ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В ДОО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНО ИСКУССТВА.
консультация (подготовительная группа)

Павлова Ольга Николаевна

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В НАШЕ ВРЕМЯ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. К СОЖАЛЕНИЮ, У ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТСУТСТВУЕТ ИНТЕРЕС К "СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКЕ". ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАЗВИТОЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ  ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ И КАК СЛЕДСТВИЕ - НЕ СФОРМИРОВАННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno-horovaya_rabota_kak_sredstvo.docx41.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В ДОО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНО ИСКУССТВА.

Цель : Развитие музыкальных способностей через организацию вокально хорового пения.

Задачи : 1. Воспитывать интерес к вокальному искусству. 2. Научить детей правильно и выразительно петь. 3. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения

               По мнению А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов

Проблема развития ценностно-смыслового восприятия музыки  в наше время приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современных детей отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое ценностно-смысловое восприятие музыки, и как следствие – не сформированность музыкальной культуры. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но так как в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, которая несет только вред и разрушает   детей, и дать им возможность узнать и полюбить другую - настоящую – музыку. И как же это сделать!? 

                Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты- педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов, позднее – В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина) подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у детей дошкольного возраста служат все виды музыкальной деятельности. Даже есть оправданная закономерность «если хочешь, чтобы ребенок стал метематиком, начни с музыки», есть очень много примеров в подтверждение этим словам. Но мы сегодня говорим о вокально-хоровой работе, как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, которая через  восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение. Как же средствами вокально-хоровой работы мы можем воспитывать наших детей, воспитывать их вкус, предпочтения. Прежде всего дадим определение, что же такое пение?

Пение – это форма эмоционального самовыражения певца.

Пение – это вокальная музыка, т.е. музыка исполняемая голосом, это искусство, требующее огромной самоотдачи, но это и естественная потребность человека выразить свои чувства. Хоровое пение имеет свою специфику: оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств), приобщение к миру духовного, на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству. Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания. Итак, хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны. Хоровой коллектив – это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что музыкально-хоровые занятия при правильной их организации играют важную роль в формировании культурной среды личности. В исполнительской практике и процессе исполнения вокально-хоровых произведений, каждый ребенок открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру.

Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение вокальных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу; это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

                Для глубокого проникновения в музыкальные образы звучащих на уроках хора произведений ребенку необходимы начальные исторические и теоретические музыкальные знания. В этой связи учащиеся осваивают понятия формы, жанра, стиля и средств музыкальной выразительности, развития музыки и т. д. Подобные знания не являются самоцелью. Они направлены на постижение детьми особенностей духовной, фольклорной музыки, а также музыкальных произведений различных композиторов, творчество которых принадлежит различным историческим стилям (барокко, классицизму, романтизму, импрессионизму, реализму) и представлено различными жанрами (камерными и концертными, вокальными). Также формирование музыкальной культуры ребёнка предполагает становление знаний об исполнителях, творческих фестивалях и конкурсах, концертных залах и музыкальных театрах.

                   Музыкально-хоровые занятия подразумевают использование компонентов музыкальной грамоты, упражнений на укрепление дыхательной системы ребёнка, развитие метро-ритмических упражнений. И как любое коллективное занятие вырабатывает в детях навык общения. Пение, развивает различные, не только чисто музыкальные способности, но и внимание, настойчивость в преодолении трудностей. Смысл хорового пения не только в механическом заучивании песен, а в их творческой интерпретации, в творческом подходе и передаче их содержания, понятного и эмоционального пережитого. Вокально-хоровое исполнение должно отвечать тем же требованиям, что и любое другое: фортепианное, скрипичное, оркестровое. Нужно проникновение в содержание произведения, его понимание. – ЭТО очень важно на первом этапе работы с произведением, обратить внимание на познавательные интересы, нужно чтобы у поющего ребенка было правильное отношение к песенному творчеству, чтобы он понимал о чем он поет, каждое слово было понятно и осознанно. Репертуар для дошкольников должен тщательно прорабатываться, объясняться каждое слово, ведь словарный запас еще, не так велик. Очень важно дать установку детям в том, что поющий человек, что-то изменяет в красках своего голоса, что-то отбрасывает, что-то дополняет, проявляет художественно-творческое отношение к воспроизведению материала. Другими словами есть песни лирические, есть веселые, есть патриотические и у них разный характер исполнения заключающийся в интонации, динамических оттенках, ритме и т.д. другими словами заключить это в образно символические знаки, например:

-петь ярко, выразительно, с большим эмоциональным подъемом ( привести пример, или показать самому)

-петь со страданием и грустью;

-петь сердечно с любовью

=Петь глазами (внутренний барометром) он выражает эмоциональную отзывчивость.

                   Цели и задачи массового музыкально-хорового воспитания, а также особенности организации и методики проведения хоровых занятий, обусловливают  требования к  профессии.  Многоплановость и многопрофильность работы музыкального руководителя объясняются тем, что музыкально-хоровые занятия включают в себя  и активное слушание музыкального материала, (если есть оригинал исполнения , предлагаемого детям произведения обязательно нужно прослушивать его с детьми), и ознакомление с основными музыкальными терминами, и музыкальное творчество в различных его проявлениях.

                  Осуществление поставленных задач требует от педагога овладения множеством знаний и умений, и может быть выполнено при условии: если учитель любит и понимает детей, знает не только методику проведения занятия, принципы его построения, хорошо знает учащихся, их интересы и индивидуальные особенности каждого, их способности; многократно слушает и разучивает с детьми одни и те же произведения, каждый раз как бы открывая для себя новые грани звучащей музыки; постоянно находиться в курсе всех музыкальных событий современности, знакомится с новыми явлениями в смежных областях искусства

Традиции отечественного вокально-хорового исполнительства являются и поныне нашим национальным достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению – гарантия выживания нации, ибо народ, который не помнит своей истории, запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и не хранит культуры своих предков, обречен на вымирание. Задачей современного педагога является сохранение традиций русского вокально-хорового искусства, передача этих знаний и умений порастающему поколению нашей Родины. Современная социокультурная ситуация, таким образом выдвигает перед руководителями детских хоровых коллективов задачу: сформировать музыкальную культуру, эмоциональную отзывчивость, вызвать интерес к произведениям муз. искусства.

               На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а более позднем внимание концентрируется на художественной стороне произведений. Так, для выразительного исполнения музыкальной фразы необходимо владение дыханием, динамикой звука, для передачи эмоционального содержания музыкальной фразы требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом произведеиии). Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом занятии. Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение.                вокальные упражнения, по определению – это короткие отрезки музыкальных фраз, которые, как правило транспонируются по полутонам вверх и вниз. Такое повторение ведет к установлению навыков. Упражнения для начинающих должны быть предельно просты. Не должны включать большое количество нот, ритмически просты, мелодически ясными, с минимальным диапазоном,  в умеренном темпе, подыгрываться на фортепиано. Вокальных упражнений существует очень много и каждое из них имеет свою педагогическую задачу.

Певческая установка.- перед началом пения муз.рук. напоминает детям, о правильном положении корпуса. «петь приятно и удобно» Л.Абелян.

Работа над дыханием.- один из основных факторов голосообразования. Овладеть навыками певческого дыхания детям помогают упражнения. Эти упражнения помимо привития навыка правильного дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Однако мы должны помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями, вместо пользы может привести к обратному результату – ребенку может стать плохо. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста допустимо использовать не более двух упражнения на развитие дыхания.

Дыхательные упражнения без звука: детям нужно обьяснять, что для пения вдох нужно делать более глубоким по сравнению с обычным дыханием. При этом во время вдоха плечи не должны подыматься. Надо стараться набрать столько воздуха, чтобы дыхания хватило на исполнение всей музыкальной фразы. педагог может привести пример, показывая,  как некрасиво, прерывисто звучит песня, если делать частые вдохи.

Упражнения для развития дыхания без звука:

1.вдох выдох-дети кладут ладошки на живот . педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание, на слово «выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.

2.»Дирижер» (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха). И.П. стоя, руки опущены вниз. Педагог-«дирижер» поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. «Дирижер» держит руки вверху и считает до 3, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижера» дети выдыхают воздух ( счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

3. дуть на перышко, выдувать шарик.

Звуковые дыхательные упражнения.

1.«воздушный шар» Дети, держась за руки и встав ы круг, представляют себя воздушным шариком и «сдувают его: произнося звук «с» медленно, переставляя ноги, скользя двигаются внутрь круга. Затем «надувают шарик» озвучивая надувание звуком «ф» от центра круга.

2.Губная вибрация. Пропевание коротких мелодий, во время которого воздух выдыхается так, чтобы губы вибрировали и издавали звук, похожий на работающий мотор автомобиля. Это упражнение  рекомендуется чередовать с пропеванием звука «Р».

3.упражнение на активную работу диафрагмы.(Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой) На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается диафрагма.

Речевые игры на дыхание всегда доставляют детям радость.

1.Произнесение на одном дыхании скороговорок. Дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, Два Егорка, три Егорка…..» Чем больше Егорок ребенок может назвать , тем лучше, потому что тем больше у него объем легких.

1.произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.

Все упражнения помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготовить голос к дальнейшей работе.

АТАКА ЗВУКА.

Переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию; начало звука. Существует три типа атаки: мягкая, твердая и придыхательная. Именно от атаки зависит характер звука на всем его протяжении. Твердую атаку используют, как правило в художественных целях.

В работе с дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки. Твердая атака звука способна нанести вред хрупкому детскому голосу. Вначале нужно научить детей слушать и отличать красивое пение от некрасивого, т.е. умению постоянно контролировать себя необходимо обращать внимание на то, чтобы атака звука всегда была мягкой. Нужно внушать детям с самого начала, что громкое пение не значит красивое.

Звукообразование

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умений использовать резонаторы.

Резонаторы- часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему в голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные, расположенные над связками) и нижние (грудная клетка – трахеи. Бронхи). Кроме того резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем) и неподвижные.

Итальянский педагог-вокалист Бара отмечал: «Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования. Не усилие гортани, не нажим на нее со стороны дыхания, а мягкая, эластичная подача дыхания должна принести резонирующий звук».

Наиболее резонирующим гласным относится «и», «е», «у». сонорные согласные «л», «м», «н», «р», используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы. Для пения с ощущением высокой позиции помогают распевки на слоги «нэ», «мэ», «рэ». Губной согласный «б», и языковой «д» помогают в работе над близким звучанием звук.

Сейчас выдвигается предположение обучать дошкольников петь фальцетом, разрешите не согласится с данной методикой, т.к. фальцетное пение не такое яркое, как грудное, и требует  нагрузки на голосой аппарат.

Работа над правильным звукообразованием  строится на развитии слуховых ощущений и умений использовать резонаторы.

Некоторые упражнения  помогающие в этом:

1.Пение с приставленной к уху ладонью. Слегка выгнутая ладонь с прижатыми к друг другу пальцами образует подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Прием пения с ладонью можно использовать как упражнение, помогающее в работе с наиболее сложными фрагментами в песнях.

2. «Колокол» Пропевать на одном звуке междометие «Бом!», «Бом!», «Бом!» долго протягивая звук «м» Пение с закрытым ртом помогает помогает  детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.

3. «Саксофон» обратить внимание на схожесть с человеческим голосом. Предложить детям пропеть любую мелодию на звук «у», прикрыв рот ладошкой, как коробочкой, направляя звук в теплые ладони. Это упр. расширяет у детей представление о тембровом разнообразии человеческого голоса и поможет ощутить вибрации верхних резонаторов.

4.Пение, приложив пальцы к кодыку или положив на грудь, на звуке «мммэ», «ммма»,  «мммо» «ммму», вибрация, возникающая под пальцами, дает возможность ощутить начало звука, которое должно быть мягким, а не резким, как удар.

5. Пение с закрытым ртом, при котором слышится сонорный гласный «м». с помощью такого мычания можно развить звук, но и сравнять все ноты гласных.

6.упражнение на раскрепощение подбородка, часто при пении дети плохо открывают рот из-за зажима нижней челюсти. Авторское упр. А.М.Картушиной дети держат ладонь паралельно полу  на расстоянии 2-3см. ниже подбородка и поют звук «а», стараясь коснутся руки подбородком.

7.Песенки распевки. Для правильного формирования гласных хорошо использовать распевки, исполняемые на 2-3 примарных звуках. Акцент в них делается на правильном положении рта при пении гласных.

Распевка «колокольчик»

Звуковедение

Это способ исполнения звуков, штрихах, определяющих качество звука, легато, нон легато, стоккато.

В основе звуковедения лежит связанное пение (легато), при котором гласные звуки связаны между собой, а согласный произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока

При пении нон легато звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

В стаккато легкие и короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.

Для плодотворной работы педагог должен всегда выполнять следующие правила:

  1. Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике
  2. Обучать навыку пения надо (а капелла) на материале простейших попевок
  3. Перед детьми должна стоять конкретная задача (например споем распевку, делая ударение на нижнем и верхнем звуках)
  4. Необходимо приучать детей слышать себя и слышать других
  5. Надо сразу пресекать крикливое, громкое пение

Кантиленное пение требует кропотливой и постоянной работы. Пение приемами нон легато и стакатто дается детям легче.

Для работы над кантиленой можно использовать пособие Л.Н.Алексеевой и Е.И.Голубевой «Певческая азбука» в нем на каждый звук даются упражнения и конкретные задания. Например:говоря о звуке «о» Изобразить на высоких нотах интонацию  восхищения.

Работа над интонацией

Степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении. В первую очередь следует отметить, что точно интонировать все дошкольники не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей и отличной интонацией, способные исполнить мелодию без искажения. Часто дети поют ее в удобной для себя тесситуре. Часть детей можно отнести к так называемым «гудошникам», совершенно неправильно воспроизводящим мелодию и поющим в диапазоне двух-трех звуков.

Задача муз.пед.   дет.сада – научить ребенка любить пение и не стесняться , если что-то не получается. Поэтому, работая с дошкольниками, не стоит во главу угла ставить чистоту интонации при пении. Пусть лучше поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса пения, чем делают это чисто но с постными лицами и без желания. Многие дошкольник будут интонировать только приблизительно, передавая общее направление мелодии. И это абсолютно не страшно, всегда можно подготовить несколько детей с чистой интонацией для солирования в песне или сольного исполнения.

Начинать работу над точностью интонирования звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Одно из пособий для этого «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в нем представлены короткие песенки на каждый интервал.

Несколько приемов, помогающие добиться чистоты интонирования.

1.пение а капелла. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.

2.Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3.Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук у позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть ее.

4.Пение с солистами.

5. использование игровых моментов и наглядных пособий. Пение попевок с поступенным движением вверх и вниз сопровождаются движением игрушки по лестнице.

6. Игры – повторялки, когда педагог поет попевку по фразам, а дети пытаются ее повторить.( вокальная игра «мы веселые ребята» М. Картушиной стр.48)

7.игра- «мелодическое эхо» Педагог играет на металлофоне небольшой мотив, дети стараются его точно проинтонировать на слог «ле» или «лю»

Развитие ладового чувства

Ладовое чувство у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не одинаковой степени. В младших группах - это лишь эмоциональный отклик на слушание музыки. Позднее проявляется умение различать мажорную и минорную окраску музыки. Ладовое чувство выступает одним из важнейших условий восприятия музыкального произведения: на его основе происходит переживание, узнавание и понимание музыкального произведения. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки. Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Пример: из нового сборника «перышко»

Для младших дошкольников Музыкальное приветствие «Здрвствуйте!»(сб. Картушиной стр.54.)

Артикуляция и дикция

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста , нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – все это влияет на качество исполнения.

Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. В работе над дикцией мы используем методы применяемые в логопедии. Но вокальная речь отличается от обыденной, благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса.

Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а», «о», «у», только за тем к ним постепенно подстраивают более сложные гласные «е», и «и». Чтобы гласные звучали ровно и сохраняли тембровую окраску, их следует петь округлым, прикрытым звуком.

Первые вокально-хоровые упр. предлагаются детям в виде песенок-игр, когда муз.рук. поет запев, а дети отвечают за персонажа.

На муз.занятиях , работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы:

  1. Утрированный показ артикуляции педагогом
  2. Артикуляционная гимнастика, на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Чтобы вызвать интерес у детей к этому занятию, следует придумывать муз. Истории. (сб. перышко).

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук (пример «У девочек и мальчиков умные пальчики»)

Скороговорки.- (Картушина  СТР. 72.)

Расширение диапазона

Певческий диапазон у детей у детей дошкольного возраста небольшой в силу несформированности голосового аппарата. Чтобы определить высоту примарных тонов голоса ребенка, следует внимательно прислушаться к его речи и определить речевой диапазон. Как правило, он находится в пределах си-ре. Целесообразно начинать работу по постановке голоса с укрепления его примарного диапазона. Затем голос развивается вниз, а потом вверх, путем исполнения попевок по полутонам.

Вокальные упражнения должны строится в определенной последовательности:

1этап – упр. на одном звуке.

1этап- упр. на двух звуках расположенных рядом.

3этап-тетрахорды, как подготовка к скачкам.

4этап-арпеджио и гаммы

Фонопедический метод развития голоса, разработанный Емельяновым.

Штро-бас-регистр-шумовой режим работы гортани ( вибрант голосовых складок шумового характера без фиксированной высотности)

Глиссандо от самого верхнего звука к самому нижнему и наоборот. В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность – фальцетный режим, грудной режим, штро-бас – с постепенным понижением интонации и увеличением силы звука.

Работа над динамикой

Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

Наиболее сложный нюанс для исполнения – форте, потому что дети часто переходят на крик. Не допустимо, когда детям говорят: пойте громче вас не слышно, побуждая детей перейти на крик. Вся вокальная работа должна строится на негромкой динамике. Работая над нюансом  forte, необходимо помнить, что в каждом forte должны быть заложены элементы  piano, т.е. мягкость и некоторый запас звучности, настолько, чтобы слушатель не ощущал «потолок»   в звучании хора.  Forte нельзя находить через твердую, жесткую атаку, через мышечный зажим; оно зависит от опорности дыхания, от эмоциональной наполненности.

При исполнении forte очень важно не допустить форсированного пения, когда дети начинают испытывать мышечное перенапряжение всего голосового аппарата. Прежде всего это вызывает перенапряжение мышц гортани, что отражается на качестве тембра и является тревожным сигналом руководителя. Форсированное пение, если оно входит в привычку, становится серьезным недостатком, с которым трудно бороться. Одним из эффективных способов снятия форсировку звука служит привлечение внимания хора к нюансам , обьяснения того, что форте это громкое(активное) пиано  и настойчивая работа над этим.

1.Попевка с подвижными нюансами «Села кошка на такси» (Картушина стр 89)

2.Пение песни по фразам с полярной динамикой.

3.игра «эхо»

( Работа над ритмом, темпом.выразительностью)

Методика работы над песней.

Механическое повторение песни приводит к тому, что детям она быстро надоедает и становится не интересной. Чтобы этого не происходило, муз.рук. должен понимать чего он хочет добиться от детей, четко ставить перед юными певцами задачу и подбирать методические приемы, не только целесообразные, но и интересные детям.

Обычно процесс работы над песней проходит в течении 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Зима в музыке» Совместная деятельность с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства (старшая, общеразвивающая группа)

Цель: развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение музыкального искусства, формировать навык определять характер музыки. Интеграция образовательных област...

Конспект совместной деятельности с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства. (средний дошкольный возраст)

Цели: познакомить с музыкой П.И. Чайковского; развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках. Ин...

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....

«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»

В современном обществе происходят социальные и экономическиеперемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательным...

Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"

Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"...