"Психологическая коммуникация / Детские побеги"
консультация (подготовительная группа)
Нередко случается, что ребенок на улице может повести себя неожиданно: например, выскочить на дорогу, убежать от взрослого. В стандартной ситуации родитель или воспитатель успевают догнать или окликнуть малыша, но такие моменты пугают, и взрослые обращаются к психологу за консультацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
export21_pochemu_ubegaet.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая коммуникация / Детские побеги
«Ваня, стой!», или как отучить детей сбегать на прогулке?
В статье – рекомендации, как провести беседу с воспитателями и родителями о детских побегах на прогулках. Разъясните взрослым, почему причина детских побегов – не в непослушании и характере дошкольника, а в поведении взрослых. Также возьмите картотеку игр, чтобы отучить детей убегать от взрослого, и авторское стихотворение, чтобы объяснить им точку зрения ребенка. Все материалы хорошо подойдут для стенда психолога или раздатки после консультации.
Если не дать альтернатив, а сказать только об ограничениях, мы спровоцируем ребенка нарушать эти запреты. Просто потому, что ребенку непонятно, если «вот это все нельзя», то что «можно» |
Нередко случается, что ребенок на улице может повести себя неожиданно: например, выскочить на дорогу, убежать от взрослого. В стандартной ситуации родитель или воспитатель успевают догнать или окликнуть малыша, но такие моменты пугают, и взрослые обращаются к психологу за консультацией.
Когда ребенок убегает, такое поведение трактуют как безответственное, рискованное. Родители ищут причину в ребенке – считают его непослушным, убеждены, что он не умеет вести себя на улице. Воспитатели винят родителей – не научили правилам безопасности.
Импульсивное поведение – одна из причин детских побегов. Такое поведение на улице – результат действий взрослого. Напомните родителям: дети не поймут без объяснений, почему такое поведение опасно.
Ребенок каждый день прощупывает границы своих возможностей. Например, если разрешать бегать по квартире, то ребенок побежит и на улице и очень удивится, почему дома можно, а не дома – нельзя.
Чтобы ребенок перестал убегать на прогулках, предложите родителям или воспитателям понаблюдать за его поведением и понять, каких навыков не хватает ребенку для того, чтобы соблюдать правила безопасности на улице. Например, навыков послушания родителя, соблюдения правил дорожного движения. Когда взрослые поймут, каких умений и знаний недостает ребенку, предложите провести с ним беседу, чтобы, например, рассказать о правилах безопасности.
Если ребенок знает правила и запреты, но убегает, потому что не хочет слушать взрослого, проведите наблюдение. Выявите, ребенок не слушается конкретного взрослого, например, из-за неуважения, или всех. Во втором случае проведите коррекционную работу, чтобы обучить навыкам послушания.
Расскажите воспитаннику, почему нужно держаться рядом со взрослым на улице, о том, где можно ходить пешеходам, а где проезжая часть, о том, кто такие «свои» взрослые и «чужие».
Задача родителей и педагогов – не ограничить и запугать детей, а рассказать об альтернативах. Например, где можно бегать/лазать/играть в прятки и салочки, на сколько можно удаляться от взрослого, с кем можно разговаривать.
В конце консультации раздайте родителям и воспитателям картотеку игр и стихотворение. Стихотворение иллюстрирует, как видит ситуацию ребенок, который убегает от мамы на улице: много эмоций родителя, энергия от двигательной активности, весело и непонятно, почему родитель пугается и ругается. Также раздайте родителям алгоритм для профилактики детских побегов.
Детская модель поведения. Почему ребенок не слушается и убегает?
Прежде, чем ответить на данный вопрос, следует рассмотреть модель детской психики в целом. Ребёнок – это, в перовую очередь, личность, имеющая свои особенности характера и поведения.
Важно понять первопричину того, почему ребёнок убегает на улице не слушается родителей. Как правило, самая распространенная причина – это отсутствие у малыша ярко выраженного авторитетного лица. Если воспитание происходит по типа «кнута и пряника», то не ждите, что ребёнок будет расценивать вас, как авторитет, на который он хочет равняться и быть похожим. Отсюда главная проблема – личностный протест. И он будет длиться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои принципы воспитания.
Что делать, если ребёнок убегает на улице?
Основные 5 советов
Первое, в чём необходимо убедиться – это в отсутствии патологии. Да, звучит несколько ужасающе, но многие дети имеют проблемы с поведенческим развитием. Необходимо обратиться к детскому психологу и выявить, не страдает ли он гиперактивностью, ненормальной для своего возраста, а также не имеет ли других отклонений, которые могут привести к поведенческой деструкции в будущем.
Никогда не кричите
Это лишь вызовет у ребенка ещё больший азарт убежать. К сожалению, большинство детей, воспринимают крики не так, как мы интерпретируем их себе – то есть, с обратной реакцией. Дети очень чувствительны к резким звукам и интонациям, поэтому могут совершать вам что-то назло, а иначе – мстить. Подобная модель поведения прослеживается даже у домашних животных: если отругать кошку некорректно, то она не послушается, а, скорее всего, отомстит и нагадит в ваши ботинки.
Постарайтесь поговорить с ним
Выйти на сокровенный диалог с собственным ребёнком – это настоящая победа, которой может похвастаться не каждый их родителей. Этот совет сработает, если вы станете ему настоящим и верным другом, но дружба строится на первоначальном образе авторитетности, поэтому пересматривайте методы воспитания и ищите самый корректный подход.
Не бойтесь компромиссов.
Да, с ребёнком можно выйти на настоящие компромиссы, главное – никакого шантажа и вранья с вашей стороны. Всё должно быть предельно честно. Однако, принцип «ты мне – я тебе» не совсем корректный с точки зрения многих специалистов, поэтому следовать этому совету или нет, скорее, дело каждого.
Обратитесь за помощью к детскому психологу
Это, пожалуй, очень важный совет, если вы до сих пор не понимаете, как максимально близко подобраться к своему ребёнку, чтобы он чувствовал крепкий авторитет. Совместные занятия смогут сблизить родителя и ребёнка, а если за этим наблюдает профильный специалист, то результат будет гарантированным. Важно проводить всё в игровой форме. Дети, к примеру, очень склоны делать что-то своими, познающими этот мир, руками: лепка, рисование и любое другое рукоделие. Если вы станете помогать ему в этом, то сами не заметите, как вовлечетесь в процесс, а главное – заинтересуете ребёнка.
О чем стоит помнить
Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнок – это еще не совсем сформировавшаяся личность, нуждающаяся в постоянном авторитете. И этим авторитетом не должна быть, к примеру, плохая компания в будущем, что является довольно частым «побочным эффектом» неправильного воспитания в детстве. Этим авторитетом должен быть родитель, выполняющий функцию верного друга и надёжной опоры.
Главное – гармонично слиться с тем, за кого вы несете ответственность и воспитываете, и сделать это нужно как можно раньше. И тогда такая проблема как ребёнок убегает на улице и не слушается родителей для вас не возникнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детского творчества
Психологические особенности, на которые следует опираться, при развитии у детей творческих способностей....
Психологическая служба детского сада.
Управление процессом повышения качества физической подготовленности детей к обучению в школеПсихологическая служба детского сада....
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Психологические причины детской тревожности
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...
Консультация для воспитателей "Психологические основы детской игры"
Игра является основным видом деятельности ребёнка. В чём заключаются психологические основы? Рассмотрим этот вопрос в консультации....
Детско-родительский психологический тренинг "Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье".
Тренинг помогает выявить проблемы в семье, выявить жестокое обращение, насилие. Помогает предотвратить агрессивное поведение и жестокое обращение. Так же способствует сплочению детей с родителями....
Психологическая коммуникация / Ресурсный тренинг Ресурсный тренинг «Магия подсознания» с волшебным мешочком и метафорическими картами
Он поможет сохранить благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе детского сада, педагоги узнают больше о себе и коллегах, своих ценностях и уникальных особе...