Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Щитова Наталья Викторовна

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность малыша – это способность чем-то

заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых, стремление

действовать по собственной инициативе, владение

навыками самообслуживания и опрятности.

У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить

положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать,

наблюдать за чем-то интересным.

Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в

окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского

опыта.

Существует два простых правила для родителей, которые

хотят приучить ребенка к самостоятельности.

«Обучать ребенка делать все самостоятельно». Это правило имеет

ключевое значение. Ребенок рождается без каких-либо навыков и умений,

только с безусловными рефлексами. Все навыки он приобретает не сам по

себе, а усваивает их при взаимодействии со взрослыми. Ребенок узнает, что

делать с тем или иным предметом, наблюдая как с этим предметом поступают

взрослые.

Очень важно, чтобы родитель выступал не только в роли наставника, но

и в роли помощника ребенка, участника совместных действий. Ребенок

нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, помогал в

трудную минуту, подбадривал и хвалил. Родителям надо постараться не

злиться на ребенка за разбитые чашки и тарелки, пролитое молоко,

оторванную пуговицу. Ребенок и так расстроен своей неудачей, не нужно его

дополнительно упрекать, а лучше успокоить и предложить ему попробовать в

следующий раз.

На первых порах доводить начатое дело до конца – трудная задача для

малыша. Убрать игрушки – это значит, что в течение длительного времени

нужно выполнять однообразные и неинтересные действия, и здесь можно

скрасить это действо, например: Карлсон жужжит над ухом, помогает своему

другу, или взрослый предлагает помочь: «Трудно тебе – давай помогу, а будет

трудно мне – ты поможешь!» Но с каждым разом объем самостоятельных

действий ребенка должен увеличиваться, а помощь взрослого – сокращаться.

Правило второе:

«Не делать за ребенка того, что он может сделать сам». С задачами,

посильными для его возраста, ребенок вполне может справиться сам, если он

этого хочет. Малыш учится делать все самостоятельно: надевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки», откажется от попыток самостоятельности, то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому.

И здесь «подлить масла в огонь» могут родители. В спешке, они сами

готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и

аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким

растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок.

Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может

вылиться в серьезную психологическую проблему.

Другая крайность, в которую бросаются родители – это позиция «Делай сам, ты уже большой!». Но маленькие дети еще не умеют лениться, поэтому, скорей всего, ребенок не делает что-то правильно не потому, что не хочет, а потому что действительно не может справиться с задачей.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему

осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они

будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из

рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам

поймет, что это неудобно и утомительно.

Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок.

Если у ребенка что-то пока не получается делать самостоятельно, то не

нужно расстраиваться. Малыш может швырять ботиночки, которые «не

хотят» одеваться, кусать свою одежду и кричать. Родителям нужно научить

малыша просить о помощи правильно, например, фразой: «Помоги мне

пожалуйста!». Но, не нужно сразу же бросаться делать все за ребенка. Сперва

нужно дать ему шанс справиться самому, лишь слегка подтолкнув его к

действию.

Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора

действий, поступков, суждений. В ней истоки ответственности, уверенности в собственных силах, чувства собственного достоинства. В дружной семье

взрослые учат малыша понимать, что здесь все проявляют заботу друг о друге, с уважением на равных относятся к каждому. Что в семье у каждого свои обязанности, но каждый может прийти на помощь другому в трудную минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"

Многие родители недоумевают, как развивать самостоятельность у ребёнка третьего года жизни и с чем она связана. В этой статье вы познакомитесь с рекомендациями по развитию самостоятельности у детей ра...

Консультация для родителей на тему: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Cамый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в ...

Консультация для родителей. Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

В материале представлен обобщенный материал по развитию самостоятельности у детей раннего возраста....

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. Достижения в психическом и моторном развитии де­тей первых 2 лет жизни вызывают у них потребность в са­мостоятельных действиях; при эт...

презентация для родителей «Кризис 3-х лет и развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Презентация к родительское собранию, где указаны проявления у детей кризиса 3-х лет....

«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» консультация для родителей

Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости....

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, обе...