Программа по адаптации "Первые шаги в детском саду"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Кипаренко  Олеся Викторовна

Адаптационная программа для воспитателей младших групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptacii_k_dou.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад №1 «Ручеек»

АДАПТАЦИОННАЯ

ПРОГРАММА

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Автор-составитель:

педагог – психолог

I квалификационной категории

Кипаренко О.В.

2012 г.

Пояснительная записка

   Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно, если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и т.п. Дети, посещающие детский сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки.

     Вырастая, мы не помним о том, как страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог, ведущий в самостоятельную жизнь - даже если это порог детского сада. И действительно, самое трудное время для ребенка - первые недели посещения детского сада. Ему необходимо освоиться в новой обстановке, познакомиться с детьми и взрослыми, привыкнуть к режиму. Меняются не только режим дня, но и характер питания, температура помещения, характер общения и т.п. Поэтому проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была и будет актуальна.

    Процесс привыкания к дошкольному учреждению довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

     В процессе наблюдений за адаптационным периодом детей  к условиям детского сада выявлено, что необходима разработка единых этапов перехода ребенка из семьи в детский сад, поэтому было решено разработать механизмы адаптации детей к ДОУ и обобщить опыт работы по данной проблеме в виде составления адаптационной программы.

    Адаптационная  программа «Первые шаги в детском саду» направлена на организацию работы по оптимизации процесса адаптации детей к детскому саду.

Основные положения:

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека

в новую для него среду и приспособление к ее условиям;

     

 Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык

находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания;

   

Различают три степени тяжести прохождения  адаптационного периода:
легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;  

адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;

Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Задачи:

развитие познавательной активности у детей, снятие утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Адресат: дети 3-4 лет, поступившие в детский сад.

Содержание:

  1. Создание атмосферы психологической безопасности.
  2. Формирование у детей приёмов и способов познавательной, игровой, коммуникативной и других видов деятельности.
  3. Создать условия для постепенного освоения ребёнком пространства группового помещения.

Организация занятий: ежедневно, в индивидуальном порядке.

Опорный источник: Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание  и организация диагностической работы в ДОУ, методическое пособие; Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду; Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников; Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.

Предполагаемые результаты:

  1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
  2. Снижение заболеваемости детей во время адаптационного периода
  3. Повышение психического, физического уровня детей
  4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ (участие в делах группы, Д

Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи

Ход занятия

(формы работы, упражнения)

1

Знакомство

Познакомить ребёнка с помещениями групповой комнаты. Обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе. Содействовать снятию психоэмоционального напряжения. Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.

Приветствие. Беседа о детском саде. Знакомство с помещениями групповой комнаты и детьми. Знакомство с кошечкой Мусей. проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости. Игра «Киска, Киска! Брысь!». Ритуал прощания.

2

Продолже-ние знакомства

Обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе. Содействовать снятию психоэмоционального напряжения. Вызвать сочувствие у других детей в группе к новому ребёнку. Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.

Приветствие. Знакомство с природным уголкам групповой комнаты. Беседа о комнатных растениях, рассматривание рыбок в аквариуме. Игра с кошечкой Мусей проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости (успокоим кошечку). Игра «Пирамидка».

Ритуал прощания

3

Наши игрушки

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь (введение в коллектив детей). Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.

Приветствие. Знакомство с уголками групповой комнаты. Беседа о играх и любимых игрушках. Дети показывают какие у них есть игрушки. Игра с кошечкой Мусей проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости (покачаем кошечку). Игра «Мисочки» .Ритуал прощания

4

Наши игрушки (продолжение)

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь (введение в коллектив детей). Перевести негативные эмоции в позитивные.

Приветствие. Продолжение беседы о играх и любимых игрушках. Привлечь детей группы к совместной игре с новым ребёнком и педагогом-психологом. Игра с кошечкой Мусей (покормим кошечку) проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости. Игра «Разрезные картинки». Ритуал прощания

5

Мы рисуем

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь. Развивать интерес к рисованию и позитивное отношение к деятельности.

Приветствие. С помощью кошечки Муси и детей группы познакомить с материалами уголка изобразительной дея-тельности. Рисование карандашами «Солнышко и дождик». Проигрывание эмоций счастья и радости

Ритуал прощания

6

Мы лепим

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь. Развивать интерес к лепке и позитивное отношение к деятельности.

Приветствие. С помощью кошечки Муси и детей группы познакомить с материалами уголка изобразительной дея-тельности. Лепка «Шарики и столбики». Проигрывание эмоций счастья и радости

Ритуал прощания

7

Разные  игры

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Организовать взаимодействие с другими детьми. Развивать позитивное отношение к деятельности.

Приветствие. С помощью кошечки Муси и детей группы познакомить с игровым уголком. Рассмотреть настольно-печатные игры. Игра «Кубики». Проигрывание эмоций счастья и радости

Ритуал прощания

8

Любимые сказки

Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка.  Организовать взаимодействие с другими детьми. Развивать позитивное отношение к деятельности.

Приветствие. С помощью кошечки Муси и детей группы познакомить с книжным уголком. Рассмотреть книги и иллюстрации. Чтение сказки «Колобок» с участием детей. Проигрывание эмоций счастья и радости

Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».

В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и п...

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

Первые шаги в детском саду

Соровождение детей и родителей ....

Опыт по организации физического воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад №149 города Тюмени на тему: «ГТО широкими шагами шагает в детские сады»

laquo;ГТО широкими шагами шагает в детские сады» Мы строим будущее смело,Шагаем к цели как спортсмены!С пути мы, верно, не сойдем –Здоровье нации вернем!России будущее – дети,Ц...

Мои первые шаги в детском саду

Проект: адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Мои первые шаги в саду»Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: интегрированный.Уч...