"Музыка и психическое здоровье ребенка" Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Вандышева Елена Владимировна

Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка проникает прямо в душу, развивает стремление  к  прекрасному. Она прочно вошла в нашу жизнь, стала её  неотъемлемой  частью. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11muzyka_i_psihicheskoe_zdorove_rebenka.docx133.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»

Музыка и психическое здоровье ребенка

Консультация для родителей

                                                                       Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Вандышева Елена Владимировна

http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/184/33.jpg

Тонкино, 2024г.

   Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка проникает прямо в душу, развивает стремление  к  прекрасному. Она прочно вошла в нашу жизнь, стала её  неотъемлемой  частью. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.

     О том, что звуки  музыки помогают излечению, люди знали давно. Ещё Пифагор, Аристотель и Платон утверждали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. Уже в те времена музыкой лечили от  нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой  системы и многих  других.

 В ХХ веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос.  Целебные свойства музыки получили подтверждение в результате различных научных исследований. Доказано, что музыка может способствовать излечению от многих болезней.  В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия.

  Термин музыкотерапия  понимается  так:  это метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,  двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и т.п.

 Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост количества детей с различными формами нарушения в  поведении, с  различными отклонениями в психике. Причин тому много. В условиях  технологизации  жизни, стремительного роста темпа жизни,  детям уделяется недостаточное внимание со стороны взрослых. Замыкаясь на телевидении, компьютерах, дети стали меньше общаться, они стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Педагоги должны  всеми   возможными   средствами  решать  эти  проблемы. Одним  из таких средств является  музыкотерапия.  Музыка здесь – бесценный помощник.  Музыкотерапия представляет собой совокупность приёмов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих  нормализации психической жизни ребёнка. Музыкотерапией у нас в стране занимаются давно и небезуспешно. Например, в Карелии ведутся лечебные занятия  с использованием народного струнного инструмента кантеле, напоминающего гусли. Они дают положительные результаты у детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития, слабовидящих.

Музыкотерапию  используют не только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных,  в часы досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх.

Используя правильно подобранную музыку, можно за считанные минуты  снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

 Дети учатся  понимать чувства,  различать оттенки настроения,  учатся сопереживать, радоваться,  заряжаться  положительными  эмоциями.

В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, и у него формируются навыки чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребёнка более здоровым и счастливым. Безусловно, очень важно  прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей  здорового образа жизни.

Самым великим целителем  среди всех композиторов признан Вольфганг Амадей Моцарт. При повышенной возбудимости у детей, склонности к истерикам и капризам, музыка Моцарта оказывает благоприятное воздействие.  

 Важно включать  классическую музыку  с самого раннего возраста, а ещё лучше когда малыш находится ещё в утробе матери.

Итак, наиболее полезной признана  классическая музыка. И особое влияние на развитие  личности могут оказать серьёзные и углублённые занятия музыкой.  И здесь мы говорим  об обучении игре на музыкальных инструментах в музыкальной школе. Пользу этих занятий на психическое здоровье ребёнка  и  развитие будущей гармоничной личности также трудно переоценить. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает лингвистические навыки.  Ведь даже если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальном инструменте, то его занятия могут помочь ему справиться с потерей памяти после перенесённой травмы головного мозга. Музыка способна улучшать язык и память детей.

В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т.е., обучающиеся игре на музыкальном инструменте, обладают  намного   большим  словарным запасом по сравнению  с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном  инструменте. И если период музыкального обучения увеличить, то, соответственно, и словарный запас становится более объёмным.

Как же музыка может помочь ребёнку сохранять слова? Левая височная доля большого мозга обрабатывает слуховую информацию, и человек, занимающийся изучением музыки, как раз и подвержен стимуляции этого участка мозга.

 Если ребёнок серьёзно занимается музыкой, улучшается его логическое мышление, повышаются математические способности. Игра на музыкальном инструменте развивает мелкую моторику рук. Исследования учёных уже давно доказали, что у маленьких детей развитие мозга (хорошая речь, интеллект, творческое мышление, память) напрямую зависит от развития ловкости пальцев.  Надо добавить, что занятия музыкой  также задействуют и правое полушарие головного мозга (эмоции). Таким образом, если ребёнок занимается  музыкой, то у него гармонично развиваются оба полушария – и эмоциональное, и логическое.  Человек, у которого оба полушария одинаково развиты, сильнее и успешнее других, он способен принимать более творческие, обоснованные решения.  

 Анализируя влияние музыки на здоровье человека, нельзя не сказать  о пользе пения.  Систематические  занятия  пением  развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, рождающийся во время пения, только на 15% - 20%  уходит во внешнее пространство. Остальная же часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный массаж может стимулировать и улучшать их работу.

           Что же ещё можно назвать в числе положительных факторов влияния музыки как на ребёнка, так и на взрослого человека? Что же ещё происходит в организме человека под влиянием гармоничных звуков? Звуковые колебания стимулируют нервы внутреннего уха, где они преобразуются в нервные импульсы и попадают в мозг. Он отдаёт приказ гормональной системе, регулирующей работу всего организма. Вибрации гармоничных звуков активизируют механизмы высшей нервной деятельности, вызывая  вибрационные ответы  в системах и органах. Интересен факт, что гармоничные вибрации звуков приводят к скорейшему заживлению ран, нормализуют содержание сахара в крови, улучшают работу  сердечно-сосудистой  системы и щитовидной железы. Для каждого заболевания имеются отдельные  произведения  и  даже инструменты. Интересно, что например, звуки гитары больше всего воздействуют на сердце. Музыкотерапия оказывает очень эффективное влияние в лечении головной боли, бессонницы, улучшении памяти и т.д. Но в первую очередь музыкальные звуки воздействуют на психику человека.

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения:

«Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса,  «Свет луны»  К.Дебюсси  –  при  сильном  нервном   раздражении.

 Мелодия»  В. Глюка,  «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта – помогает концентрироваться  в  течение  большого  периода  времени.

«Весенняя песня» Ф.Мендельсона,  «Юмореска» А.Дворжака,  «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли.

«Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление.

Классическая  музыка – это нечто неземное.  Такую  музыку, как и научные законы, не создают, а  только открывают.  Музыка – это бесценный дар, дарованный нам талантливыми людьми.  

Не упускайте шанс сделать свою жизнь счастливее.  Поверьте, классическая музыка творит настоящие чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье

Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист - организатор ИМЦ:...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников Подготовительной группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...