Игры для детей с РАС
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Рекомендовано для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rod_sobranii_0_2.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему: «Игры и упражнения для развития речи у детей с РАС»

Формирование у детей коммуникативных навыков  у детей с РАС предполагает работу над развитием импрессивной и экспрессивной речи. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, где создаётся речевая среда, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

    Рассмотрим варианты игр для развития экспрессивной речи.  Работа   начинается с приёмов  растормаживания речи:

 - постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)

- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б» - барабан, «ту-ту» - поезд, «тик-так» - часы и т.д.)

- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

- подражание неречевым и речевым звукам;

- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.

    На первых этапах работы хорошо зарекомендовала себя методика случайного обучения.  Данная методика позволяет обучить ребёнка любым словам и действиям. Ребёнок непроизвольно  воспринимает ту информацию, которая на данный момент ему нужна.

 Так можно научить первым словам-ситуациям  для развития взаимодействия: пить, иди, дай, ещё, качай, открой,  да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало.

   Для эффективного результата работы по развитию экспрессивной речи целесообразно оформить альбом с картинками по изучаемой теме.

Для развития речи необходимо применять игры с предметами. Например,

игра «Телефон». Цель: научить по подражанию отвечать на телефонный звонок. Взрослый берет трубку и говорит: «Алло, привет!». Кладёт трубку и говорит ребёнку: «Теперь ты». Ребёнок повторяет за взрослым. Дальше можно усложнить задачу. Нужно сказать «Алло, привет! Как дела? Пока!» и т.д.

Игра «Слова - действия». Цель: усвоение и дифференциация действий, которые выполняют живые существа. Перед ребёнком расположить  лист с изображением схемы, например, бегущего человека.  Сказать: «Вот бежит человек». Предложить ребёнку подобрать картинки, соответствующие данному движению (девочка бежит, лиса бежит и т.д.) Так же поступить и с другими подходящими действиями (летит, сидит, прыгает, спит, кушает и т.д). Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово.

Игра «Семья». Цель: учить самостоятельно называть членов семьи. Сначала работаем с одной фотографией (например, мамы). «Это мама, Артём, кто это? Это мама…». Затем добавляем постепенно фотографии остальных членов семьи.

Игра «Лети». Цель: учить правильно применять глагол по отношению к предмету. Надуваем небольшой воздушный шар и со словами ЛЕТИ, отпускаем его из рук. Далее просим ребёнка повторить самому.
Игра « Собери целое». Цель: собрать разные предметы, растения, людей и животных из частей, проговаривая эти части. Сначала из 2-3 частей, потом больше.
Игра 
«Доклей детали». Цель: доклеивать недостающие детали у образов (ножка у стола, колесо у машины, лепесток у цветка и т.д.). Проговорить детали с ребёнком, рассмотреть варианты рисунков каждого предмета, чтобы не было привязанности к одной картинке. «Что это? Это стол, а это ножка стола. Покажи, где ножка у стола? И эта ножка стола»
Игра 
«Выбери правильно цвет». Цель: учить подбирать правильный цвет предмета. Ребёнку предлагается  раскрашивать фрукты и овощи, выбирая правильный цвет. Например,  желтый банан и красное яблоко. Перед ребёнком два фломастера соответственно: желтый и красный, нужно выбрать и раскрасить каждый фрукт правильным цветом.
Игра 
«Сортируем вещи». Цель: учить сортировать вещи (не карточки) по категориям и функциям. Например, в одну коробку класть – вилки, ложки, ножи, а в другую – носки, трусы, футболки (таким образом, сортировать посуду, одежду, игрушки, обувь и т.д.). Предметы должны быть знакомы и часто использоваться в быту. При игре комментируем свои действия и несколько раз проговариваем слова, чтобы ребёнок чётко слышал их названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...