«Профориентации детей в ДОО» «Все профессии хороши!»
консультация

Мележик Валентина Борисовна

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_detey_v_doo.docx535.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида п.Уразово Белгородской области, Валуйский район

Консультация для родителей

«Профориентации детей в ДОО»

«Все профессии хороши!»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613642612_22-p-fon-dlya-prezentatsii-professii-dlya-detei-24.png

                                         

                                          Подготовил: воспитатель Мележик В.Б.

п. Уразово 2022г.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в любом виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше знаний в конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, поближе познакомиться с рабочим местом родителей, узнать, что выполняют они на работе.

Сейчас много разных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить с детского сада.

Профориентация дошкольников – новое, малоизученное направление в психологии, педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии, нужно готовить ребенка. Ему надо знать, кем работают его родители, познакомить со спецификой разных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна она будет, легче ему будет сделать в будущем свой выбор, который определит его жизнь.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, многие в роду работают в этой сфере, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие.

Мы готовим детей, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В ДОУ существует проблема ранней профориентации:

-Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

-Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

-Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

-Нет преемственности в работе ДОУ и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие мышления, способность устанавливать простейшие связи, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение, выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в игре) с простыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача педагога, состоит в дифференцированном подходе развития дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация детей. Формирование представлений о профессии строителя посредством сюжетно-ролевых игр.

В данной статье раскрывается тема профориентация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....

Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»

КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»

Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»...

Реализация эффективного практического опыта работы в ДОУ по ранней профориентации детей через программу «Калейдоскоп профессий»

Программа «Калейдоскоп профессий» (далее -  Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2...

НОД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста " Профессии в мире спорта"

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляем через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и иг...

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"

Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира.  В дошкольном возрасте важно расширять его пре...

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии важны» (подготовительная группа)

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста«Все профессии важны» (подготовительная группа)...