Польза распевок на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке

Мысова Ирина Александровна

С чего начинается песня?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Польза распевок на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста


Пению должна обязательно предшествовать распевка независимо от того, имеем ли мы дело с новой песней или повторяем старую. Распевание провожу в старших группах детского сада. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса.

Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения. Чтобы добиться от детей чистоты интонирования, хорошей дикции, можно начать распевание со звука ре первой октавы. Звук до первой октавы для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать. Слабо он звучит у детей с высокими голосами и вполне естественно и выразительно - у детей с низкими голосами. Звук ре доступен как низким, так и высоким голосам.
Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен - он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон расширяется.

В старшей группе распевание провожу в пределах терции, а к концу учебного года довожу диапазон до кварты. В подготовительной к школе группе распевание тоже начинаю с терции, а к концу года заканчиваю квинтой.

Техническая сторона распевания заключается в следующем: после того как дети спели упражнение, например, в ре миноре, необходимо модулировать на полтона вверх, то есть в ми-бемоль мажорную тональность. Такая модуляция осуществляется с помощью доминантовой гармонии (обычно это квинтсекстаккорд). Затем петь секвенции, идя по полутонам, и довести до самого высокого звука, который способны спеть дети. Далее от верхнего звука опускаться по полутонам вниз и дойти до той тональности, в которой будет разучиваться или повторяться песня. Продолжительность распевки - 1-2 минуты.


Чаще всего для распевок использую народные песни с плавным голосоведением, например: «Как под горкой, под горой», «Василек», «Во поле береза стояла» и др. Если песня, используемая для распевания имеет длинные музыкальные фразы, то лучше всего распевать одну первоначальную фразу или предложение.


При распевании не нужно ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного можно петь в умеренно-скором и быстром темпах. Такой темп помогает добиться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи. Но только медленный темп может научить детей протяжному исполнению.


Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера произведения, не дает детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.
Для распевания на одном звуке часто использую попевку «Андрей-воробей». Эта песенка помогает детям удерживать высотное положение звука.


Чтобы правильно подобрать вокальное упражнение нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения.
У многих дошкольников язык малоподвижен, что мешает хорошей дикции и легкости звука. Поэтому так важно заниматься и слоговым пением. Очень полезно пропевать упражнение на слоги ми, ма, мэ, мо, му или лю, лё, ли, ля. Работая над артикуляцией гласных нужно показать детям положение губ, языка, нижней челюсти. Во время пения гласной рот нужно открывать шире и добиваться хорошего произношения.

Очень важно умело исправлять ошибки детей, всякий раз подчеркивать успех, даже самый малый.
Таким образом, вокально-певческие упражнения дадут значительно больше эффекта, чем стандартная работа по разучиванию песен, заключающаяся в запоминании мелодии и текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее  значимых...

План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."

Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....

Для чего ИКТ на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью. Время работы, также огран...

Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...

«Использование дыхательных упражнений на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Данная статья поможет музыкальным работникам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям организовать оздоровительную работу с воспитанниками. Упражнения могут быть использованы во время музыкальны...

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

"Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста"

материал предназначен для родителей...