логопедия
консультация

Мамедова Олеся Николаевна

поиграем в рифмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifmy.docx526.29 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-16.userapi.com/impg/SCmEb52LxGo4J6HoqGbLjHl4HMtCP7IpTP2oJw/wTqZM3qvp-E.jpg?size=1440x1080&quality=95&sign=dd7b9d9b6317539736e91b2afef04e47&c_uniq_tag=bt9BFYRyYCZWEn384UgMucWJfkPQrCfhJ9B3YY4MfdY&type=album

Учитель-логопед : Мамедова О.Н

г. Ачинск, 2024г.

        Миниатюрные потешки — отличный инструмент для развития фонематического восприятия и языкового чувства у дошкольников. Это увлекательное занятие очень важно для полноценного умственного развития ребенка. Полезные рекомендации помогут взрослым сделать процесс изучения потешек более эффективным. Все мы помним строки детских стихов, заученные в раннем детстве. Простые детские стишки невольно сохраняются в нашей памяти. Поэтому очень важно при обучении дошкольников использовать рифмованные тексты. Такие простые, на первый взгляд, стихи помогают привить детям первые нравственные ценности и значительно расширить их словарный запас.

         Что такое рифма? Это сочетание слов, имеющих одинаковое произношение и имеющих одинаковые ударные гласные. Для дошкольника понятие рифмы можно упростить – определить как «слова, одинаково звучащие». В стихотворениях, предназначенных для младшего дошкольного возраста, чаще всего используются точные рифмы, например гармошка – картошка, мешок – горшок, мишка – шишка. В стихах, которые предлагаются детям постарше, вы уже встретите более сложные рифмы, например, гололедица — не едется.

 Какие виды рифм существуют:

- Мужской. Здесь ударение всегда на последнем слоге (баран – барабан).

 - Женский. Ударение – на предпоследний слоге  (Маша – каша).

- Дактилический. Здесь ударение находится на третьем слоге от конца слова (кошечка — у окошечка).

 - Гипердактилический. Ударение на четвертом, пятом либо шестом от конца слоге (подпрыгивает — подмигивает).

Последовательно учим ребёнка составлять рифмующиеся тексты

        Старшим дошкольникам обычно нравится рифмовать слова и составлять простые стихи. Родители и воспитатели детского сада обязательно должны поощрять подобные словесные эксперименты. У детей  хорошо развивается воображение и чувство красоты родного языка. В дальнейшем такой ребенок будет лучше воспринимать стихи.

         Дошкольнику следует учиться рифмовать тексты поэтапно.

Знакомим ребенка с понятием рифма, объясняем, что слова, которые рифмуются, всегда стоят в конце строки.

        Предлагаем составить небольшое стихотворение по определенному алгоритму, например: 1) Жили-были... 2) Какой он был или как его звали. 3)Подбираем рифму. Взрослый вместе с ребенком сочиняет стихотворение по алгоритму. 4)Дошкольник пробует сам составить стихи.

        Дошкольник пытается сочинять стихи самостоятельно. Недопустимо понукать ребенка, слишком давить на него или высмеивать его первые поэтические опыты. Ребенка должен увлекать процесс составления текстов. Он постепенно научится составлять потешки без помощи взрослого.

Потешки для детей 5-7 лет.

       В дошкольном возрасте ребенок всему учится через игру. Увлекательные задания, связанные с выбором стишка, следует предлагать не только дома, но и во время прогулки, в дороге или в длинной очереди. Кроме того, интересно оформленная игра станет прекрасной альтернативой мультфильмам и планшету. Вот примеры таких задач:

- На картинках изображены разные предметы. Они рифмуются друг с другом в парах. Задача ребенка — соединить их линиями.

Ребенок должен отгадать веселые загадки, где ответ должен рифмоваться, например:

В кладовке шуршала мышка, https://otvet.imgsmail.ru/download/17823050_7e7e5cdcc5d80c6c804c94d795820bb9_800.jpg

Под сосной лежал... (шишка). 

Очень громко плачет мальчик-

Он стеклом поранил ... (пальчик).

Мышь увидела корку,

Она затащила её в... (норку).

Ребенку предлагаются строки из трех слов. В каждом нужно найти рифмующиеся слова и еще одно слово, например:

котик, гномик, животик;

место  тесто, кекс;

игрушка, хлопушка, пусто.

Взрослый называет слово, а дети должны придумать к нему как можно больше рифм к слову.

Взрослый повторяет определенный слог  и останавливается, когда малыш скажет к нему рифму, например: https://myslide.ru/documents_7/725fc4e8ff6419046088dfc0956fc47a/img53.jpg

ры-ры-ры-ры — комары;

ва-ва-ва-ва — голова;

ко-ко-ко-ко — молоко.

«Прозвища»

    В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребёнку вспомнить их. Наверняка он назовёт вам Лягушку- Квакушку, Зайку- Побегайку, Лисичку- Сестричку, Акулу-Каракулу.

        Бывает часто, что у героя несколько прозвищ, предложите ребёнку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк. В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок-Серый бочок, Волк-Зубами щёлк. Или лиса: Лисичка- сестричка, Лиса-краса. Вместе с ребёнком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик-Бархатный животик, Мышка- Малышка, Хрюшка- Розовое Брюшко. Сочиняйте сами и, чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

      Таким образом, любой заинтересованный взрослый может научить дошкольника рифмовать слова и сочинять  простые стихи. Это увлекательное занятие доставит ребенку большое удовольствие, пробудит интерес к родному  языку, поможет в будущем более успешно учиться в школе.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/8/img5%20(1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...