Лексическая тема "Наш город"
материал (старшая группа)

Земченкова Елена Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod.docx246.86 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

« Наш город»

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/5/5NlqQOvKh8xy9XVTeZg7trCSWUwYbzRn0HD6uPBM4/slide-2.jpg

Существительные: город,   область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом,  больница, театр, музей,  памятник, вокзал, мост;  магазин, школа, детский сад,   балкон, витрина, библиотека, киоск, поликлиника, аптека, достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад,   завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон,  подъезд, вокзал, новостройка.

Прилагательные:  городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

Научить детей чётко произносить название родного города, детского сада.   Отработать чёткое произношение предложения: Я живу  в городе Волгодонске, на улице… Рассказать, на какой улице находится детский сад, который посещают дети. Помочь  произнести предложение: Наш детский сад находится – на улице Молодежной.  Учить четко отвечать на вопросы:

В каком городе ты живёшь? На какой улице? На какой улице твой детский сад?

Предложить родителям посетить с ребёнком некоторые интересные места нашего города, с тем, чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.

Дидактические игры

«В нашем городе» (составление предложений со словом «много»)

В нашем городе много...улиц.
(дома, деревья, люди, дороги, цветы, здания, фонари)

«Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один дом, два дома, пять домов.
(мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок,
магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание)

«Что у вас, а что у нас?» (усвоение сравнительной степени прилагательных)

В вашем городе деревья высокие, ... а в нашем городе еще выше.
(деревья зеленые, старые, большие, роскошные; улицы длинные, шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные; дома большие, прекрасные, прочные; люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые)

«Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)

Площадь, пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, 
аптека, Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, 
светофор.
Улица, перекресток, 
машина, площадь.
г.  Волгодонск,  
ул.  Ленина, г. Владивосток, г. Москва
Библиотека, магазин, рынок, супермаркет.

«Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей…)

Дома бывают одноэтажные, (многоэтажные, кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…)

Улицы бывают ровные, (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…)

В нашем городе много деревьев. (Каких?) В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много людей. (Каких?) В нашем городе много хороших, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей.

Составь небольшой рассказ по следующему плану:

А)назови  адрес, по которому ты живешь.

Б)почему нужно знать свой адрес?

В)кому нужно говорить свой адрес, а кому – нет?

«Исправь предложение»

Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.

Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе»

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним  ( Молодежная, Горького,   Степная, Гагарина, Энтузиастов,  т. д.

Составь рассказ по картинкам. Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:

1) Как называется улица?

2) Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?

3) Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

4) Где проходит эта улица?

5) Твое отношение к этой улице.

«Какое слово не подходит?»

Дом, домашний, дым, домовой.

Город, городской, горох, горожанка.

Улица, переулок, улочка, улитка.

«Назови ласково»:

город – городок,

мост — …

магазин — ….

улица –

дом — …

«Подбери признаки»:

город (какой?) –  чистый, грязный,  красивый, зеленый, родной, старый, казачий, живописный,

Дом (какой?) — ….

Парк, улица, театр, детский сад, стадион, вокзал и т.д.

«Один – много»:

город – города,

вокзал — …

магазин — …

улица – …

горожанин –

аптека — …

дом — …

парк — …

житель — …

Упражнение «Скажи наоборот»:

город большой, а поселок маленький;

есть улицы длинные, а есть улицы ...;

есть улицы широкие, а есть улицы ...;

есть дома высокие, а есть ...;

днем город шумный, а ночью...;

днем светло, а ночью...;

люди бывают веселые, а бывают и ...;

«Назови по образцу»

Улица – улочка– нет улочки;

город – городок– нет городка;

магазин – магазинчик– нет магазинчика;

мост – мостик – нет мостика

двор – дворик – нет дворика ;

адрес – адресок– нет адреска

фонарь –фонарик – нет фонарика ;

дорога –дорожка– нет дорожки.

Скажи со словом ''Городской''

транспорт – городской транспорт ;

квартира – городская квартира;

дома – городские дома;

парк – городской парк;

улицы – городские улицы ;

театр – городской театр;

почта – городская почта;

здание – городское здание;

школа – городская школа;

вокзал – городской вокзал

жители – городские жители;

церковь – городская церковь

Игра «Можно - нельзя».

- Дети давайте закрепим с вами, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Большой палец верх - правильно, вниз - нет.

*Переходить улицу на красный свет.

*Рвать цветы на клумбе.

*Любоваться цветущей клумбой.

*Сажать деревья и цветы.

*Бросать фантики от конфет.

*Переходить дорогу на зеленый свет светофора.

*Кричать, шуметь в общественных местах.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковое упражнение под считалку «Дом» по типу «пальчики здороваются»:

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Пальчиковая гимнастика  «Строим дом».

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). 
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.

Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

Мы по городу гуляем, (Маршируют на месте)

Все вокруг мы замечаем (Прикладывают ко лбу ладонь козырьком)

В центре – парк тенистый (Вытягивают руки вперед)

Там тополь, клен ветвистый. (Машут над головой руками)

А за ним проспект широкий (Разводят руки в стороны)

Виден мост вдали высокий (Встают на носочки, поднимают руки вверх) Рядом дом, а в нем музей (Соединяют руки над головой «домиком»)

Пригласим туда гостей. (Разводят руки в стороны и прижимают ладони к груди)

Этот город молодой, светлый, чистый и родной (Проводят ладонями по лицу, прижимают руки к груди.)

Волгодонск  зовется (Поднимают палец вверх)

Хорошо нам здесь живется. (Показывают большие пальцы в кулаках).

Загадки

Вот стоит одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный

Дальше там – многоэтажный, упираясь в вышину.

Сотни человек отважных их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою мы все дружною семьей. (Дом)

Начинается на «О» и кончается на «О».

Я хвораю, не гуляю – целый день гляжу в него. (Окно)

В доме комната гуляет, никого не удивляет.

На двенадцатый этаж вас доставит в тот же час. (Лифт)

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок

Дверь закрылась за спиной нет пути передо мной.

Я и дома_ и не дома, между небом и землей.

Где же я тогда, позволь? (Балкон)

Пылит под ногами, петляет и вьётся.

Лежит, и бежит, и кружит.

Как зовётся? (Дорога.)

Это что за богатырь

На холмах и меж холмов

Раздаётся ввысь и вширь

И всегда во мгле ночей

Миллионы жжёт огней? (Город.)

Друг за другом,

Строго в ряд,

С двух сторон

Дома стоят. (Улица.)

Сад огромен. Сад ухожен.

Очень нравится прохожим.

Но плодов из года в год

Он съедобных не даёт. (Парк.)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит – не дрожит.

По нему трамвай бежит. (Мост.)

Над дорогой он висит,

На дорогу он глядит.

Все его сигнала ждут.

Знаешь, как его зовут? (Светофор.)

В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят.(
Улица)

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.(
Автобус)

Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть – …(
Переход)

В нём живут,

Но не сеют, не жнут,

Населённым пунктом является,

Подскажи, как называется? (Город)

В нём домов не сосчитать,

Улиц, парков, скверов,

В плитку и асфальт одет,

Он жителями в целом! ( Город)

Читаем детям:

«Нет на свете места краше…»

Нет на свете места краше,
Чем родная область наша.
Здесь есть реки и леса,
И прекрасные места.
Её мы очень любим,
Её  всегда беречь мы будем,
Ведь в ней с рожденья мы живем
И любим больше с каждым днем

«Город- Родина моя»

Город – это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.

Город – это еще и прогулки,
Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора —
Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдется всегда,
Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то – рассматривать будет песок.

Город – для всех развлечение,
Одна прогулка – уже приключение!

— Кто у нас с пеленок
Городской ребенок?

— Мама, папа, это – Я!
Город – Родина моя!

Мы по городу шагаем,

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит ...

Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint

Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план   Прокудина В.В., учитель-логопед          МБДОУ № 15 г.Кандала...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"

Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....

Картотека загадок по лексически темам:"Город,транспорт..."

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ: Город, транспорт, весна, профессии, цветы, рыбы, дом, мебель, школа, животные севера и жарких стран, зима, Новый год...

Лексическая тема "Город.Улица"

Презентации на неделю для совместной работы взрослого и ребёнка по" Окружающему миру" Лексическая тема "Город .Улица"...

Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"

Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...