Работа с родителями
консультация

Манжосова Ольга Николаевна

Консультации и информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Физическая готовность . На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Эмоционально-волевая готовность.

Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учиться, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

Манжосова О.Н.,педагог-психолог высшей

квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

Новоселицкого муниципального

округа Ставропольского края

356356, Ставропольский край,

Новоселицкий округ, с. Китаевское,

ул. Садовая, 11

2024 год

Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Задачи:

  • обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
  • дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС.

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

Ход встречи:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли возможность прийти на нашу встречу, которая посвящена обсуждению проблемы психологической готовности детей к школе.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.

Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л.А. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность,
  • интеллектуальная подготовка,
  • эмоционально-волевая зрелость,
  • социально-личностная готовность.

Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.

Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните, что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!

Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:

  • Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  • Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

ВНИМАНИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.

Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.

ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:

  • Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
  • Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
  • Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
  • Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
  • Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.

ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
  • По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
  • Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
  • Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.

МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Объединять предметы в группы по определённым признакам.
  • Находить закономерность в построении ряда предметов.
  • Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
  • Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
  • Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

РЕЧЬ. К семи годам ребенок должен:

  • Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
  • Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
  • Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
  • Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
  • Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
  • Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.

Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.

Вопросы для поступающих детей в школу:

  • свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;
  • название страны;
  • имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дни недели, части суток;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • уметь различать диких и домашних животных.

И рядом вы видите набор вопросов для учащихся 1-го класса.

  • Твои фамилия, имя и отчество?
  • Сколько лет твоей маме и твоему папе?
  • Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?
  • Название столицы нашей страны?
  • Название улицы, на которой живут твои родные?
  • Птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?
  • В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
  • В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?
  • Инструменты, которые есть у вас в доме?

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Эмоционально-волевая готовность к школе

  • Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
  • Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
  • Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
  • Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Социально-личностная готовность

  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении). Для чего все это нужно? Если все 28 человек в классе будут говорить или спрашивать что-то у учителя одновременно, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Если у ребенка будет затруднен контакт с учителем, то он будет бояться отвечать у доски, не сможет по необходимости уточнить задание, вовремя просить о помощи и др.
  • Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
  • Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т.д. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни, которые нужно соблюдать.
  • Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).
  • Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
  • Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) - чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.
  • Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.

Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника:

  • Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
  • Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
  • Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
  • Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
  • Правильное представление о школьной жизни.
  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.
  • Помните, что представления о школьной жизни у ребят складываются из наших с вами высказываний, бесед о школе. Поэтому оставьте все критические замечания в адрес школы, учителей, программ при себе.
  • Ребенку следует давать только положительную информацию о школе (беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу). Постарайтесь рассказать ребенку как можно больше ярких моментов из своей школьной жизни, о своих учителях, о своих первых трудностях и о том, как вы с ними справились, а так же о том, как вам пригодились в жизни школьные знания.
  • Не запугивайте детей школой и в то же время не обещайте лёгких побед. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Также хочу вам напомнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален.

  • Паспортный возраст (число лет и месяцев со дня рождения).
  • Биологический возраст (степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту).

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».

При выборе школьной программы постарайтесь учесть индивидуальные особенности вашего ребенка, реально оцените его физические возможности. Не «прячьте» проблемы. Не пропустите первые трудности. По мере необходимости не стесняйтесь обращаться к специалистам.

Первого сентября наши дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь! Первый день в школе – это цветы, улыбки, поздравления и радостные волнения «Мы уже школьники!». Но это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового.

Но, это ещё в будущем, а сейчас я хочу вам сказать спасибо, за то, что пришли к нам на встречу, за то, что беспокоитесь о том, какой будет школьная жизнь ваших дошколят.

Надеюсь, на дальнейшее сотрудничество и уверена, что вместе с вами мы постараемся сделать всё, чтобы в течение всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно. Ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

Желаю успехов и удачи! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

C:\Documents and Settings\Галина\Мои документы\галина\анимашки к школе\

Манжосова О.Н.,педагог-психолог высшей

квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

Новоселицкого муниципального

округа Ставропольского края

356356, Ставропольский край,

Новоселицкий округ, с. Китаевское,

ул. Садовая, 11

2024 год

Поступление в школу – не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовят, думают, обсуждают, выбирают школу и тревожатся…..

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников».

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Задание 1 Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Что в школе интересного?
3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание 2 Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

До начала учебы:

  • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и заканчиваются уроки.
  • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.



Предварительный просмотр:

  • Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
  • Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчать конфликты, внося в них долю юмора!

«Ребенок – не маленький взрослый. Он иначе мыслит, чувствует, воспринимает окружающий мир»

(Ж.Ж. Руссо)

МДОУ «Детский сад №3 «Тополёк»

Педагог-психолог: Манжосова О.Н.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Кризис 3-х лет

у детей

Что делать родителям?

malyishok-02

Капризный, упрямый, непослушный… Такую характеристику чаще всего дают детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончится в 4 года. Его пик приходится обычно на 2,6 – 3,2 года.

У некоторых детей этот период проходит плавно и почти незаметно, а у других сопровождается бурей эмоций и внутренних переживаний.

То, насколько быстро и легко пройдет кризисный период во многом зависит от:

  • Темперамента ребенка
  • Семейной атмосферы
  • Предпочитаемого стиля воспитания
  • Компетентности родителей
  • .. а главное – терпеливости окружающих ребенка взрослых.

Признаки кризиса 3-х лет

1. Упрямство становится определяющей чертой поведения ребенка. Он старается во что бы то ни стало отстоять свое мнение, полностью пренебрегая мнением взрослых.

2. Негативизм. Ребенок стремится все сделать только так, как «он хочет». Любая инициатива, идущая от взрослых, отметается. Отрицательная реакция вызвана не самим предложением мамы, а тем, что это предложение исходит не от него самого.

3. Деспотизм. Ребенок требует от взрослых делать все, чего ему хочется. Если есть младшие братья или сестры – ревнует. Может бить их, отбирать игрушки.

4. Строптивость. Малыш совершенно отказывается выполнять требования. Такое впечатление, будто бы он вообще их не слышит.

5. Симптом обесценивания. Ребенок начинает обижать родителей: ругаться, драться, обзываться. Он может впервые осознанно адресовать родителям бранные, нехорошие слова.

6. Своеволие - это стремление ребенка достигнуть своей цели любой ценой.

7. Протест – бунт. Ребенок в постоянном конфликте с окружающими. Будто бы объявил всем войну.

Как помочь малышу пережить кризис?

  • Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь сейчас или попозже?»).
  • Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо». Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
  • Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников».

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой.

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийтисказкотерапия.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём.

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые на его стороне.
  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Тополёк»

с. Китаевское

«Открытое мероприятие для родителей»

«5 компонентов готовности к школе»

Пресс-клуб

                                                                                 Манжосова Ольга Николаевна

                                                                              Педагог-психолог

С. Китаевское, 2023 г.

Цель: Формирование  активной  педагогической  позиции родителей; повышение  психологической  компетентности родителей  в  вопросах подготовки ребенка  6-7  лет  к  обучению  путем  создания «портрета» первоклассника.

Задачи:

•  Ознакомление  родителей  с  критериями  готовности  ребёнка  к  школе. Познакомиться и обсудить точки зрения родителей, педагогов на роль семьи в дошкольный период жизни;

• Информировать родителей о значимости типов школьной готовности для успешного обучения в начальной школе;

• Вовлечь родителей в  процесс  воспитания  своих детей через  игровую деятельность. Вырабатывание  совместного  решения  для  улучшения подготовки детей к школе.

Участники: родители старших и подготовительных групп

Ведущий: практический психолог

Ход мероприятия:

При входе в зал психолог раздает элементы  разрезных картинок школьных принадлежностей. Родители делятся на команды, собирая рисунок, рассаживаются за столы.

Психолог: Тема нашей встречи выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы:

- А готов ли мой ребенок к школе?

- Как будет учиться?

- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности.

Психологи считают, что немало важным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей.

Выполнение задания родителями: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего ребенка.

На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор (на столах лежат полоски)

Черная полоска – сильное беспокойство

Синяя полоска – умеренное беспокойство

Красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Высказывания родителей)

«Психологическая зарядка»

1.Все те, кто знает, что такое школьная зрелость – хлопните в ладоши.

2.Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.

3.Покачайте головой все те, кто считает, что школа - это страшно и сложно.

4.Для кого главным критерием в выборе школы является ее престижность и современная программа – постучите себя кулаком в грудь.

5.Если поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните глазом.

6.Если в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.

7.Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.

8.Улыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.

Психолог. Что бы постараться разобраться во всех ваших проблемах и вопросах по данной теме,  сегодня мы открываем школу для родителей!!! (звенит звонок).

Психолог. Уважаемые родители,  закончите предложение предложенными вариантами «Готовность своего ребенка к школе я рассматриваю…» обоснуйте свой выбор или дополните суждениями своими формулировками.

Варианты:

- Как период прохождения ребенком разного рода испытаний.

- Как период смены образа жизни ребенком образа жизни.

- Как обычный период детства (ответы родителей).

Психолог. Обратите внимание на информационный стенд. Психолого-педагогический феномен «Готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности. Ответьте, опираясь на информационный стенд, из каких типов готовности она состоит. Я вам помогу: физическая, психологическая, педагогическая.

 Урок валеологии (звенит звонок)

Психолог. Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. Чаще всего родители говорят о сохранении здоровья, реализации потребности ребенка в движении, укреплении организма, но мало кто знает, что физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях.

Скажите, если ребенок физически ослаблен, какие трудности он будет испытывать?

Задание для родителей: Составление примерного режима дня для первоклассников.( Работа в группах. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.)

Психолог. К физической готовности относится развитие мелких групп мышц. Предлагаю выполнить упражнения, которые помогают развивать кисти рук, ручную умелость.

 Задание: Родители выполняют упражнения под сопровождением психолога-

1. графический диктант,

2. рисование двумя руками одновременно,

3. кинезиологические упражнения (Л.П.Сиротюк)

Перемена. Закончи предложение.

Ведущий кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу:

Варианты фраз:

-Поступление моего ребенка в школу, я мечтаю, чтобы…

- Сначала школьной жизни ребенок становится больше:

-Когда ребенок говорит, что боится идти в школу для меня это значит…

- В школе мой ребенок будет…

- Главное в учебной деятельности ребенка это…

- Готовность своего ребенка к школе я оцениванию по тому, как …

-Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что …

- В моем понимании, хорошо учится это…

- Я думаю, что школа для моего ребенка…

Урок чтения. Психологическая готовность.

Психолог. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных на нашей схеме (обращать внимание на информационный стенд).

Мотивационная готовность.

Психолог. Под  ней  понимается  сформированная  мотивация  к  обучению. Родители должны объяснить детям зачем надо ходить в школу. Формировать желания получать всё больше знаний и умений. Больше давать самостоятельности. И когда ребёнок сформирует эту готовность в себе он пойдёт в школу и у него не будет особых проблем.

А теперь давайте обратимся к поэзии. Определите о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка к школе говорится в следующих примерах:

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной –

Дорога становится длинной – предлинной.

А если в корзине пылает малина –

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка

С корзиной малины шагает сережка.

«Приду я – и маме отдам всю малину

И скажет мне мама «Бери половину!»

Зачем же мне всю – то  корзину нести?

Свою половину я съем по пути

И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Психолог. Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности?

Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом?

Психолог. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т.е. ребенок должен ответить себе на вопрос ради чего я буду это делать, он решает, как ему поступить – как хочется или как можно. Какими формами работы можно помочь ребенку в формировании положительной школьной мотивации (ответы родителей: беседы, игры, поход в школу).

Перемена.  

Просмотр видео – интервью детей «Что в школе самое, самое…».

Выставка детского рисунка «Я – будущий первоклассник».

Урок общения.  Коммуникативная готовность.

Задание: Инсценировка стихотворения

Выбор Ежа и Зайчика. Раздача атрибутов.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то, они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул

Заяц: «Я первый!», а Ежик: «Нет- я»

Не уступают друг другу друзья,

Заяц обиделся: «Значит, ты Еж, мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей решения (ответы родителей).

Психолог: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ежик договорились

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то, они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц сказал: «Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ежик друзья»

Какой тип готовности  к школе должен быть сформирован, чтобы преодолеть эту ситуацию? Правильно, коммуникативное. Умение войти в детский коллектив, устанавливать контакт с учителем, сохранять чувство дистанции. Каждый человек должен уметь слышать другого, воспринимать и стремиться понять его. Вы, как первые и самые важные учителя ребенка можете во многом помочь ему, а для этого запомните следующее:

- Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать - «Да он разговаривает точь -в -точь, как его отец!»

- Нужно помнить, что дети больше всего любят  учиться, даже больше, чем есть конфеты, но ученье – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

Урок самостоятельности. Эмоционально – волевая готовность.

Эмоционально – волевая готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением. Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. Как можно помочь ребенку в формировании навыков  произвольного  поведения? (ответы родителей)

 Перемена.  

Упражнение  «Психологические пазлы»

Закончите фразу, стоящую в первом столбике, найдя ее продолжение во втором.

Чтобы детям сладко спать

Надо правильно дышать

Лук, чеснок - вот это чудо                                              

Массажируем ладонь

Чтобы кашлем не страдать                                              

Нужно музыку включать

Раз фасоль и два фасоль                                                

Повысят ваш иммунитет

В шарик воздух нагоняем

Объем легких расширяем

Трав душистый аромат

Ох, боится их простуда

Яркий цвет и яркий свет

Сон улучшит во сто крат

 Урок математики. Интеллектуальная готовность.

Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения (игры на развитие памяти, мнемотехники, игра родственники). Высокий уровень обучаемости на прямую связан с познавательной активностью. Есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность с помощью экспериментирования, наблюдения, коллекционирования.

Просмотр видеоролика «Новости с группы» (Видео занятий дефектолога, психолога )

Подведение итогов. Урок труда. Упражнение с салфеткой

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).

Свернуть салфетку пополам,

отрезать верхний  правый угол,

отрезать нижний правый угол.

свернуть еще раз пополам:

отрезать правый верхний угол.

Посмотрите у всех получились разные рисунки, хотя задание было у всех одинаковое. Вот так и наши дети все разные, с индивидуальными особенностями (физиологическими, психологическими). Готовя ребенка к школе, наберитесь терпения, вспомните себя в детские годы. Не обижайтесь на ребенка, если у него не сразу все получится. Самое главное, чтоб он знал, что его любят и поддерживают.

Звенит звонок

Рефлексия «Чудесная сумка».

Чтобы вы хотели положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных в ходе нашей встречи знаний, умений, навыков? (Ответы родителей)

Используемая литература:

  1. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С –П, «Питер», 2007г.
  2. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г.
  3. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2.
  4.  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. - 2-е изд. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995.
  5. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010
  6. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000.
  8. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие.
  9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.
  10. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. - 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...