"Отличник в школе или цена успешного обучения"
консультация

Пазылова Елена Сергеевна

В материале даются советы родителям, чьи дети недавно переступили школьный порог. Обсуждаются "подводные камни" школьной жизни, родительские стратегии помощи детям, отношение к оценкам и его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_tsena_pyatyorki_bestsvetnaya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Отличник в школе или цена успешного обучения

Конечно, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребёнок был успешным в жизни, в любимом деле и, безусловно, в учёбе. Уже до поступления в первый класс многие дети могут с лёгкостью назвать все планеты Солнечной системы, столицы стран мира, свободно рассуждают про озоновые дыры, виртуозно обращаются с техникой… Всё это даёт основание родителям рассматривать своего ребёнка как неординарного, подающего надежды, что на самом деле, хотя и свидетельствует об определённом уровне развития, не является главным фактором, способствующим эффективному усвоению школьной программы.

Таким образом, уже до поступления в школу у взрослых вырабатываются определённые ожидания по отношению к своему ребёнку. Кроме того, существует миф о том, что у успешного родителя непременно должен быть успешный ребёнок. А показателем успешности ребёнка школьного возраста зачастую становятся оценки в дневнике. Вот и получается, что многие из нас, стремясь доказать себе и окружающим: «Я –  правильный родитель», пытаются, во что бы то ни стало, сделать из ребёнка отличника.

Кому-то это удаётся, а кому-то – нет.

Как правило, родители выбирают одну из двух стратегий «помощи» ребёнку – школьнику: стратегия контроля и постоянной стимуляции желания стать отличником, либо стратегия «родитель вместо ученика», в результате которой взрослые всё выполняют за ребёнка. Иногда родители, в силу занятости или подозревая в себе отсутствие педагогических способностей, нанимают для ребёнка целую армию репетиторов.

В некоторых случаях, особенно в начальной школе, как одна, так и другая стратегия приводят к заветной цели: в дневнике и табеле дочки или сына появляются «пятёрки». Казалось бы, цель достигнута, и участники школьного марафона должны быть удовлетворены. Но почему-то возникает побочный эффект: проблемы здоровья ребёнка или членов семьи. Так, например, чрезмерная нагрузка, обрушивающаяся на школьника, не готового к ней, может вызывать соматические проблемы даже у вполне здорового ребёнка: учащается количество респираторных заболеваний, появляется головная боль или боль в животе, без видимых причин повышается температура. Не легче оказывается состояние и некоторых членов семьи. Таким образом, на лицо эффект так называемого «оценочного травматизма», когда погоня за отличными оценками нарушает физическое и душевное равновесие и взрослых, и детей.

Конечно, никто не говорит, о том, что отличник в школе – это плохо, что нельзя настраивать ребёнка на хорошую учёбу. Однако, всякий раз, когда мы, взрослые, ставим перед ребёнком задачу получения только отличных и хороших оценок, необходимо взвесить всё: физическое состояние ребёнка, его способности, возможности и – обязательно – его желание учиться.

Реально оценить вероятность исполнения ваших желаний помогут специалисты: врач поликлиники посоветует, какую нагрузку, какой режим может выдержать ученик, а психолог может оценить способности ребёнка. Бывает, что ученик, обладающий уникальными способностями в конкретной области (например, в математике или в музыке), вынужден, подгоняемый взрослыми, соответствовать высокой планке по всем учебным дисциплинам. Тогда данная свыше одарённость со временем меркнет, потому что на занятие любимым предметом не остаётся времени сил. Случается, что «синдром отличника», желание во всём, что делаешь, добиться лучшего результата, остаётся с человеком навсегда, омрачает жизнь теперь уже взрослого, который будучи уже не в состоянии пересмотреть свои установки, зачастую становится жертвой своих амбиций.

Таким образом, ответственность за те или иные требования к качеству учёбы (а вернее, к оценкам) принимает каждый из нас. И ребёнок здоров, если желание учиться на «хорошо» или «отлично» исходит от него. Если занятия не превращаются в пытку ни для ребёнка, ни для родителей  и не вызывают переутомления, тогда остаётся только пожелать вам успехов в покорении «учебных вершин».

Зачастую и так довольно сложная проблема со здоровьем усугубляется и ухудшением психологического климата в семье. Так, если для родителей оценки не являются принципиальными, то и ребёнок будет воспринимать спокойно даже «двойку». Если же мы искусственно фиксируем внимание школьника как на положительных, так и на отрицательных оценках, он будет относиться к ним насторожено. Подчас беспокойство детей, связанное с оценками, провоцируем именно мы, взрослые. Удивительно, что получать «плохие» оценки бояться не только школьники, но и дети четырёх – шести лет, которые гордо заявляют: «Я буду учиться только на «пятёрки» и «четвёрки», чтобы не огорчать маму». Уверенные, что мамину любовь можно заслужить именно таким путём, дети воспринимают «плохую» оценку как угрозу: потеряешь любовь мамы!

Путь к отличным оценкам всегда сопряжён с дополнительными учебными нагрузками (за исключением случаев одарённости ребёнка). Не все дети, особенно в начальной школе, обладают достаточной волевой готовностью, то есть могут заставить себя вместо прогулки или игры заниматься монотонной работой. Тут на помощь приходят взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки. Но, к сожалению, эта помощь не всегда оказывается эффективной, так как взрослые в семье не всегда имеют единую позицию в отношении обучения ребёнка. Разные ожидания, стиль и темп обучения вынуждают ребёнка тратить силы на то, чтобы подстроиться к каждому «учителю» в семье. Кроме того, прежде чем приступить к занятиям с ребёнком, необходимо оценить и собственные силы: многие ли из нас, взрослых, смогут терпеливо заниматься с ребёнком после работы, не от случая к случаю, независимо от настроения, а ежедневно, невзирая на усталость и занятость? Если терпения и сил достаточно, то занятия с ребёнком могут принести радость и ученику и «учителю». Однако чаще всего встречаются другие ситуации, когда раздражённые, уставшие родители не выдерживают подобной нагрузки и начинают кричать, а иногда оскорблять или даже физически наказывать ребёнка. Такая «помощь» не только вредит здоровью сына или дочери, но и становится причиной конфликтов в семье.

Иногда родители, близко к сердцу принимая неудачи и успехи ребёнка, спорят и даже ссорятся друг с другом, выясняя кто виноват в той или иной ситуации. Ребёнок, понимая, что именно он стал причиной конфликта, переживает его очень сильно, иногда испытывая вину ещё и от того, что мама и папа (или мама и бабушка) в очередной раз из-за него поссорились.

Чтобы избежать подобных негативных ситуаций, желательно относиться спокойно как к оценкам, полученным за то или иное задание, так и к процессу выполнения самого задания. К тому же необходимо определить, насколько родительское участие требуется вашему сыну или дочери и какое именно. Конечно, далеко не каждый ребёнок с первых дней обучения способен самостоятельно выполнять домашнее задание. Поэтому помощь взрослого бывает нужна, а иногда и просто необходима многим ребятам. Но это не значит, что совместное выполнение уроков должно стать ежедневным ритуалом в семье. Научив ребёнка в течение нескольких дней, недель или месяцев (в зависимости от его индивидуальных особенностей) планировать время выполнения заданий, рассчитывать свои силы, можно и нужно сокращать контроль родителей, постепенно развивая самостоятельность и ответственность маленького ученика. Всё это поможет сохранить мир в семье и научит ребёнка быть ответственным за свою учёбу.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность к школе — как залог успешного обучения."

В прикрепленном файле находится консультация для родителей дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу на тему: "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Она построена ...

Презентация для консультации по теме "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения".

В приложенном файле находится презентация для проведения консультации для родителей детей подготовительной группы на тему "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Презентация состо...

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Консультация на тему: "Социально-личностная готовность детей к школе, как основа успешного обучения"

Социально-личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по ср...

Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»

Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных...