"Психологическая коммуникация / Детские побеги"
консультация (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Нередко случается, что ребенок на улице может повести себя неожиданно: например, выскочить на дорогу, убежать от взрослого. В стандартной ситуации родитель или воспитатель успевают догнать или окликнуть малыша, но такие моменты пугают, и взрослые обращаются к психологу за консультацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon export21_pochemu_ubegaet.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая коммуникация / Детские побеги

«Ваня, стой!», или как отучить детей сбегать на прогулке?

В статье – рекомендации, как провести беседу с воспитателями и родителями о детских побегах на прогулках. Разъясните взрослым, почему причина детских побегов – не в непослушании и характере дошкольника, а в поведении взрослых. Также возьмите картотеку игр, чтобы отучить детей убегать от взрослого, и авторское стихотворение, чтобы объяснить им точку зрения ребенка. Все материалы хорошо подойдут для стенда психолога или раздатки после консультации.



Если не дать альтернатив, а сказать только об ограничениях, мы спровоцируем ребенка нарушать эти запреты. Просто потому, что ребенку непонятно, если «вот это все нельзя», то что «можно»

Нередко случается, что ребенок на улице может повести себя неожиданно: например, выскочить на дорогу, убежать от взрослого. В стандартной ситуации родитель или воспитатель успевают догнать или окликнуть малыша, но такие моменты пугают, и взрослые обращаются к психологу за консультацией.

Когда ребенок убегает, такое поведение трактуют как безответственное, рискованное. Родители ищут причину в ребенке – считают его непослушным, убеждены, что он не умеет вести себя на улице. Воспитатели винят родителей – не научили правилам безопасности.

Импульсивное поведение – одна из причин детских побегов. Такое поведение на улице – результат действий взрослого. Напомните родителям: дети не поймут без объяснений, почему такое поведение опасно.

Ребенок каждый день прощупывает границы своих возможностей. Например, если разрешать бегать по квартире, то ребенок побежит и на улице и очень удивится, почему дома можно, а не дома – нельзя.

Чтобы ребенок перестал убегать на прогулках, предложите родителям или воспитателям понаблюдать за его поведением и понять, каких навыков не хватает ребенку для того, чтобы соблюдать правила безопасности на улице. Например, навыков послушания родителя, соблюдения правил дорожного движения. Когда взрослые поймут, каких умений и знаний недостает ребенку, предложите провести с ним беседу, чтобы, например, рассказать о правилах безопасности.

Если ребенок знает правила и запреты, но убегает, потому что не хочет слушать взрослого, проведите наблюдение. Выявите, ребенок не слушается конкретного взрослого, например, из-за неуважения, или всех. Во втором случае проведите коррекционную работу, чтобы обучить навыкам послушания.

Расскажите воспитаннику, почему нужно держаться рядом со взрослым на улице, о том, где можно ходить пешеходам, а где проезжая часть, о том, кто такие «свои» взрослые и «чужие».

Задача родителей и педагогов – не ограничить и запугать детей, а рассказать об альтернативах. Например, где можно бегать/лазать/играть в прятки и салочки, на сколько можно удаляться от взрослого, с кем можно разговаривать.

В конце консультации раздайте родителям и воспитателям картотеку игр и стихотворение. Стихотворение иллюстрирует, как видит ситуацию ребенок, который убегает от мамы на улице: много эмоций родителя, энергия от двигательной активности, весело и непонятно, почему родитель пугается и ругается. Также раздайте родителям алгоритм для профилактики детских побегов.

Детская модель поведения. Почему ребенок не слушается и убегает?

Прежде, чем ответить на данный вопрос, следует рассмотреть модель детской психики в целом. Ребёнок – это, в перовую очередь, личность, имеющая свои особенности характера и поведения.

Важно понять первопричину того, почему ребёнок убегает на улице не слушается родителей. Как правило, самая распространенная причина – это отсутствие у малыша ярко выраженного авторитетного лица. Если воспитание происходит по типа «кнута и пряника», то не ждите, что ребёнок будет расценивать вас, как авторитет, на который он хочет равняться и быть похожим. Отсюда главная проблема – личностный протест. И он будет длиться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои принципы воспитания.

Что делать, если ребёнок убегает на улице?

 Основные 5 советов

Первое, в чём необходимо убедиться – это в отсутствии патологии. Да, звучит несколько ужасающе, но многие дети имеют проблемы с поведенческим развитием. Необходимо обратиться к детскому психологу и выявить, не страдает ли он гиперактивностью, ненормальной для своего возраста, а также не имеет ли других отклонений, которые могут привести к поведенческой деструкции в будущем.

Никогда не кричите

Это лишь вызовет у ребенка ещё больший азарт убежать. К сожалению, большинство детей, воспринимают крики не так, как мы интерпретируем их себе – то есть, с обратной реакцией. Дети очень чувствительны к резким звукам и интонациям, поэтому могут совершать вам что-то назло, а иначе – мстить. Подобная модель поведения прослеживается даже у домашних животных: если отругать кошку некорректно, то она не послушается, а, скорее всего, отомстит и нагадит в ваши ботинки.

Постарайтесь поговорить с ним

Выйти на сокровенный диалог с собственным ребёнком – это настоящая победа, которой может похвастаться не каждый их родителей. Этот совет сработает, если вы станете ему настоящим и верным другом, но дружба строится на первоначальном образе авторитетности, поэтому пересматривайте методы воспитания и ищите самый корректный подход.

Не бойтесь компромиссов.

Да, с ребёнком можно выйти на настоящие компромиссы, главное – никакого шантажа и вранья с вашей стороны. Всё должно быть предельно честно. Однако, принцип «ты мне – я тебе» не совсем корректный с точки зрения многих специалистов, поэтому следовать этому совету или нет, скорее, дело каждого.

Обратитесь за помощью к детскому психологу

Это, пожалуй, очень важный совет, если вы до сих пор не понимаете, как максимально близко подобраться к своему ребёнку, чтобы он чувствовал крепкий авторитет. Совместные занятия смогут сблизить родителя и ребёнка, а если за этим наблюдает профильный специалист, то результат будет гарантированным. Важно проводить всё в игровой форме. Дети, к примеру, очень склоны делать что-то своими, познающими этот мир, руками: лепка, рисование и любое другое рукоделие. Если вы станете помогать ему в этом, то сами не заметите, как вовлечетесь в процесс, а главное – заинтересуете ребёнка.

О чем стоит помнить

Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнок – это еще не совсем сформировавшаяся личность, нуждающаяся в постоянном авторитете. И этим авторитетом не должна быть, к примеру, плохая компания в будущем, что является довольно частым «побочным эффектом» неправильного воспитания в детстве. Этим авторитетом должен быть родитель, выполняющий функцию верного друга и надёжной опоры.

Главное – гармонично слиться с тем, за кого вы несете ответственность и воспитываете, и сделать это нужно как можно раньше. И тогда такая проблема как ребёнок убегает на улице и не слушается родителей для вас не возникнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детского творчества

Психологические особенности, на которые следует опираться, при развитии у детей творческих способностей....

Психологическая служба детского сада.

Управление процессом повышения качества физической подготовленности детей к обучению в школеПсихологическая служба детского сада....

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Психологические причины детской тревожности

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...

Консультация для воспитателей "Психологические основы детской игры"

Игра является основным видом деятельности ребёнка. В чём заключаются психологические основы? Рассмотрим этот вопрос в консультации....

Детско-родительский психологический тренинг "Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье".

Тренинг помогает выявить проблемы в семье, выявить жестокое обращение, насилие. Помогает предотвратить агрессивное поведение и жестокое обращение. Так же способствует сплочению детей с родителями....

Психологическая коммуникация / Ресурсный тренинг Ресурсный тренинг «Магия подсознания» с волшебным мешочком и метафорическими картами

Он поможет сохранить благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе детского сада, педагоги узнают больше о себе и коллегах, своих ценностях и уникальных особе...