Зима. Эко заметки.
занимательные факты (средняя группа)

Теслюк Татьяна Вячеславовна

Дети, которые летом укладывались в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня.  Но попробуйте все -таки обратить внимание ребенка на то, что на часах уже восемь, и пора выходить из дома, а за окном ночь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_zametki_zima.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМОЙ.

Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы . Конечно, утром хлопот в каждой семье хватает. Но попробуйте все-таки обратить внимание ребенка на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном – ночь. И вечером свет в квартире приходится зажигать прямо с порога, А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?

Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышом наблюдения за погодой, приучать его замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег... Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.

Дошкольника можно познакомить с  термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Покажите ребенку сначала нулевую отметку на шкале, познакомьте с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малыша отсчитывать градусы на шкале: каждое деление – один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель – научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18.  Спустя некоторое время – снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Снег – он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку фазу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, тотчас превратившись в капельку, она на морозе через одну-две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды.

 А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить. Обратите внимание ребенка: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать – пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели – плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

 Много радости и удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели... Одни склевывают рябину (спасибо, люди, что ягод не тронули!), другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби – всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку

Материал может быть использован логопедами  уголке для родителей....

Экспертам на заметку!

Внимание эксперты! Данная памятка поможет вам правильно заполнять экспертное заключение атестуемым воспитателям....

Родителям на заметку

Информация для родителей...

Родителям на заметку!

Как выбрать спортивную секцию?...

родителям на заметку

информация в  уголок для родителей...

Заметка: "Музыкальный спектакль"

Театр – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к...