Буклет "Артикуляционная гимнастика"
консультация

Монгуш Александра Орлановна

Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Наверное, каждый задавался таким вопросом?! Гимнастика для рук и ног – дело для каждого привычное. Благодаря гимнастике мышцы нашего тела становятся более гибкими, ловкими, сильными. И язык тоже не исключение. Наш язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Когда у ребенк появляются первые слова, как правило, это слова простые по артикуляции, где задействованы губы (мама, папа), но самые трудные группы звуков требуют участия язычка (шипящие, свистящие, сонорные звуки).

 

Таким образом, возникают многие трудности от неподготовленности речевого аппарата к становлению правильной речи. А недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_artik_gimnastika.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«ГРИБОК»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ЁЖИК»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.


«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«РАСЧЕСКА»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«ДЯТЕЛ»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

В помощь родителям и педагогам

Учитель-логопед: Монгуш Александра Орлановна

Рекомендации родителям и педагогам

Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Наверное, каждый задавался таким вопросом?! Гимнастика для рук и ног – дело для каждого привычное. Благодаря гимнастике мышцы нашего тела становятся более гибкими, ловкими, сильными. И язык тоже не исключение. Наш язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Когда у ребенк появляются первые слова, как правило, это слова простые по артикуляции, где задействованы губы (мама, папа), но самые трудные группы звуков требуют участия язычка (шипящие, свистящие, сонорные звуки).

Таким образом, возникают многие трудности от неподготовленности речевого аппарата к становлению правильной речи. А недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут 2 раза в день.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.


Желаю удачи!

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в ниж. зубы. На счет «раз»-выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.

ЛЯГУШКИ.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки.

Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«МЕСИМ ТЕСТО»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя -пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«СЛИЗЫВАНИЕ

ВКУСНОГО ВАРЕНИЯ»

Во время гимнастики, мы просим ребенка слизывать с тарелочки широким и расслабленным язычком или наоборот узким и напряженным. Также слизывать варенье можно с верхней и нижней губы попеременно или облизывать губы круговыми движениями.

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА»

Возможно, вы удивитесь, но круглый и сладкий чупа-чупс

– это отличный логопедический тренажер. Его можно сжимать губами и удерживать в течение нескольких секунд, можно попросить ребенка сделать чашечку, вложить в нее сладкий тренажер и попросить удержать его, двигать леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно и многое другое.


«УПРАЖНЕНИЕ С

ШАРИКОМ»

(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

  1. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка

натянута горизонтально. 2. Крутить шарик лакательными движениями языка.

3. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

  1. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

  1. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

«ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ

ГИМНАСТИКА»

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

  1. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  2. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

  1. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

  1. Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

«СЛОНИК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...