"Семейное чтение"
консультация (средняя группа)

Таращанская Любовь Витальевна

Конскльтация для родителей "Семейные чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Семейные чтения»

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища:

 вкусная, питательная, светлая, способствующая  их духовному росту»

                                                                                                       К.И. Чуковский

Что читать детям 4-5 лет

        Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. По мнению многих авторитетных психологов и педагогов, дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!», «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть, Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть, Зайчика нужно оставить жить на улице?

        Именно на таких детальных разборах о прочитанном, и зарождается в ребенке нравственность. Еще в 19 веке русскими учеными доказано, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!

Очень важно!!! Каждую прочитанную книгу с ребенком необходимо обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

        Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 - 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

        В возрасте 4 - 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего, малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоиться в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:

Русские народные сказки: Смоляной бычок, Зимовье зверей, Гуси-лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Жихарка, Два жадных медвежонка, Три поросенка, Привередница, Петушок и бобовое зёрнышко, Царевна лягушка, Снегурочка, Крылатый, мохнатый да масляный, Лисичка-сестричка и волк;

А.С.Пушкин: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)

Ш.Перро: «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

В.Сутеев: «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.

Б.Заходер: «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.

К.Чуковский: «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.

С.Маршак: «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.

В.Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С.Михалков: «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», «Трезр» и др.

В.Бианки: «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил»,

Г.Х.Андерсон: «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.

Н.Носов: «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.

В.Осеева: «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.

З.Александрова: «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.

Е.Благинина: «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца»  и др.

Г.Остер: «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.

Бр.Гримм: «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.

"Как организовать домашнее чтение?"

                   

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории  можно, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.;
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги;
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно»;
  • Дошкольники слушают чтение не более 15-20 минут, затем их внимание рассеивается. Ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть он  повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации;
  • Следует помнить про детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, вновь и с  большей силой  начинают пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...