

                           «Влияние народного фольклора

               на духовно-нравственное воспитание детей»

   Я, как и все российские педагоги,  всегда связывала воспитание  детей дошкольного возраста с развитием их духовно-нравственной сферы  и в своей работе всегда руководствовалась  основной  целью – воспитание  ребенка мыслящего, доброжелательного, совестливого, готового к милосердию. В достижении данной цели стало традиционным обращение к народным истокам, к фольклорному искусству русского народа.

   Наблюдая за нашей молодёжью, я всё чаще убеждаюсь, что у некоторых её представителей совершенно отсутствуют какие-либо жизненные ценности. Они потеряли уважение к людям, к их мировоззрению, устоям. Нашу молодёжь совершенно не интересует история нашей страны, её  культурное наследие. Многие из молодых людей не могут раскрыть суть таких понятий, как «гражданин», «патриот». Это всё очень печально.  Я  не хочу, чтоб наши дети выросли такими равнодушными. Ведь именно равнодушие является главной проблемой  молодёжи.  Мы, как педагоги ещё можем исправить ситуацию. И начинать  духовно-нравственное воспитание необходимо  с самого раннего детства.

   В настоящее время происходит переосмысление жизненных ценностей. Повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, своего народа. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

   Русская культура всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят  вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

И поэтому необходимо воспитывать у детей любовь к своей Родине, уважение к её культуре, традициям.

Через родную песню, сказку, танец, через овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. С самого раннего детства детей следует окружать  предметами,  воспитывающими   чувство красоты, любознательность. Эти предметы  должны быть национальными. Это поможет детям  понять, что они - часть великого русского народа.

    Сказки, загадки, поговорки, пословицы, народные песни и танцы так необходимы детям.  Потешки, прибаутки,  заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

   В произведениях устного народного творчества занимают уважительное место отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

   Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

   Работая в ДОУ, я веду планомерную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.     Основными задачами этой работы являются, прежде всего: воспитание у детей любви и уважения к своей семье, родителям, к своей Родине; формирование интереса к людям другой национальности, уважение к их культуре; формирование таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру.

   Я, как музыкальный руководитель, организую работу по проведению  фольклорных праздников, таких как «Осенины», «Кузьминки», «Святки», «Масленица», «Сороки» и др.  Включаю в музыкальные занятия народные песни, танцы, игры. Так же стараюсь знакомить детей с культурой других народов.

    Работая над темой «Логоритмика, как воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи у детей дошкольного возраста», я  использую на занятиях различные потешки, считалки, дразнилки, народные игры, которые легко запоминаются и очень нравятся детям.

   В нашем ДОУ проводятся следующие виды работы по ознакомлению детей с русской народной культурой :

1. Знакомство с традициями русского народа, проведение фольклорных  праздников.

2. Знакомство с народным искусством: лепка, рисование, аппликация.

3. Знакомство с русскими народными играми.

4. Создание мини-музея «Русская изба».

5. Изучение малых фольклорных форм: потешек, песен, частушек, пословиц, поговорок, скороговорок, дразнилок и др.

Проведение фольклорных обрядовых праздников  дают возможность детям

познакомиться с историей своего народа, с его традициями, укладом жизни и народной мудростью. Такое знакомство начинается с младшей группы. В этом хорошо помогает кукольный настольный театр, пальчиковый театр, театр народной деревянной игрушки.

   Начиная с младшей группы необходимо приучать детей к красоте звучания народных инструментов, таких как: ложки, бубенцы, погремушки, свистульки.  Детям очень нравится играть на таких музыкальных инструментах. В дальнейшем дети учатся исполнять несложные мелодии на металлофоне и ксилофоне, например «Андрей-воробей», «Кошкин дом», «Василёк» и др. Своё умение дети показывают на различных календарных народных праздниках, посиделках,

                         

    Для детей праздники имеют особое значение. Знаменитый русский педагог

Константин Дмитриевич  Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых, - ребёнок с нетерпением ждёт каждого праздника, считая дни. Детство было бы скучным и не интересным, если бы не было  праздников. Детям очень нравится готовиться к праздникам, изготовлять атрибуты,  костюмы.

   В России всегда было много праздников. Самые первые из них были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе праздников стоял образ колеса времени, которое вращается от зимнего Солнцеворота до летнего Солнцеворота – макушки лета. Календарные праздники рассказывали о взаимодействии людей с космосом, природой, божеством.

   Среди праздников народного календаря можно выделить следующие: Рождество, Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Пасха, Красная горка, Праздник Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины. (Приложение 2)

   Так же в среде деревенских общин и в городских кварталах справлялись «полупраздники». Они устраивались в честь покровителя какого-либо ремесла, животных, дней начала и окончания полевых работ. «Полупраздником» или малым праздником считалось воскресенье – день недели, который считался днём отдыха.  «Воскресенье» получило своё название  в конце XIII-начале XIV вв. в память о воскресении  Иисуса Христа.  Сочельник – день накануне большого праздника,  так же является малым праздником.

   Каждый праздник имел свои обычаи, свой сценарий, свои действующие лица, песни, игры, хороводы, специфические блюда. Праздники играли и продолжают играть очень важную роль в жизни людей. Они носят образовательную функцию, способствуют сближению людей, развивают их эмоциональную активность.

   Праздник – это особое событие в жизни детей. Через праздник дети приобщаются к жизни своего народа, всесторонне развиваются, учатся радоваться и переживать. Начиная с младшей группы, дети принимают активное участие в фольклорных праздниках. Они узнают о традициях, обрядах, участвуют в играх, хороводах, танцах. Дети старшего дошкольного возраста очень любят  изображать ряженых, играть с малышами. На Масленицу дети с удовольствием играют со скоморохами, Бабой-ягой; с интересом  наблюдают за сожжением чучела. На Пасху детям очень нравится раскрашивать яйца, играть и обмениваться ими. Все праздники народного календаря оставляют неизгладимое впечатление у детей.

   Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, необходимо уделять больше времени народным подвижным играм. Ведь подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребёнка. Именно в таких играх он может проявить смекалку, ловкость, любознательность, чувство товарищества.

   Фольклорные игры являются незаменимым дидактическим материалом в эстетическом воспитании детей. Детям очень нравятся  русские народные игры, потому что в них много юмора и задора.   Они доступны и понятны.   Пока ребёнок ещё мал.  Все игры направлены непосредственно к нему. Его забавляют, поют потешки, колыбельные.  Затем в детском саду ребёнок участвует в коллективных играх, это помогает ему сблизиться, сдружиться с другими ребятами.

   Игра – это всегда развлечение, забава, в процессе которой дети могут проявить себя. Яркие образы добра и зла в играх вовлекают детей в сказочный мир. В процессе игры ребёнок познаёт мир, новые образы, развивает творческое воображение, приобретает определённые навыки и умения.  Игра развивает ребёнка физически, развивается его моторика, укрепляется мышечный аппарат, развивается ритмический слух.

   Народные игры являются эффективным педагогическим средством формирования личности ребёнка. Игры развивают эмоциональную отзывчивость, интерес ребёнка к различным видам искусства – музыке, слову, танцу, к их взаимодействию. Игры создают благоприятный микроклимат в группе, развивает доброжелательные отношения между детьми.  Фольклорные игры помогают развитию творческого начала у детей. Это форма самопознания и самовыражения одновременно.

 В качестве материала для таких игр могут служить песни различных жанров – хороводные, плясовые, игровые,  прибаутки.

При проведении фольклорных игр необходимо использовать различные атрибуты: маски, предметы интерьера, музыкальные инструменты.

   Фольклорные игры помогают развивать речь детей, координацию движений, формировать у  детей навыки декламации  текста в разных темпах, тембрах, с разной динамикой, с ускорением и замедлением и т.д. Помогают  в изучении возможности своего голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шёпот, скандирование, пение.

Логоритмические    игры    на    фольклорную    тематику     проводятся   с

использованием звучащих жестов, движений, игры на шумовых инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка Консультация для родителей

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...