Мои первые шаги в детском саду
консультация

Исмагилова Светлана Викторовна

Проект: адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Мои первые шаги в саду»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: интегрированный.

Участники проекта: воспитанники группы раннего развития (дети 2-4 лет), родители, бабушки и дедушки, педагоги, специалисты сада.

Актуальность проекта: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pervye_shagi_v_detskom_sadu.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мои первые шаги в детском саду

Проект: адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Мои первые шаги в саду»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: интегрированный.

Участники проекта: воспитанники группы раннего развития (дети 2-4 лет), родители, бабушки и дедушки, педагоги, специалисты сада.

Актуальность проекта: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

 

Цель проекта: помощь детям и семьям воспитанников в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение методам проведения групповых занятий в адаптационный период; соблюдение режима и правил детского сада.

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Сплочение родительского коллектива и приобщение семей к участию в жизни сада.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 

Ожидаемые результаты проекта:

• Благоприятный адаптационный период детей.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Активная помощь и участие родителей в жизни нашего сада.

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- сбор информации, работа с методической литературой;

- составление плана проведения проекта;

- подбор художественной литературы, чтение художественной литературы;

- подбор дидактических игр, обновление предметно-развивающей среды;

- оформление информационного стенда с целью привлечения родителей к участию в проекте;

- подготовка презентации по данной теме;

- изготовление родительского стенда;

- проведение бесед и родительских собраний;

- привлечение внимания родителей к новой информации;

- разработка анкет для родителей;

Основной этап:

Образовательные области:

тема, задачи, режимные моменты

«Экскурсия по группе», «Водичка-водичка» (игровое упражнение). Познакомить детей с группой, провести экскурсию по уголкам (сенсорного воспитания, пространственного ориентирования, физического воспитания, уголка природы и др.)

Учить соблюдать культурно-гигиенические навыки (умываться, пользоваться полотенцами, расческами).

Познавательное развитие, беседы:

«Осень в гости к нам пришла», «Моя семья», «Домашние животные», «Одежда», «Правила поведения в детском саду», «Дружба-это чудо», «Зимушка-зима», «Дед Мороз».

Познакомить детей с новыми понятиями, расширять кругозор детей, воспитывать добрые и бережные чувства по отношению к окружающим, близким и природе.

Речевое развитие:

«Здравствуй, детский сад», «Урожай на грядке», «Корзина для магазина», «Оденем куклу Машу», «Мама, папа, я – чудесная семья», «Мой любимый домашний питомец», «Подари снежинку», «Все кругом белым-бело», «Весну встречаем», «Песни-заклички»…

Прослушивание русских народных сказок:

«Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь». Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружениям.

Расширять представления детей о временах года (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Расширять представления детей о времени сбора урожая, о наиболее распространенных фруктах. Учить детей различать и называть фрукты, Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими название фруктов, прилагательными, обозначающими качество фруктов.

Расширять знания детей о домашних животных.

Уточнять и закреплять знания детей об одежде, обуви. Познакомить детей с разными видами одежды. (по сезонам, мужская, женская, детская).

Побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи. Обогащать представления о своей семье.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту во всём.

Театрализованная деятельность, кукольные спектакли

«Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Пробудить в детях интерес к русским народным сказкам.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка: «Листопад» пластилинография, «Оладушки для бабушки», «Заборчик для загона», «Снежинка».

Рисование: «Свет в моем окошке», «Цыплёнок и утенок – лучшие друзья», «Букет для мамочки», «Снегири», «Снеговики».

Аппликация: «Шарики воздушные»; «Домик», «Мамин день». Учить детей разминать пластилин в руках, раскатывать шарики, колбаски, учить создавать коллективную композицию.

Учить рисовать пальчиковыми красками с помощью ладошек, учить рисовать ватными палочками, показать, что можно из отпечатка ладошки создавать различные художественные композиции.

Учить детей создавать аппликацию отрывным способом, продемонстрировать детям, что из отдельных элементов можно создавать композицию.

Музыкальное развитие «Ладушки». Русская народная песня в обработке Г. Фрида;

«Зайка». Русская народная песня в обработке Г. Лобачева;

«Дождик». Русская народная песня в обработке Т. Потапенко;

«Петушок». Русская народная песня в обработке М. Красева. Познакомить детей с жанром русской народной песни. Активизировать речь детей, расширить их словарь, вызвать у них эмоциональный отклик, формировать правильную координацию движения.

Привлекать к постановкам и участию в утренниках родителей.

Психологическое развитие.

Ведение индивидуального адаптационного журнала ребенка. Наблюдение за адаптацией каждого ребенка, индивидуальные консультации с родителями.

Физическое развитие.

Здоровье, комплексы утренней гимнастики.

Физкультура на прогулке и в группе.

Гимнастика пробуждения (хождение по массажным коврикам)

Развивать координацию движений, крупную моторику детей. Учить слышать педагога и повторять за ним движения.

Способствовать профилактике различных инфекционных заболеваний среди детей.

Благоприятно влиять на опорно-двигательный аппарат.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников:

организационные родительские собрания 2 половина сентября, декабря, апреля

Оформление папок-передвижек «Первые дни пребывания в детском саду», «Развитие речи у детей», «Осень. Игры с детьми», «Зима. Игры с детьми», «Ожидание Деда Мороза», «Весна -красна», «Одежда на прогулку», «Нужен ли детям отпуск»

Совместные мероприятия:

участия в конкурсах сада, группы «Папа- мастер на все руки», «Моя мама -мастерица», «Супербабушка», «Лучший дед» (изготовление поделок и пособий детям своими руками)

Познакомиться с семьями воспитанников.

Дать направление на сотрудничество с педагогами, специалистами, уметь обратиться за помощью и консультацией.

Помочь на первых этапах посещения ДОУ.

Способствовать сотрудничеству родителей с педагогами в воспитании детей.

 

Составление буклетов и памяток для родителей

«Подготовка ребенка к посещению детского сада», «Правильная адаптация»

Помочь родителям разобраться в волнующих их вопросах.

Заключительный этап:

Продукты, тема, задачи

Презентация. Оформить данную презентацию для дальнейшего использования технологии.

Папки-передвижки для родителей: «Первые дни пребывания в детском саду», «Развитие речи у детей», «Осень. Игры с детьми», «Зима. Игры с детьми», «Ожидание Деда Мороза», «Весна -красна», «Одежда на прогулку», «Нужен ли детям отпуск»

Привлекать внимание родителей на обсуждения увиденного в течении дня, дома с детьми.

Выставки рисунков и поделок. Формировать у родителей чувство гордости за своих детей, привлекать к совместному творчеству.

 

Полученные результаты проекта:

  • Пройден адаптационный период детей 2-4 лет.
  • Снижена заболеваемость у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
  • Установлены партнерские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников. Создана группа родителей для общения и обсуждения жизни сада и интересов детей, обмена фотографиями. Ответственные, за получение информации своевременно, актив родителей нашей группы
  • • Созданы открытые системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации "Первые шаги в детском саду"

Адаптационная программа для воспитателей младших групп....

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».

В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и п...

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

Первые шаги в детском саду

Соровождение детей и родителей ....

Опыт по организации физического воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад №149 города Тюмени на тему: «ГТО широкими шагами шагает в детские сады»

laquo;ГТО широкими шагами шагает в детские сады» Мы строим будущее смело,Шагаем к цели как спортсмены!С пути мы, верно, не сойдем –Здоровье нации вернем!России будущее – дети,Ц...