Долгосрочный проект "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста "
проект по логопедии (старшая группа)

Лещенко Дарья Александровна
Проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста направлен на улучшение координации движений, что способствует общему развитию ребенка и подготовке к обучению. 
 
Цели проекта:
 
- Повышение уровня формирования мелкой моторики через разнообразные игровые и творческие занятия.
- Развитие сенсорных ощущений, что важно для познавательной активности.
- Стимулирование креативности и фантазии через использование различных материалов и техник.
 
Основные мероприятия:
 
- Игры с мелкими предметами (пазлы, строительные конструкторы).
- Рисование, лепка и аппликация, которые требуют точности движений.
- Специальные упражнения для рук, направленные на развитие силы и ловкости.
 
Ожидаемые результаты:
 
- Улучшение координации и точности движений.
- Повышение интереса к творческой и игровой деятельности.
- Подготовка детей к школе через развитие необходимых навыков для написания и рисования.
 
Проект будет реализован с использованием разнообразных методик и материалов, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Учитель-логопед: Лещенко Д.А.

Развитие мелкой моторики у детей

старшего дошкольного возраста

"Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев».

                                                           В. А. Сухомлинский

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.  

       С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

     Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

     Хорошо развитая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.

    Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.  

     К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

  Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование  элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

    Предметно-развивающая образовательная среда

   В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

    У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально.  Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с большим интересом  действуют с дидактическим материалом. 

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы

Доминирующий метод – игровой.

Словесный (объяснение и рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Научные принципы

Комплексный подход.

Системность и последовательность.

Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.

Сотрудничество воспитателя и родителей.

Развитие.

Методика проведения обследования

Карта обследовании

Оформление результатов.

Обработка данных обследования.

Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

Содержание

    Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного педагогического  опыта. Учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое  тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы" (под редакцией авторов  Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой), я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

   Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:

использование нестандартного оборудования;

комплекс элементов изо-деятельности в развитии мелкой моторики;

комплекс "Пальчиковые игры";

комплекс игрового массажа;

развитие графической моторики.

Игры с крупой

  «Золушка». Сортировка круп: гречки, риса и гороха.  

   Рисование на  манке.  

   Перекладывание из одной емкости в другую  разными пальцами    сухого гороха.  

 Разверни, не порви…Необходимо развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

 Игры со счётными палочками.

   В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).
"Сложи колодец"
"Выложи картинку"
"Выложи геометрическую фигуру"

   

       Игры с прищепками
   Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
    Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

       

       Игры с конструктором «Лего»
   Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

   

         Сухой бассейн
     Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов,  которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

       

           Игры - шнуровки
    Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  
  Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".

     Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является  залогом отсутствия проблем в школе.

       Рисование
  Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…,
а можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
     

       Игры с пластилином.
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… ,  При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

        Игры с бумагой.
   Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами и т.д.
  Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
  Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости  и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

         Игры с природным материалом.
  Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

        Пазлы и мозайка
Пазлы – в переводе с английского "головоломка", "затруднение". Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. 
Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

        Пальчиковые игры
   Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
     
Массаж кистей рук и пальцев
   Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
   Массажные шарики су-джок  и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Развитие графической моторики
Развитие графических навыков.

    Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится  в тетрадях с крупной клеткой.  Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве. 
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи: 
    Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
     Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
    Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
     Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
     Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
      Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
      Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
      Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Вывод
      Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

        Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

 

Литература
1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Степени общения: от года до семи
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология
4. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет
5. Фомина Л.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
6. Кольцова М.М. Развитие моторики
7. Данилова E. Пальчиковые игры
8. Гризик Т.И. Детство и отрочество
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал "Дошкольное воспитание"
11. Журнал "Дошкольное воспитание"
12. Дубровина И.В. Готовность к школе, развивающие программы
13. Данилова Е.Е."Психология"
14. Строгонова И.А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка



Предварительный просмотр:

                                                 План работы по самообразованию

Логопед : Лещенко Дарья Александровна

Период: 17.02.25-30.05.25г

Тема: «Развитие речи через пальчиковые игры»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев         образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Цель самообразования по теме:

Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:

  • Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
  • Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей старшего дошкольного возраста.
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует об его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в

элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской

речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под

влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запаса.

Перспективный план

Этапы реализации:

  1. Теоретический этап

Изучение учебно-методической литературы:

Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи», Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Бардышева .

Т. Ю. «Здравствуй, пальчик», Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»,

Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у детей в течении года»

  1. Практический этап Диагностика уровня развития мелкой моторики. Создание картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр.

Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.

  1. Заключительный этап.

Анализ работы по теме самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Содержание работы

Сроки

реализации

Практические выходы

(открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1

Изучение литературы по теме самообразования.

Февраль

Учебная литература, методические пособия, и др.

  2

Написание плана работы на год

Февраль

Постановка целей и задач по данной теме;

составление перспективного плана по теме самообразования.

  3

Создание картотеки

пальчиковых игр

Февраль

Подбор и разработка пальчиковых игр.

 4

Диагностического исследования.

Выявление уровня развития мелкой

моторики рук.

Февраль

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

 5

Консультации для родителей

Февраль

Презентация, текстовой материал, пальчиковая

гимнастика с детьми.

 6

Заучивание игр с массажными мячиками «Шарик», «Иголки»

Февраль

Текстовой материал

 7

Разучивание пальчиковых игр

«Осень», «Еж», «Овощи»

Февраль

Текстовой материал

 8

Разучивание новых пальчиковых игр:

«Капуста», «Зайка», «Фрукты»

«Апельсин»

Февраль

Текстовой материал

  9

Настольные игры

Февраль

«Мозаика», «Разрезные картинки»,

«Выложи дом из цветных геометрических фигур». Игры со счѐтными палочками.

10

Игры с массажными мячиками

«Горка», «Месим тесто»

Март        

Текстовой материал

11

Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры»

Март        т

Текстовой материал

Дидактические игры

Март        

Пазлы», «Шнуровки», «Бусы для мамы»

12

Заучивание пальчиковых игр

«Весна», «Уточка»

Март

Текстовой материал

13

Веселые упражнения с карандашами Способствовать умению

раскатывать карандаш между ладошками.

.

Апрель

 

Текстовой материал

14

Заучивание пальчиковых игр

«У дорожки дуб растет», «Пчела»,

«Кап, кап, кап»

Апрель

Текстовой материал

15

Дидактические игры из счетных палочек.

Апрель

Текстовой материал

16

Дидактические игры

Май

«Пазлы», «Шнуровки», «Бусы для мамы»

17

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов

развития мелкой моторики рук.

Май

Использование метода наблюдения, упражнений.

18

Анализ работы по теме самообразования.

Май

Текстовой материал

Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное

влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

                               

                      Литература:


  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,

2011-64с

  1. Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй, пальчик», Пальчиковые игры. –М-

«Карапуз» 2007-18с

  1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». –М: ТЦ Сфера, 2006-64с
  2. Ермакова. М. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
  3. Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с

       Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера»,    

        2007-96с

  1. Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры,

упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб: КАРО, 2008-96С

  1. Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс, 2007-211с
  2. Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...