Консультация «Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста».
консультация

Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как одном из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, учителя - логопеды, дефектологи. Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях

Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.
Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей. Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны – всё это корректируется нейропсихологическими играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 «Мальвина»

Консультация

«Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Учитель-логопед

Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как одном из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, учителя - логопеды, дефектологи. Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях

Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.
Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей. Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны – всё это корректируется нейропсихологическими играми.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Игра «Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение

работать с группой, снятие напряжения.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По

команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за

спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом.

Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

Игра «Hос — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать,  что называет взрослый, игнорируя

его показывание.

Игра «Волшебныеобводилки»

Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и

тонко моторного взаимодействия.

Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно.

Игра «Класс – заяц»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.

Материал: не требуется.

Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –

«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать

скорость.

Игра «Колено – локоть»

Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-

обусловленный уровень мышления.

Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть

левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,

затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Игра «Грибы да ягоды»

Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: - ладонь одной руки лежит на

кулаке другой.

Дождь грибочек поливал, - пальцы ласково глядят по щекам.

И грибочек подрастал - руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая

круг, называем грибы.

Ягодка росла в лесу, я домой ее несу - кулак одной руки лежит на ладони

другой (меняем).

Солнце ягодку согрело - пальцы ласково гладят по щекам.

Наша ягодка поспела - делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с

большим, одновременно на двух руках, называем ягоды.

Упражнение «Колечко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с

большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение «Лезгинка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

Упражнение «Замок».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем,

который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних

пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Упражнение «Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Упражнение «Симметричные рисунки».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др.

«Серия упражнений на развитие межполушарного взаимодействия»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; снятие синкинезий

мышечных зажимов; улучшение возможности приема и переработки информации(движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого   мозга, активизируют вестибулярный аппарат).

«Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

«Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высокоподнимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения:локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуковуслышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождаетсязрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание.А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы другихзвуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

«Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом

кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку

меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правомубирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождатьстихотвореньем:Червяк дорогу сверху внизВ огромном яблоке прогрыз.

«Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута влокте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута влокте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак.По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.На поляне большойСтоит печка с трубой.

«Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони.

Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следуетпо очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этомпроговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий,

восприятиюинформации,улучшаетзапоминаниеинформации.

Исходноеположение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашуили фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки,буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)

Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком

гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Игра «Поймай ладошки»

Возраст от 3 лет

Задачи:

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизацияработылевогоиправогополушария,межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Ход игры:        

Ребенок и педагог располагаются лицом друг к другу. Педагог меняет положениерук, а задача ребенка хлопнуть по ладошкам педагога, поймать ладошки.

Например 1положение ладошки обращены к ребенку.

2 положение ладошки обращены вверх

3 положение – вниз

4 положение – левая вниз, правая вверх

5 положение -меняем руки.

6 положение – ладошки повернуты в разные стороны

7 положение -ладошки обращены внутрь

Меняем положения в разном порядке, увеличиваем темп.

Игра «Мемори тренажер»

Возраст от 3 лет

Задачи:

-Развитие зрительной памяти.

-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизацияработылевогоимежполушарных связей.

-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование:2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетра картона ). Вцентре белый лист размером А4, по периметру белого листа располагаютсяцветные листы размером А5 семи цветов.

Ход игры:

Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждымрасположен коврик.

Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листовразного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу, увеличиваяколичество действий)Можно проговаривать названия цвета.

Игра «Классики для пальчиков»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизацияработылевогоиправогополушария,тренировкамежполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки

Ход игры:

Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.

Игра «Падишах»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизацияработылевогоиправогополушария,тренировка

межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Ход игры:

Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, апотом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

Игра « Нейроритмические ряды»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, переключения.

-Синхронизацияработылевогоиправогополушария,межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Оборудование: набор фигур для создания ритмического рисунка.

Ход игры: На столе разложены карточки с кругами в ритмическом порядке

(например, 2-3-2-3-2-3-2-3)

1 Отстукиваем ритм ладошкой об стол.

2 На 2-хлопоки в ладоши, на 3-хлопки об стол

3 На 2-хлопки об колени, на 3- хлопки об стол

4 На 2 щелчки пальчиками, на 3- хлопки об стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологическая игра для детей дошкольного возраста "Веселые перчатки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 ...

Буклет "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"

Буклет "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"...

Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста.

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенк...

Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях

Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях. Цель: активизировать умственную деятельность и речевые навыки с помощью синхронизации межполушарного воздействия мозг...

Мастер-класс для родителей: "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста".

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Эффективность нейропсихологического подхода доказан...

Консультация психолога для родителей "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"

Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы в головном мозге. Нейропсихологические игры помогают развивать и корректировать механизмы мозговой деятельности ребенка. Их могут использова...

Консультация "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"

консультация для родителей содержит общие игры с использованием нейропсихологических упражнений...