Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова»

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и   развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.

Задачи:

- познакомить с играми и упражнениями, которые можно выполнять с детьми дома;

- формировать правильный подход родителей к трудностям детей в овладении языковыми процессами.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове, которая характеризуется ударностью, количеством слогов, последовательностью слогов.

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности в произношении слов разной слоговой структуры.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

Нарушение слоговой структуры слова стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Случаи искажения слова учащаются во фразе, и в самостоятельной речи. Дети с нарушенной слоговой структурой слова в речи часто допускают следующие ошибки:

• сокращают число слогов: ВИЛОНЧИСТ (виолончелист); ФОТОРАТ

(фотоаппарат);

• не могут четко определить размер слова и удлиняют его стереотипно, повторяя несколько раз один из слогов;

• не могут переключиться с произношения одного слога на другой и уподобляют слоги друг другу: ВАНАКА - КАНАВА, ПАМАНА -ПАНАМА;

• сокращают стечения согласных, когда звуки, им доступные, но в местах стечения согласных опускаются: КНИГА - НИГА, ЛИСТ - ЛИТ:

• переставляют слоги: МОРАШКИ - РОМАШКИ;

В процессе обучения специально отрабатываются следующие навыки:

• воспроизведение нужного ритмического контура (число слогов и ударение);

• переключение с одного слога на другой;

• произнесение стечений согласных:

• сохранение нужной последовательности слогов в слове.

Дети подготовительной группы уже ориентируются в звуковой структуре слова, могут интонационно выделять звуки в начале, середине и в конце слова, определять его качественные характеристики.

В старшей группе  объясняйте детям, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па).

Расширяем их знания, говорим, что часть слова называется слог. Затем мы предлагаем сосчитать количество слогов в слове. Мы напоминаем детям, что слово  можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу.

Дома мама может помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное нарушение проявляется в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание ребенка, давать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произносите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например, «рука, нога, мак, дом…» Затем слова постепенно усложняются: от простых слов мы переходим к более сложным, таким как «банка, полка…карман, черепаха…»

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Предлагаемые игры и упражнения помогают ребенку усвоить деление слова на слоги, определять ударные и безударные слоги, развивать навыки звуко-слогового анализа слова.

«Договори слово»

Произнесите любой первый слог, а ребенок второй (двусложные слова). Пусть он проговорит по слогам получившиеся слова полностью: ШИ-НА, РА-НА, РУ-КА, РА-MA, РЕ-КА, ВО-ДА, ВЕТ-КА, СУМКА, ШУТ-КА, ЛОД-КА, МАР-КА, РЕП-КА.

 «Магнитофон» 

В эту игру надо играть втроем. Первый играющий  (взрослый)

называет первый слог РА, второй (взрослый) — МА, третий (ребенок в роли магнитофона)— называет слово целиком РАМА.

«В слове слог договори, будь внимательным, смотри»

Предложите ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: ЗАНОЗА, СТРЕКО- ЗА, КОЛБА- ..., ГЛА- ЗА, ВА- ЗА, МИМО-ЗА. (Слоги и слова вы можете подобрать самостоятельно).

 «Быстро повтори слово»

Предложите ребенку внимательно послушать, какие из названных вами слов заканчиваются на ТА (или на ДА), и быстро  повторить их.

ПОЧ – ТА       КАР – ТА           БЕ – ДА             ВО – ДА

РЕБЯ – ТА     ЛОПА – ТА        ПОГО – ДА       ГАЗЕ – ТА

ПОБЕ – ДА    КОНФЕ – ТА     ОБИ – ДА

«Мяч поймаешь ты тогда, когда названа еда!»

Бросаете мяч ребенку и называете слова, обозначающие пищу: горошек, пироги, мороженое, сапоги, пирожное, а тот, в свою очередь, ловит мяч, если назван съедобный предмет, и повторяет слово по слогам: го-ро-шек.

Задания можно менять, просить ребенка выбирать только названия мебели, одежды, транспорта и т.д. Усложнить игру так же можно, попросив ребенка отчеканить мячом нужное количество слогов.

«Телеграф»

Взрослый произносит двусложные или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш), а ребенок отхлопывает,

отстукивает количество слогов в названном слове — передает слово по телеграфу.

 «Выбери картинки»

 Разложите на столе открытки или картинки двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами (са-ни, ро-за, ма-шина, ма-ли-на). Пусть ребенок отберет вначале картинки, слова-названия которых состоят из двух, затем из трех слогов. Обратите внимание на то, что все слоги разные.

«Поищи слово»

 Скажите ребенку, что есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Поищи слово, которое спряталось в слове песок. Ребенок делит слово пе-сок на слоги и узнает, что спряталось слово сок. Пусть ребенок самостоятельно отыщет спрятавшиеся слова в словах рыбак, кулак, Борис, пирог, король.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше красными, синими и зелеными кружками.

К привычным схемам слов добавляются звукобуквенные. 

Рассмотрим это на примере. Рассмотрите картинки, впишите в схемы гласные буквы. Для этого:

1. Начните работу с более коротких слов. Произнесите каждое слово вслух.

2. Обратите внимание на то, сколько звуков в слове.

3. Определите, какие гласные звуки вы слышите в слове, и на каком месте.

Например: В слове бык три звука, есть гласный звук [ы], это второй звук в слове. В эту схему надо вписать букву ы во вторую клетку.

 «Придумай слово с определенным количеством слогов»

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

«Назови заданный слог в слове»

Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во- да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

«Наоборот»

Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

«Выложи слог, который услышишь»

Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

«Найди ударный слог в слове»

Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов. Например, паук - ударный слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень- о-; малина -ли- и т. д.

«Распутай слова»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например: Ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре- нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

«Какой новый слог появился в слове?»

Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор- мушка; ребенок - же-ребенок.

«Преврати одно слово в другое»

Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран - банан, бетон - батон, кулак - + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок).

Вы познакомились с конкретными приемами, которыми можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома.

Рекомендации:

Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

 Они могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

   При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом или воспитателем.

    Поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте успехи, учите преодолевать трудности. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно– логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом, закрепить в процессе повседневной жизни.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....

Игры на развитие слоговой структуры слова в коррекционной работе логопеда.

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.Речевое развитие характеризуется трудностями в ...

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...