«Важность распевок на музыкальных занятиях»
консультация

Белавина Лина Ильинична

Консультация для родителей о важности распевок перед пением на музыкальном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_konsultatsiya_dlya_roditeley_belavina.docx16.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Важность распевок на музыкальных занятиях.

муз.руководитель: Белавина Л.И.

Любой из видов искусств, пробуждает у ребёнка способность к творчеству, которая впоследствии, обрастая приобретёнными знаниями и навыками, преобразуется в креативность человека. Но именно занятия музыкой играют ту особую роль, которая во многом способствует развитию эмоционального мира ребёнка. Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка создаёт ту основу его общей музыкальной культуры, как части становления личности.

Задатки к музыкальной деятельности - физиологические особенности строения организма: органа слуха или голосового аппарата – имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Главным показателем музыкальности, по мнению Б.М.Теплова, является эмоциональная отзывчивость на музыку, а к основным способностям относятся те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения (звуковысотный слух и чувство ритма). Неосновными же компонентами музыкальности являются тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребёнка, «подтягивание» его в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности.

По мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в её самых разных формах у ребёнка формируется система сначала элементарных, а затем более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на неё откликаться.

В настоящее время можно считать установленным, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепции и синестезия.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней.

Н.Н.Поддьяков показал, что в возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков, способствующих изучению детьми внешней среды, этот уровень умственного развития, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию для формирования представлений и понятий.

Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников должно исходить, прежде всего, из присущих им психофизических особенностей и свойств. С учётом возрастной специфики педагогу следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребёнка, играть ведущую роль в этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки.

Наблюдая, за воспитанниками, была выявлена проблема малого образного представления окружающего мира, что и послужило для меня своебразным сигналом к действию. Выход из этой ситуации нашла, разработав мини-программу распевок для воспитанников ДОУ.

Распевка служит для приведения в готовность – разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы, при этом таким вокальным упражнением может быть и часть какой-нибудь песни.

В разных методиках по развитию певческого навыка говорится о распевке, как о вокальном упражнении в формате профессионального опыта, я же больше внимание придаю в распевке на музыкальных занятиях несколько другим аспектам, таким как эмоции и выразительность, благодаря этому у детей механически возникает чистая интонация и ритмичность. Но при всём этом я опиралась на данный факт, что «феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь не об их росте, как в спортзале, а о приобретении ими соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе – фальш в голосе, пестрота тембра, перенапряжение и усталость».

Распевке в формате музыкального занятия в ДОУ придаётся не очень большое значение, в связи с тем, что занятия ужимаются из-за возрастного ценза дошкольников. Наблюдая за детьми, обратила внимание, что им не интересны распевки, которые ограничиваются только лишь интервально-интонационным пропеванием. Дети дошкольного возраста чаще всего хотят не только показать свои интонационные возможности, но и возможности, касающиеся таких аспектов, как мимика, жесты, образность. Опираясь на данные наблюдения, составила небольшую схему подбора музыкального материала для распевок по возрастным группам.

Все распевки исполнялись на занятии однократно, пропевались очень эмоционально и выразительно, используя метод пластического интонирования.

Через совсем небольшой промежуток времени, поняла, что мои действия были правильными, так как посредством такой деятельности дети приобретали не только музыкально-образный опыт, но и обогащали свой песенный репертуар ( все песни из данной программы дети исполняют впоследствии наизусть). Ритмические возможности исполнительского мастерства улучшились в разы, так как дети были предельно внимательны к паузам и вступлениям в предложенных распевках, а как мы знаем любой опыт легко можно перенести на другой вид исполнительства. Работа с динамикой стала очень понятной детям, так как через образ показывали и динамические нюансы.

Возьмем за пример одну из таких распевок: «Виноватая тучка» сл. Д.Тухманова, муз. Ю.Энтина.

Дети пропевают только припев со словами «кап-кап-кап, дождик пошёл – в 1-3 припевах; шлёп-шлёп-шлёп, дождик идёт – в 4; кап-кап-кап, дождик прошёл – в 5», простукивая ритмический рисунок припева указательным пальчиком по ладошке – 1-3,5 припевы; хлопками в ладоши – в 4; при этом изображая всё, что пропевается в куплете. В конце песни изображают последнюю каплю ударом указательного пальца по полу.

При пении даже таких маленьких фрагментов в обязательном порядке обращаю внимание на дыхание, артикуляцию, и певческий аппарат воспитанников.

Результат превзошёл все мои ожидания, дети стали активнее принимать участие в исполнении песен, пополнился песенный репертуар, увеличился образный опыт, ритмическая структура произведений стала более доступной детям, артикуляция улучшилась, и много еще можно перечислять.

Результат показал, что даже такой маленький отрезок времени на музыкальном занятии, как распевка, может стать огромным помощником в работе музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Важность музыкальных занятий в жизни дошкольников"

К одной из распространенных проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования.Эта проблема, возмож...

Речевое развитие на музыкальных занятиях (игры с элементами упражнений - распевок)

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 77 г.Энгельса 2018г....

Конспект музыкального занятия с использованием распевок

конспект музыкального занятия с использованием распевок для детей младшей группы детского сада...

Презентация "Использование музыкально-ритмических игр и артикуляционных распевок для музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста»

 Главная цель педагога- развивать способности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства.     ...

«Логоритмика и ее важность в музыкальном занятии»

Статья о важности логоритмики в музыкальных занятиях....

Консультация для родителей «Важность чешек на музыкальных занятиях»

Консультация для родителей про чешки от музыкального руководителя....