Семинар - практикум для родителей "Использование нетрадиционных приёмов для развития мелкой моторики рук с детьми ЗПР"
материал (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_prakt_2024.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001

СЕМИНАР

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ДЕТЬМИ ЗПР»

Разработала:

Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2024

ЦЕЛЬ: - Привлечь родителей детей с ОВЗ к совместной коррекционной – развивающей работе с их детьми;

- Построение эмоционально – доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

ЗАДАЧИ: - Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

- Дать родителям знания о значении мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка;

- Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

МАТЕРИАЛ: прищепки, шнуровальные планшеты, крышки, нитки; игрушки от киндеров, резиновые коврики, ленты разного цвета, носовые платочки, счётные палочки и т.д.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра» А.С.Макаренко.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных эталонах, в которые мы играем с нашими детьми.

И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме семинара - практикума. Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
В дошкольном возрасте посредством игры развиваются органы чувств детей,
происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Дети с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
И сегодня, уважаемые родители, мы хотим предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.
Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется!

Выставка демонстрационного материала для родителей по теме.

Итак, уважаемые родители, сегодня я хочу предложить Вам принять участие в семинаре – практикуме на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей ЗПР»

В своей работе с детьми я использую пальчиковый игр тренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пробок, цветных палочек, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, нитками, прищепками и т.д.; а также рисование пальчиками на крупе, песке, рисование ладошками; разные виды шнуровок, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, пазлы, мозаики и т.д.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

Многообразие шнуровки представлены на выставке – такие игры с детьми развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки; развивают творческие способности, способствуют последовательности действий.

В своей работе с детьми я использую игрушки от киндеров, спрятаны в крупе, дети ищут игрушки, достают и называют, какая игрушка была спрятана. Сейчас мы с вами поиграем в эту игру.

Игра: «Ёжик».
Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик.
Игра: «Бусы».
Из мелких сушек, нанизанных на нитку, могут получиться отличные бусы и браслеты.
Игра: «Разрезные круги».
Опять нам на помощь приходят разовые тарелочки. Разрежьте их на несколько частей и попросите ребенка собрать их в одно целое. Тарелочка разбилась, а ребенок ее собрал. В этой игре развивается не только тактильно-зрительное восприятие, но и усидчивость.
Игра: «Песочница» на кухне.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего ребёнка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игра: «Мозаика из пробок».
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра: «Шагаем в пробках».
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если ваш ребёнок будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят все малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
А если взять круг из картона или другие картинки и прицепить к ним прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга или других картинок и прищепок сделать…что? Яблоко, бабочку и т.д.
Игры с крупами.

Игры с ковриками.

СУ – ДЖОК (для самомассажа кистей рук). (Набор шарики с шипами, внутри специальные металлические кольца, массажёры). В домашних условиях можно использовать бигуди.

Катать мячик, крутить мячик пальчиками, подбрасывать и ловить мяч, сжимать мяч и т.д.

Пружинные кольца одеваются на пальчики и прокатываются по ним, массируя каждый пальчик (происходит покраснение потом тепло).

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и
самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще всего применяйте в игре фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем!

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.

Будут будут из печи
Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять-таки её Величество Сенсорика!
Мы уже говорили, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.

Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолину большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается? а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Мы сегодня познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры.
Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Уважаемые родители!
Закончена игра!
Она у нас Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!

Подведение итогов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).

Рефлексия.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация методических приёмов по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП ( 1-й год обучения)

Систематизация методических приёмов по развитию мелкой                        м...

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными. Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальца...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи

Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Работая с детьми раннего возраста, я наблюдала за детьми и выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев....

«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и...