Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников
статья (младшая группа)

Антипова Людмила Евгеньевна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В настоящее время наша страна переживает сложнейший этап в своей истории, поэтому в современном обществе особенно остро и актуально зазвучал вопрос о патриотизме: Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

 Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (Пункт 14.1 ФОП ДО). В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Младший дошкольный возраст – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом, потому что детская психика этого возраста пластична. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с младшего возраста (3-4 года), а с самого младенчества.  Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого рождения. А здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.  Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями и потешками, которые использует его семья. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его внутренний мир. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.  Поэтому можно сделать вывод, что патриотическое воспитание начинается с устного народного творчества: потешек, колыбельных песен, сказок. То, что веками передается из уст в уста, из поколения в поколение.

  Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края : сквер или парк, пруд или река, лес или поле постепенно оживают для него. Домашние, а затем дикие животные. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые окружающие ребенка выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в последовательности: любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране. Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным. А наша задач , взрослых, заинтересовать, показать, объяснить .У дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.

 Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир. Ведь каждый из вас хочет- что бы его ребенок и он сам жив в достойном обществе с нравственными ценностями. Наша с вами задача заключается именно в том-что бы воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"

Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стал...

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»...

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

Статья о важности нравственного воспитания детей с ранних лет, актуальность проблемы в современном обществе....

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Проект «Мы дети Югры» как средство нравственно- патриотического воспитания младших дошкольников

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека зд...