Консультация "Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_golovolomki_v_razvitii_doshkolnikov.docx305.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация C:\Users\Евгений\Desktop\1613317482_46-p-ramka-sinego-fona-56.png

«Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста» https://avatars.mds.yandex.net/i?id=95ef79ee4c1bf632360009fc2b6887be76b77640-8343339-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=251&h=200

Учителя начальных классов отмечают, что дошкольники с развитым интеллектом лучше подготовлены к школе. Они легче адаптируются, уверены в своих силах, быстрее понимают и запоминают новый материал, не пасуют пред трудной задачей, проявляют упорство, настойчивость и целеустремленность.

Задачи, требующие умственного напряжения, смогут стать мощным фактором интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.

Широкие возможности для детей в этом плане дает решение логических задач. Поэтому решение нестандартных задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования.

Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.

Давайте поподробней остановимся на играх-головоломках.

Головоломка - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Что бы решить головоломку, нужно сломать "стереотип мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать. Поэтому дети часто успешнее справляются с головоломками – у них мозг только формируется, и никакие стереотипы ещё не успели сложиться.

Так какие же игры-головоломки можно предложить ребенку, и с чего начать?

Ну, во - первых, важно подобрать головоломку, которая соответствует возрасту и интересам ребенка, не утомляет его. Ребёнок быстро потеряет интерес как

C:\Users\Евгений\Desktop\1613317482_46-p-ramka-sinego-fona-56.png

к слишком простым, так и к слишком сложным для него головоломкам,

важно, чтобы задача была ему всё-таки по силам. Прежде чем предложить головоломку ребенку, решите ее сами, тем самым, вы поймете и оцените ее сложность. Не заставляйте ребенка, а заинтересуйте его в игре. Пусть ребенок решает головоломку сам, не подсказывайте ему. Вы можете наводящими вопросами помочь ему найти правильное решение.

2–4 года. Для самых маленьких подойдут деревянные пазлы с крупными яркими деталями, кубики, пирамидки, сортеры, игрушки-лабиринты, то есть игрушки и игры, позволяющие сравнивать предметы по цвету, форме, величине и развивающие мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на развитие памяти, речи и внимания.

В этом возрасте самое время начинать знакомить ребенка со схемами. Собирать по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Лучше если это будут задания из 3-5 кубиков.

https://main-cdn.sbermegamarket.ru/hlr-system/670/669/508/927/113/2/100041639721b0.jpgМногим известны игры Никитина. Предложите ребенку игру «Сложи квадрат».  Суть игры понятна из названия. У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1-й уровень (все квадраты состоят из 2-3 частей), для трехлеток – 2-й уровень (квадраты из 3-4 частей).

Можно предложить логическую головоломку российского изобретателя Владимира Ивановича Красноухова «Складушки». Знакомство с этой игрой можно начать с 2-2,5лет. Данная головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета. Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету. Кстати, все эти игры («Сложи квадрат», «Складушки») вы можете легко изготовить самостоятельно.

5–7 лет. В этом возрасте головоломки уже сложнее, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы, становится более усидчивым и внимательным.  

В старшем возрасте ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта.

Предложите ребенку головоломки с палочками (счетные), где необходимо из определенного количества палочек составить фигуры, например: составить 2 равных треугольника из 5 палочек, или составить 2 равных квадрата из

C:\Users\Евгений\Desktop\1613317482_46-p-ramka-sinego-fona-56.png

7 палочек и т.д.  Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой.

C:\Users\Евгений\Desktop\a2c1ddc2153442b652015fd82b4bf54e.jpgИнтересны игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур «Танграм»,  «Волшебный круг»,  «Головоломка Пифагора»,  «Пентамино» и др.

Игры на объемное моделирование, такие как: «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».

C:\Users\Евгений\Desktop\golovolomka_2_0_volshebnyj_krug_904_1.jpgНе забываем главное правило – задания вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям. 

Головоломки – это прежде всего игра и должны приносить не только пользу, но и радость, увлечённость, азарт и желание побеждать. А искренняя похвала и поддержка родителей подстегнут у ребёнка и тягу к знаниям, и желание решать сложные задачки самостоятельно.

Среди имеющегося многообразия современных логических головоломок можно легко найти игры, которые без сомнения заинтересует вашего малыша. 

Развитие ребенка - многогранный и интересный процесс. Уделяя минимальное количество времени ежедневно таким играм, вы и не заметите, каким смышленым и интеллектуально развитым человеком вырастет ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...