"Открываем для ребенка мир живописи"
консультация (подготовительная группа)

Дубинина Лариса Павловна

В статье представлена работа по ознакомлению дошкольников с живописью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryvaem_dlya_rebenka_mir_zhivopisi.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫВАЕМ ДЛЯ РЕБЕНКА МИР ЖИВОПИСИ

Важным средством формирования духовного мира детей является живопись. Александр Блок говорил: «Живопись учит смотреть и видеть».

         С чего же начать приобщение детей к живописи? С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, перед репродукцией картины, той красотой, которую открыл для нас художник, мимо чего мы прошли мимо и не заметили, а он заставил остановится и задуматься, откликнуться душой, чтобы мы радовались и дарили эту радость нашим детям. А после того как вы выразили свое чувство, высказали свои мысли, оценки, ведите ребенка дальше за собой, пусть он увидит красоту вашими глазами, примет в свое маленькое сердце то, что любите и понимаете вы. Через оценки взрослого, его эстетический вкус, начинается формирование собственного отношения ребенка к произведениям искусства.  

Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими. Искусство несет радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Поэтому знакомить детей с миром искусства надо как можно раньше, начиная с детского сада.

Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события.

При ознакомлении детей с произведениями живописи необходимо сообщить названия картины и фамилию художника, рассказать, о чем написана картина, что самое главное в ней, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали, что красивого показал своим произведением художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Знакомство с художественными шедеврами можно превратить в познавательную игру. С маленькими детьми можно просто описывать картину, обращая внимание на детали, разнообразие красок и оттенки цветов. С детьми постарше можно акцентировать внимание на сюжете и настроении людей, изображённых на картине, и на конкретных примерах рассказать о жанрах и направлениях в живописи.

Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Портрет – один из самых сложных жанров живописи. Покажите детям, что при создании портрета художники стремятся к передаче характера человека, показывают его внутренний мир. Художники создают портреты не только знаменитых людей, но им интересны и простые люди, и дети. Дошкольников можно знакомить с портретами В. А. Тропинина, И. Е. Репина, И. Н. Крамского. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой.

Еще один жанр живописи– это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И. Шишкин, А.Саврасов - певцы русской природы. Они показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт – картина, на которой изображены различные неодушевлённые предметы («мёртвая натура» в переводе с французского). Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей. Среди мастеров натюрморта можно назвать имена И. Т. Хруцкого, Е. И. Волошина, К. С. Петрова – Водкина, М. и др. Натюрморт привлекает внимание ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т. Яблонская «Утро»), какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В. Сурикова, как А. Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега и др.

Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Собери пейзаж», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы», «Четвертый лишний» и др. А можно даже попробовать повторить шедевры и создать свою реплику картины.

Для полноценного развития и приобщения детей к живописи необходимо организовывать посещение музеев, выставок, художественных галерей.

Живопись не только доставляет эстетическое наслаждение, она помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок открывает мир искусства

Знакомство с натюрмортом,с книжной графикой,с репродукциями картин художников....

из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"

Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

Знакомство ребенка с живописью

Знакомство ребенка с живописьюКак рассказывать детям об искусствеНачинать изучение жанров живописи лучше с 3 — 4 лет и с самых простых из них: натюрморт, пейзаж, портрет...

Буклет для родителей «Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир.»

quot;Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир."Семейное чтение - это атмосфра, которую вы создаетедля своего ребенка.  А книга подобраная согласно возрасту поможет  вам вме...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...