ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по сотрудничеству с родителями детей старшего дошкольного возраста «Взаимодействие с родителями»
проект (старшая группа)

Шпенглер Ирина Викторовна

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по сотрудничеству с родителями

детей старшего дошкольного возраста

«Взаимодействие с родителями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №80 «Веснушка» города Смоленска

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по сотрудничеству с родителями

детей старшего дошкольного возраста

«Взаимодействие с родителями»

Подготовили: Баркаускене Т.К., Шпенглер И.В.

Смоленск 2020

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие

педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие

мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
  2. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

  1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  1. Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:

  1. коллективные – родительские собрания, конференции и др.

  1. индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

  1. наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные:

  1. информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
  2. досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с

другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

  1. познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
  2. информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
  3. информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта:

  • привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

  • создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

-повышение педагогической культуры родителей;

-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

-развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2020- 2021 год

Сентябрь

-Оформление стендов и другой наглядной агитации

-Сбор сведений о родителях

-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

-Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

-Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

-Фотовыставка «Как я провел лето»

-Фотоальбом «Моя семья»

-Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Октябрь

-Спортивное развлечение «Веселые старты»

-Консультация «Грипп. Меры профилактики»

-Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

-развлечение «Праздник осени»

Ноябрь

-Выставка рисунков «Выходные в семье»

-Консультация «Одежда детей в группе»

-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

-Родительское собрание «С любовью к маме»

Декабрь

-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

-Проведение новогоднего праздника.

Январь

-Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

-Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Февраль

-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

-Выставка детских рисунков «Мой папа»

-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Март

-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

-Родительское собрание

-Папка-передвижка «Традиции и культура Смоленского района»

-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Апрель

-Фотовыставка «Все профессии важны…»

-Консультация «Все о компьютерных играх»

-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Май

-Выставка творческих работ «Этот День Победы»

-Праздник «Этот День Победы»

-Родительское собрание «Итоги года»

-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

-Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»;

«С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной

безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Смоленского района»,

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей:

  1. конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
  2. Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
  3. фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»
  4. привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим

бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»,

«Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда.

Этапы работы

  1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2019-2020 учебного года.

  • Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
  • Составление перспективного плана мероприятий;
  • Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

  1. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2019-2020 уч. гг.

Формы проведения мероприятия:

-родительские собрания

-папки-передвижки

-выставки творческих работ детей и родителей

-фотовыставки

-консультации

-мастер-классы

-проведение развлекательных мероприятий с родителями

-индивидуальные беседы

  1. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2020г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Используемая методическая литература:

  1. Антонова Т. –Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка /Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина « Дошкольное воспитание».;
  2. БутыринаН.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьёй(учебно – методическое пособие).;
  3. Сгибнева Е.В., Ерошкина Н.А. Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания ( справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения).
  4. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
  5. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.
  6. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф.

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Познавательный долгосрочный проект "Мы живем в Калининграде" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родителей, воспитателей ДОУ.

В проекте описан опыт знакомства с родным кородом Калининрадом в виде экскурсий, игр, чтение литературы и мн. другое. В проект вовлечены дети и родители, воспитатели. Предназначен для того, чтобы дети...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...

Долгосрочный проект по технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста

Долгосрочный проект по  технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста...