Конспект родительского клуба "Музыкальная лаборатория"
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: Расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.

Задачи:

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

Развивать творческие способности.

Укреплять семейные отношения через совместную творческую деятельность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 7

Здание по фактическому адресу:

142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Родительский клуб

в подготовительной группе

Тема: «Музыкальная лаборатория»

Подготовили:

Кудрявцева И. В., муз. руководитель;

Попова Т. А., воспитатель.

г. Видное, 2024г.

Цель: Расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.

Задачи:

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

Развивать творческие способности.

Укреплять семейные отношения через совместную творческую деятельность.

Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты (барабан, металлофоны, ксилофоны, погремушки, гитара, аккордеоны, гармошки, дудочки, свистульки, ложки), стеклянные стаканы, трубочки, бумага, кубики маракасы, чайник, тарелки, бубен, колокольчик, треугольник.

Методические приемы: беседа, продуктивная деятельность родителей и детей, игра на музыкальных инструментах, анализ результатов.

Ход мероприятия

Воспитатель. Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашем клубе «Музыкальные экспериментаторы». Нам некогда поговорить друг с другом, пообщаться, поиграть с детьми. Ну оставим эти вопросы сегодня без ответа. Мы на короткое время исправим это положение. Будем играть, петь, экспериментировать.

Воспитатель. - Отгадайте загадку:
«Их нельзя увидеть. Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, что же это?»
Дети: Звуки.
Воспитатель. Правильно, дети, звуки очень любят играть в прятки, особенно с
детьми. Только кто же нам поможет отыскать звуки? Конечно, наша Ирина Викторовна.

Она музыкант и играет на разных инструментах. Ирина Викторовна изучает свойства звуков. У нее в лаборатории много музыкальных инструментов, а сегодня она решила помочь нам узнать, где прячутся звуки. А вы, дети хотите вместе стать настоящими музыкальными учеными? Тогда давайте исследуем все звучащие предметы в музыкальной лаборатории.

Эксперимент 1. «Стеклянный звукоряд».

(Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучат по-разному?)

Задача. Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы. Стеклянные стаканчики, вода, палочки.

М.Р. предлагает поиграть в сказку. Жили-были 4 братца. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети: Дети визуально обследуют стаканы и рассказывают, что они одинаковые по размеру, но из разного материала - стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

М.Р. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки.

Как вы думаете, почему их так звали?

Дети: Дети предлагают, что стаканы могут звучать.

М.Р.: А наши «братцы – звуки» всегда звучат?

Дети: Стаканы будут звучать, только тогда, когда по ним чем-то постучат.

М.Р. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями.

Для чего в нашей сказке появился карандаш?

Дети. Чтобы познакомится с братцами-соседями.

М.Р. Давайте проверим, как Карандаш может познакомиться со звуками? Если слегка ударить карандашом по стеклянному, металлическому, пластмассовому, деревянному стакану, то звуки будут одинаковы?

Дети. Дети предполагают, что звуки будут разные.

М.Р. Подошел Карандаш к одному стеклянному стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?

Дети. Дети легко ударяют по стеклянному стакану и выясняют, что он звучит звонко. М.Р.: Подошел Карандаш к деревянному стаканчику и постучал.

Дети: Дети легко ударяют по деревянному стакану и выясняют, что он звучит глухо.

М.Р. Подошел Карандаш к металлическому стаканчику и постучал.

Дети. Дети легко ударяют по металлическому стакану и выясняют, что он звучит звонко, но не так «волшебно», как стеклянный.

М.Р. Подошел Карандаш к пластмассовому стаканчику и постучал.

Дети. Дети легко ударяют по пластмассовому стакану и выясняют, что он звучит глухо, и коротко, как и деревянный.

М.Р. Со всеми ли братцами познакомился Карандаш?

Что узнали?

Дети. Стаканы из разного материала издают разные звуки.

Педагог предлагает музыкально-дидактическую игру «К какому братцу пришёл Карандаш?»

Сейчас по очереди будем отворачиваться, чтобы не видеть стаканы, после нужно на слух определить по какому стакану постучал карандаш повернуться и ответить.

М.Р. Послушайте «Польку с хлопками» И.Дунаевского. Сколько частей в музыке?

У нас нет сейчас различных музыкальных инструментов, но перед каждым из вас стоят по четыре стакана, как раз по количеству частей музыки. Наши братцы-стаканы будут звучать в нашем оркестре по очереди, со сменой музыкальных частей.

Дети определяют 4 части музыки, последняя – повторение первой части.

Дети ставят перед собой стаканы в той последовательности, которой будут на них играть.

На 1-ю часть музыки – дети играют на стеклянных стаканах.

На 2-ю часть музыки – играют на пластмассовых стаканах.

На 3-ю часть музыки – играют на металлических стаканах.

На 4-ю часть музыки – играют на деревянных стаканах.

Эксперимент 2 «Поющая вода.»

Цель: показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети. (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

М.Р. Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

Дети. (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

М.Р. Что вы можете сказать об услышанных звуках?

Дети. (Звуки звучат одинаково).

М.Р. Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

Дети: (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

М.Р. Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

Дети. (Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

М.Р. Что вы сейчас можете сказать о звуках

Дети. (Звучание разное).

М.Р. Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?

Дети. (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные).

М.Р. Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.

Дети. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Эксперимент 3 «Говорящая бумага»

Цель. Изучение звука, образованного при извлечении с поверхности листа бумаги.

Материалы. Листы бумаги А-4 по количеству детей.

М.Р. У вас обыкновенные листы бумаги, посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети. Дети визуально обследуют листы и рассказывают, что все листы бумаги одинаковые по форме и размеру.

М.Р. Может ли бумага издавать звуки?

Дети. Мнения детей расходятся. Одни дети предполагают, что бумага может издавать звуки, другие утверждают, что бумага не может издавать звуки

М.Р. Как проверить наши предположения: может или не может бумага издавать звуки?

Дети. Дети предлагают разные способы:

- постучать по бумаге

- взмахнуть листом бумаги

- скомкать бумагу

- рвать бумагу

М.Р. Педагог предлагает проверить может или не может издавать звуки бумага разными способами.

Способ 1.

Если постучать пальцем по листу бумаги тихо – услышим звук?

Дети стучат пальцем по листу бумаги тихо - бумага издает тихий звук; затем стучат пальцем по листу бумаги громко и убеждаются, что бумага издает громкий, резкий звук.

Если постучать пальцем по листу бумаги громко – услышим звук?

Способ 2.

Если медленно взмахнуть листом бумаги сверху вниз получим звук?

Дети медленно взмахивают листом бумаги сверху вниз и убеждаются, что бумага издает тихий, глухой звук.

Способ 3.

Если размахивать верхней частью листа бумаги быстро и сильно, какой звук можем получить?

Дети размахивают вверху листом быстро и сильно и находят, что звук меняется – становится громким, скрипит.

Способ 4.

Если скомкать лист бумаги, какой звук услышим?

Дети. Дети скомкивают лист и рассказывают, что бумага хрустит, шуршит.

Способ 5.

Если оторвать от листа бумаги медленно тонкую длинную полоску, то можем услышать звук?

Дети отрывают медленно тонкую длинную полоску – слышен «царапающий», «скользкий» звук.

Способ 6.

Если оторвать от листа бумаги маленькие кусочки, какие звуки получим?

Дети от листа отрывают маленькие кусочки – слышен «шаркающий», шелестящий звук.

М.Р. Для чего мы осуществляли разные действия с бумагой?

Дети. Бумага может издавать разные звуки

М.Р. Что узнали?

Дети. Бумага может издавать разные звуки, если ее комкать, обрывать, размахивать, стучать

М.Р. Какие звуки слышали при ударе рукой по бумаге?

Какие звуки слышали, размахивая верхней частью бумаги?

Какие звуки слышали, комкая бумагу?

Дети. Бумага издает громкий, резкий звук при ударе по нему рукой.

Бумага издает тихий, глухой звук при размахивании вверху. Повышение тона звука зависит от силы и скорости воздействия.

Во время скомкивания бумага хрустит, шуршит.

М.Р. Педагог предлагает разными действиями с бумагой обыграть звуки в инсценировке.

Юля и Рома пришли в зимний лес.

Плавные взмахивания листов бумаги.

Над ними пролетела большая птица.

Скомкивание бумаги.

Дети увидели тропинку и решили посмотреть, куда она ведёт.

Тропинка привела их к высокой горке.

Юля и Рома сели в санки и поехали с горки вниз.

Медленное отрывание полоски бумаги.

Им очень понравилось кататься, и они решили спуститься на санках с горки ещё раз

Плавные взмахивания листов бумаги

Вдруг подул сильный ветер и, качаясь, заскрипели ветви старых деревьев.

Отрывание маленьких кусочков от полосок бумаги.

С неба посыпались ледяные крупинки и стали стучать по одежде детей.

Быстрое постукивание пальцем по листу бумаги.

Друзья взяли санки и пошли домой.

М.Р. Молодцы. Все справились с заданием. А теперь послушайте «Озорную польку» А.Филиппенко. Сколько частей в музыке?

Дети. Дети определяют, что в музыке чередуются две части – всего четыре.

Педагог предлагает использовать звуки бумаги, поиграв в «Бумажный» оркестр».

Чередование частей в музыке необходимо показать сменой в оркестре двух техник «игры на бумаге» - постукиванием по ней и взмахами.

На первую часть музыки дети ударяют ритмично пальцем по листу бумаги, на вторую часть – ритмичные взмахи листом бумаги сверху вниз.

Эксперимент 4

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю озвучить сказку, разбирайте инструменты какие вам нравятся. Сказка называется «Репка»

Кубики – напоминают гулкий стук лопаты – это работает Дедушка.

Заварочный чайник – поливаем репку водой.

Маракасы – шаги Дедушки - он старенький, поэтому шаркает ногами.

Тарелки – Бабка любит готовить, гремит посудой.

Металлофон (глиссандо) – ходит в музыкальную школу, играет на музыкальных инструментах.

Бубен – Жучка виляет хвостиком.

Колокольчик – Кошка, игривая, любит играть.

Треугольник – Мышка бегает маленькими ножками.

ТУТТИ – все инструменты разом. Всей семьёй радуются богатому урожаю. Ведь только дружная работа приносит результат.

В результате получилась вот такая музыкальная сказка.

(Литературный текст читается взрослым, а дети озвучивают его своими инструментами).

Дедка репку посадил, он старался, что есть сил. Кубики

Поливал водою, колодезною, ключевою. Чайник (булькаем)

Репка выросла большая, видно, сладкая такая!

Славный вырос урожай, только знай, да убирай. Народная мелодия

Вышел Дедка к огороду (Маракасы) тут же взялся за работу.

Тянет, тянет репку Дедка, не даётся Дедке репка. Народная мелодия

Дедка Бабушку зовёт, к репке Бабушка идёт. Тарелки

Тянут, тянут Репку – ох, засела репка крепко! Народная мелодия

Бабка Внученьку зовёт, та приходит в огород. Металлофон (глиссандо)

Тянут, тянут репку, не даётся репка! Народная мелодия

Внучка Жучку подзывает, та бежит, хвостом виляет. Бубен

Внучку за подол берёт – репка тоже не идёт.

Жучка подзывает Кошку: «Помоги, дескать, немножко!»

С печки спрыгивает Кошка: «Ладно, помогу немножко!» Колокольчик

Не даётся всё же репка, ох, засела в грядке крепко.

Кошка Мышку подзывает, та её за хвост хватает. Треугольник

Вытянули всей семьёй – то – то будет пир горой! ТУТТИ (все инструменты разом под русскую народную мелодию).

-Что же, оркестр удался на славу!

-Итак, какой вывод можно сделать по нашему занятию?

Дети. (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).

Воспитатель. Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам понравилось наше мероприятие?

Мы очень рады, что вам понравилось. Вы сможете теперь рассказать о наших опытах своим друзьям и бабушкам и вместе с ними провести их ещё раз.

Родители и дети. спасибо вам за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».

Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».Конспект творческого мероприятия для старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:ознакомить со свойствами глины;расширить и закреплять знания дете...

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Конспект НОД "Волшебная лаборатория"

Формирование у детей представлений о свойствах магнита в ходе опытно- экспериментальной деятельности. В гости к ребятам попадает Волшебник, который приглашает их в свою лабораторию, где ребята познако...

Конспект занятия «Экспериментальная лаборатория» с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

Путешествие в лабораторию опытов, чтобы узнать, что такое «воздух», и где он находится....

Конспект опытнической деятельности "Лаборатория Горелкина"

Цель: Показать детям как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожного обращения с ...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».

Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....