Игры для развития общей и мелкой моторики в рамках работы по технологии Ефименко "ТОП И ШЛЁП ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ "
картотека

Лали Темуровна Читанава

--

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_top_i_shlep.docx182.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Утром солнышко вставало,

Свои глазки открывало:

Первый лучик улыбнулся: «С добрым утром».

Второй лучик потянулся: «С добрым утром».

Третий лучик засиял: « С добрым утром».

А четвёртый заиграл: « С добрым утром».

Пятый землю озарил,

Всё вокруг позолотил: «С добрым утром».

За день солнышко устало —

Спать укладываться стало:

Пятый луч в кроватку лёг — баю-бай,

И четвёртый на бочок — баю-бай,

Третий сладенько зевнул — баю-бай,

И второй тотчас уснул — баю-бай,

Первый луч закрыл уж глазки,

Чтоб во сне увидеть сказки — баю-бай.

Вместо солнышка взошла

В небе круглая луна.

ТОП И ШЛЁП ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ

Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.

(1) Утром смотрит Топ в оконце —

(2) Поднялось на небе солнце:

(3) Лучики на небесах

(4) Рассыпает солнце — ах!

(5) Тучка ловко этих крох

(6) Собирает вместе — ох!

игру № 3 «Гребень волшебницы».

 Для этого нужны расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите к крайнему зубчику цветную нитку и покажите малышу, как её можно пропускать между зубчиками расчёски. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но всё равно такая расчёска в руках юного парикмахера будет выглядеть

волшебным гребнем. При увеличении количества цветных нитей явно будет расти и магическая сила такого гребня.

игра № 4 «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложные и многослойные.

 Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим

кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками

по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.

Топ и Шлёп вдвоём гуляли:

Топ-топ-топ,

Всех ворон пересчитали:

Шлёп-шлёп-шлёп.

Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,

Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!»

ТОП И ШЛЁП

БУХ И ПЛЮХ

В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость

рук, во время чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим

поочерёдно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.

(1) Кап-кап-кап — закапал дождик.

(2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик:

(3) Раз, два, три, четыре, пять —

(4) Дождику нас не достать.

игра № 6 — «Спичечные загадки».

По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расчёску, клюшку, вязальный крючок, лопату, щётку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д.

Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, берёза, ёлка, цветок и т.д.

игра  на координацию движений начинаем, положив на

стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладём ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.

Любят братья печь блины,

Только «шик» и «пшик» слышны —

Стал наш блинчик золотой —

Повернём на бок другой.

Между прочим, можно сделать цветы из семечек (семян подсолнечника или тыквы).

Это игра № 11 — «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка приплюсните его и по окружности воткните семечки. Если шарик небольшой, то и лепестков уместится немного. А если увеличить диаметр пластилинового шарика, то и сам цветок будет крупнее. Если вы хотите

получить не ромашку, а хризантему, то семечки воткните не только по окружности, но и по всей полусфере пластилинового шарика.

Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперёд-назад» по другой раскрытой ладони.

Братцев попросил скворец

Смастерить ему дворец —

Распилили доски вмиг,

Только слышно: «жик» и «вжик».

Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним

кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок

находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой

строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру,

просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».

Строят братцы птичий дом:

Каждый гвоздик молотком

Забивают «тук-тук-тук» —

Раздаётся «стук-стук-стук».

Для проведения этой игры скатайте небольшой комочек из

фольги, бумаги или пластилина (это мяч) и смастерите ворота

из трёх спичек и пластилина. При помощи пластилина укрепите

ворота на столе. Указательным и средним пальцами (остальные

прижаты к ладони) погоняйте «мяч» по столу, перекатывая его

друг другу. Постарайтесь забить гол — попасть мячиком в ворота.

Топ и Шлёп в футбол играли,

«Гол!» — болельщики кричали.

ТЯП И ЛЯП ГОЛ!

Поставив руки на пояс, нужно попрыгать.

Всех проворней и смелей

Скачет шустрый воробей.

Крошки он находит вмиг:

«Очень вкусно — чик-чирик!»

ВЕСЁЛЫЕ ЩЕБЕТАЛОЧКИ, ИЛИ ПОГОВОРИМ НА ПТИЧЬЕМ ЯЗЫКЕ

ЧИК-ЧИРИК

Помахать руками, будто крыльями.

Ворон крыльями взмахнул

И за сказкой упорхнул.

У него волшебный дар —

Он всё знает: «Кар-кар-кар!»

игра № 18 — «Волшебные пуговки». Пришейте на обычный лист картона побольше пуговок (плоских или на ножке). Дайте ребёнку

цветную нить, и пусть он выкладывает различные узоры, закручивая нитку вокруг нужных пуговиц. Можете помочь завязать нить на первой пуговице — если нить начнёт свой путь из угла, то можно изобразить молнию, если сбоку, то спираль, если из центра — цветок и т.д.

Можно будет выкладывать различные клеточки, окошечки, геометрические фигурки, дорожки (прямые и серпантинчиком) параллельно сторонам листа, по диагонали и т.д.

Обычная нитка или длинный шнурок могут

стать основой для азартной развивающей

игры № 22

«Проворные мотальщики». Необходимо на нитке (верёвке) средней длины или длинном шнурке ровно в середине поставить метку. Двое играющих встают друг против друга и по команде начинают наматывать на палочки или не заточенные карандашики нитку, верёвку или шнурок.

Побеждает тот, кто первый дошёл до метки.

Для проведения этой игры один из играющих кладет на какую-либо горизонтальную поверхность (стол, пол, диван и пр.)

два любых предмета. Предметы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Это старт и финиш. Другой играющий должен угадать, сколько между ними пальчиковых шагов, и для проверки своего предположения прошагать пальчиками. Если угадал — становится ведущим. Расстояние между стартом и финишем постоянно меняется.

Это — старт, а это — финиш.

Расстоянье сам ты видишь.

Число шагов сам угадай

И пальчиками прошагай.

ШАГАЛОЧКИ

УГАДАЙ-КА

Для проведения этой игры ведущий кладет на какую-либо

горизонтальную поверхность (стол, пол, диван и пр.) два любых

предмета. Предметы находятся на некотором расстоянии друг

от друга. Это старт и финиш. Дорогу от старта до финиша надо

пройти пальчиками, но пальчиковые шаги все должны быть необычные по названию и разные по величине: от гигантских или слоновьих до лилипутских или муравьиных. Задача играющего — угадать, сколько шажочков того или иного типа уместится между стартом и финишем (например, пять слоновьих, три лисьих, семь муравьиных и два воробьиных.). Если после проверки выяснится, что количество шагов угадано верно, то играющий становится ведущим. Местоположение старта и финиша постоянно меняется.

И гигант, и лилипут

Одной дорожкою идут.

Они помочь друг другу смогут

Пройти труднейшую дорогу.

Эта игра проходит не на обычной поверхности. Необходимо между спинками или ножками двух стульев завязать верёвку

и проводить игру так же, как «Угадайку» и «Шагалочку», но ша-

гать не по поверхности, а по канату. Чтобы менять длину каната,

необходимо менять расстояние между стульями и перевязывать верёвку.

По канату я шагаю

И шаги свои считаю.

ШАГАЛОЧКА

КАНАТОХОДЕЦ

Провести эту игру можно на любой горизонтальной поверхности, которая послужит сценой для танцевального пальчикового выступления. Можно включать различную музыку (от вальса до джаза и рок-н-ролла) или исполнять самим любимые песенки и под них танцевать пальчиками — указательным и средним. Все играющие могут танцевать одновременно, а могут делать это и по очереди. Затем можно выставить друг другу оценки за артистичность, оригинальность и технику исполнения (это может сделать и заранее выбранное жюри).

Стоит только нам запеть —

Пальчики танцуют.

Они могут танцевать

Под песенку любую.

игра № 29 — «Копия» трудоёмкая, но полезная. Заключается она в том, что сначала на листочке бумаги взрослым изображается несложный узор

или рисунок, а ребёнку предлагается как можно точнее выложить его из мелких предметов (горошин, круп, пуговиц, палочек) на столе или мягкой ткани.

Мои пальчики всё знают —

Куда нужно зашагают.

Я за это их люблю,

Я за это их хвалю.

ТАНЦЕВАЛОЧКА

УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

КОРЗИНКА

Эту ролевую игру проводим, положив обе ладошки на стол или на колени. Во время прочтения всего стихотворения и потом, приговаривая «мур и мяу», ладошки то расправляем, то подгибаем пальчики, не сжимая в кулачок. Сначала это делаем двумя руками одновременно, а потом поочерёдно: одна ладонь расправлена, другая сжата и наоборот.

Мяу-мур — запел коток,

Точит острый коготок.

Мягонькие лапки —

Острые царапки.

игру № 33 — «Орешки в дупле».

Возьмите пластиковую бутылку, вырежьте сбоку небольшое отверстие. Дайте ребёнку мешочек с какой нибудь крупой, горохом или фасолью. Пусть он, как белочка в дупло, кладёт по одной крупинке в отверстие в пластиковой бутылке. Ещё полезнее, если ребёнок сам из пластилина будет катать орешки да ягодки и складывать их в закрома.

 МУР-МЯУ, МЯУ-МУР

Чтобы провести эту игру, развивающую подвижность рук,

необходимо соединить подушечками указательный палец одной

руки с большим пальцем другой и наоборот. Одна ладонь при

этом направлена к груди, а другая — наружу. Для шагов вверх по

лесенке разъединяем нижние пальцы и, разворачивая одну ладошку по часовой стрелке, а другую против, вновь соединяем подушечки пальцев вверху. А для шагов вниз аналогично этому разъединяем верхние пальцы и затем вновь соединяем их внизу.

По ступенькам вверх шагаем,

Ножки смело поднимаем —

Каблучков нам вторит звук:

Тук-тук-тук-тук.

По ступенькам вниз шагаем,

Ножки смело вниз спускаем –

Каблучков нам вторит звук:

Тук-тук-тук-тук.

Для проведения этой игры руки надо положить на стол или

на колени. Под слово «шлёп» ладони надо прижать к столу (коле-

ням); под слово «клёп» — одновременно сжать два кулака, под

слово «тёп» ладонь ставится на стол боковой стороной — реб-

ром. Слова «шлёп», «клёп», «тёп» можно затем использовать при

наращивании темпа основных движений, уже не прочитывая це-

ликом самого стихотворения.

Строим домик из камней,

Чтобы был он всех прочней:

Раствор положим быстро — шлёп,

Поверх раствора — камень — клёп,

Его прижмём сильнее — тёп.

Перед проведением этой игры запястья рук соединить, а

ладони и пальцы рук раскрыть, как тюльпан. Читая 4—8-ю строчки, надо поочерёдно соединять подушечки пальцев, начиная

с мизинцев (мизинец правой руки с мизинцем левой и т. д.), а

затем, под 13—17-ю строчки разводить их обратно, начиная с

больших пальцев.

(1) В моём замке пять дверей —

(2) Я закрою их скорей,

(3) Чтоб не смог пробраться волк.

(4) Дверку первую закрою на замок — щёлк,

(5) И вторую я закрою на замок — щёлк,

(6) Третью дверку я закрою на замок — щёлк,

(7) И четвёртую закрою на замок — щёлк,

(8) Дверку пятую закрою на замок — щёлк.

( 9) Вот в карете из-за леса

(10) К нам приехала принцесса.

(11) Я сейчас открою ей

(12) В этом замке пять дверей.

(13) Пятой дверки открываю я замок — щёлк-щёлк,

(14) И четвёртой открываю я замок — щёлк-щёлк,

(15) Третьей дверки открываю я замок — щёлк-щёлк,

(16) Второй дверки открываю я замок — щёлк-щёлк,

(17) Первой дверки открываю я замок — щёлк-щёлк.

В этой игре, развивающей умение подражать взрослому,

предплечье руки расположите вертикально, а кисть — горизонтально. Произнося слова «с шеей длинной», погладьте руку от запястья до локтя. Под 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю строчки каждого куплета, приговаривая «га-га-га» или «да-да-да» — большим пальцем попеременно дотрагиваемся до указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца и трижды смыкаем и размыкаем пальчики, имитируя говорящий клюв птицы.

(1) Гуси важно, с шеей длинной,

(2) Всей семьёй шагают чинно:

(3) «Га-га-га» — это гусь-папа,

(4) «Га-га-га» — гусыня-мама,

(5) «Га-га-га» — гусёнок младший,

(6) «Га-га-га» — гусёнок старший.

(1) Вот фламинго, с шеей длинной,

(2) Всей семьёй шагают чинно:

(3) «Да-да-да» — фламинго-папа,

(4) «Да-да-да» — фламинго-мама,

(5) «Да-да-да» — птенец их старший,

(6) «Да-да-да» — их птенчик младший.

игра № 37 — «Мишка делает запасы».

Чтобы провести эту игру, развивающую силу рук, при прочтении первого куплета стихотворения надо сцепить мизинцы обеих рук в замок. Приговаривая «чок-чок-чок», разводить руки в стороны, не разрывая сцепления, как бы пробуя его на прочность. Подобным образом под каждый следующий куплет сцеплять другие пары пальцев: безымянные, средние, указательные и большие.

На крючке был червячок —

Ёрш попался на крючок:

Чок-чок-чок.

На крючке был червячок —

Карась попался на крючок:

Чок-чок-чок.

На крючке был червячок —

Осётр попался на крючок:

Чок-чок-чок.

На крючке был червячок —

Сом попался на крючок:

Чок-чок-чок.

На крючке был червячок —

Кит попался на крючок:

Чок-чок-чок.

Проводя эту игру, под 1-ю строчку стихотворения нужно

поднести к глазам сложенные колечком большие и указательные

пальцы обеих рук (это очки). 2-я строчка — обе ладошки сложить

в трубочки и поднести к глазам (это бинокль). 3-я и 4-я строчки —

сложенные в трубочку ладошки поднести к одному глазу (это подзорная труба).

Игра способствует развитию гибкости рук.

(1) Да, есть очки у бабушки,

(2) Да, есть бинокль у дедушки,

(3) У меня — вот это да! —

(4) Есть подзорная труба!

Для проведения этой игры пальцы обеих рук собрать в кулаки. Указательный и средний пальцы подняты (это заячьи ушки).

При прочтении первых трёх строчек стихотворения сгибаем поочерёдно

средний и указательный пальцы. Во время 4-ой строчки все пальцы быстро сжимаем в кулачок.

(1) Сидят зайки на опушке: ай-я-яй — не зевай,

(2) Держат ушки на макушке: ай-я-яй — не зевай,

(3) Стоит волку появиться: ай-я-яй — не зевай,

(4) Надо зайчикам укрыться: ай-я-яй — не зевай

с мелкими предметами можно сыграть

в игру № 40 — «Золотая горошина». Хотя она может называться и «Золотая палочка», и «Золотая пуговка» — в зависимости от того, какие предметы вы будете использовать для игры. Горсть горошин высыпается на блюдце, а вы с ребенком, договорившись о том, по сколько горошин брать (по 1, 2 или 3), по очереди делаете это.

Кому достанется последняя — золотая — горошина, тот и выигрывает. Игру можно повторить несколько раз, меняя количество забираемых в один приём горошин.

Для проведения этой игры ладошки надо повернуть к себе,

большие пальцы соединить в замок. Остальные пальцы синхронно двигаются, изображая «крылья». На 3-ю строчку кладём руки

на колени, под слово «кыш» хлопаем в ладоши; на 4-ю строчку

грозим пальчиком и, сложив ладошки, прижимаем их к щекам.

(1) Птичка крыльями махала,

(2) Всё играла, щебетала.

(3) Села на окошко. Кыш!

(4) Не шуми — здесь спит малыш.

Это ролевая игра для двоих участников: один изображает

кота, другой мышку. «Мышка» кладёт сжатый кулачок на стол или

на колени, выставляет лишь указательный палец (это хвостик) и

помахивает им. «Кот» обеими руками мягко подкрадывается к

«мышке», потом внезапно пытается её схватить. «Мышка» быстро

прячется под стол или за спину.

Мышка к нам на лавку села.

Кот крадётся к мышке серой.

Только кот за мышкой прыг,

А она под лавку — шмыг!

Во время первого куплета ладонь правой руки

кладём на стол или на колени (ладонью вниз), пальцы разведены. Со словами «тянем — потянем» поднимаем поочерёдно по

одному пальчику, тянем их вверх, не отрывая при этом ладошку

и остальные пальчики от стола. Слова «тянем — потянем» повторяем 5 раз — на каждый пальчик. Во время второго куплета перевернём ладонь на тыльную сторону и повторяем те же движения.

На третий и четвёртый куплеты проделаем те же движения с левой рукой.

Пять братишек — пять ужат

В ряд на солнышке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем — потянем…

И уснули.

Пять братишек — пять ужат

В ряд на травушке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем — потянем…

И уснули.

Пять братишек — пять ужат

В ряд на камушке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем — потянем…

И уснули.

Пять братишек — пять ужат

В ряд на жёрдочке лежат.

Носик к солнцу потянули:

Тянем — потянем…

И уснули.

Во время этой игры пальцы опущены вниз и соединены в

щепоть. На первые три строчки сильно дуем на них и сильно их

раскачиваем. На вторую половину стихотворения дуем спокойнее и раскачиваем слабее.

(1) Раскачался колокольчик —

(2) Динь-динь-динь звенит звоночек.

(3) Если ветер дует тише —

(4) Динь-динь-динь мы еле слышим.

Количество  не докрашенных раскрасок

постоянно увеличивается: раскрашивание — процесс

монотонный и однообразный. Можно его разнообразить, превратив раскраски в прекрасный «полуфабрикат» для широкого поля творческой деятельности. Вот, например,

игра № 44 — «Аппликация из раскраски».

Раскрасьте картинку из раскраски, вырежьте основные

крупные детали рисунка, наклейте их на лист цветной

бумаги или картона. Далее, на своё усмотрение, можно наклеить дополнительные детали или дорисовать что-нибудь, подходящее по сюжету.

ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ

Перед началом этой игры-имитации ладошки надо сложить

вместе. Читая первые три строчки, дуем между ладошками, раз-

водим и округляем их. На 4-ю строчку нужно хлопнуть в ладоши и

оставить их сложенными.

(1) Шар мы дули-раздували,

(2) Синий шарик надували.

(3) Вот надули сильно-сильно…

(4) Хлоп! — лишь хвост остался синий.

игры-потешки нужно сжать обе ладошки в

кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг

другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет — в

другую.

Жу-жу-жу —

Пчела жужжит

И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу —

В цветке том жук:

Зря, пчела, жужжишь вокруг!

игру № 46 — «Театр из раскрасок». Для этого из нескольких раскрасок

вырежьте раскрашенных персонажей. Не нужно приклеивать их к общему листку, а просто закрепите вертикально каждого вырезанного героя раскраски на небольшом прямоугольном куске картона с прорезью

(в нее и вставьте уже вырезанный из раскраски персонаж) или при помощи куска пластилина прикрепите персонажа сказки к веточке, которая будет с изнаночной стороны поддерживать его. Сочините о героях разных раскрасок какую-нибудь небылицу и расскажите её с помощью заготовленных героев.

раскраска — прекрасный трафарет

для пластилиновой картины. Отщипывайте маленькие

кусочки пластилина и размазывайте тонким слоем по

раскраске. Закончив с одной деталью, подровняйте

края пластилиновой и переходите к следующей, при-

мыкающей к уже заполненной части картинки.

игра № 47 — «Пластилиновая картина».

Во время этой игры-фантазии, читая куплеты, выполняйте движения, имитирующие действия, о которых упоминается в стихотворении. А на последней строчке пальцы надо сложить в

кулак и поднять большой палец вверх.

Буду бравый я моряк —

Плавать буду я вот так.

Самолёт мой МИГ иль ЯК

Полетит со мной вот так.

Быть водителем — пустяк,

Буду ездить я вот так.

В спорте буду я мастак

И на лыжах ездить так.

Для певца играть я в такт

На рояле буду так.

Маршируя, держат флаг

Все военные вот так.

Я волшебник буду — маг,

Заколдую всех вот так.

Фантазёр я — не чудак!

Научусь — всё будет так!

игра № 48 — «Аппликация из мелких

Можно  заклеить рисунок раскраски, отщипывая, отрывая небольшие кусочки цветной бумаги и приклеивая на детали рисунка соответствующего цвета.

игра № 51 — «Многоликая штриховка». Попробуйте раскрасить выбранный рисунок так, чтобы каждая деталь была заштрихована или разрисована своим способом. А способов — бесконечное множество: прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией, волнистой линией, пружинкой, в крапинку, в горошек, в ромбик, в крючочек и т.д.

в эту игру, нужен лист бумаги. Под чтение первых двух строчек стихотворения комкаем лист бумаги, а под 3-ю и 4-ю — расправляем его на столе.

(1) Шуршур-шур —

(2) Шуршал мышонок.

(3) Мур-мур —

(4) Ластился котёнок.

аппликации бывают не только плоские, но и объёмные.

Это игра № 53 — «Объёмная аппликация». Для того чтобы аппликация получилась более живая, объёмная, необходимо кусочек цветной бумаги, из которой будет вырезаться деталь, предварительно

помять. Затем расправьте этот кусочек бумаги, переведите на него через копирку или через стекло контур нужной детали. Вырежьте деталь по контуру ножницами и приклейте к рисунку раскраски.

игра № 57 — «Песочные часы». Хотя в зависимости от используемого материала часы могут называться и гречневыми, и гороховыми и т.д. Для них необходимо у небольшой пластиковой бутылки срезать верхнюю часть — останется высокий стакан. На него сверху остриём вниз положить сделанный из бумаги кулёк, у которого отрежьте ножницами самый кончик.

В этот бумажный кулёк ребёнок должен горстью или ложкой насыпать любой сыпучий продукт (речной песок, манку, пшено, горох и т.д.). В это время взрослый маркером может каждую минуту отмечать на поверхности бутылки тот уровень, которого достиг сыпучий продукт. Получится своеобразная минутная шкала. Эта игра полезна ещё и для выработки у ребёнка ощущения времени. Кроме того, она незаменима в ситуации, когда

ребенка надо занять чем-то в течение 5—10—15 минут.

Проводя эту игру, во время чтения первых двух строчек стихотворения приложите выпрямленные указательные пальцы к голове как рожки. А во время чтения 3-ей и 4-ой строчек выпрямите

ладошки, разведите пальчики и приложите к голове, как оленьи рога.

(1) У оленёнка есть рога,

(2) Но коротки они пока.

(3) Он подрастёт немножко,

(4) А с ним и его рожки.

Для проведения этой игры качаем расслабленными ладошками из стороны в сторону: под первый куплет надо поднять руки

вверх, под второй — держать руки перед собой на уровне груди,

а под третий куплет — руки опустить вниз.

Ветер с облаками дружит —

Облака по небу кружит.

Ветер с парусами дружит —

Паруса по морю кружит.

Ветер с бабочками дружит —

По цветам он их закружит.

Читая 1-ю строчку, сложите ладошки вместе и плавно поводите ими из стороны в сторону (плывёт рыбка). На 2-ой строчке

сложите ладошки лодочкой. На 3-ей — поставьте ладошки параллельно друг другу, а затем соедините кончики пальцев и слегка

округлите (это мостик). Под чтение 4-ой строчки походите указательным и средним пальчиками (остальные прижаты к ладони)

по столу или по коленям.

(1) Речка дружит с рыбками,

(2) С лодочками зыбкими,

(3) С бережками, мостиком,

(4) Чтоб вы ходили в гости к нам.

С КЕМ ДРУЖИТ  ВЕТЕР ?  С КЕМ ДРУЖИТ РЕЧКА?

Для проведения этой игры согнутые в локтях руки расположите вертикально пальчиками вверх, ладошками к себе. Во время прочтения 3-ей строчки стихотворения руки поднимаем вверх, под 4-ю строчку качаем руками из стороны в сторону, под 5-ю — ладошки повернуть пальчиками вниз (это корни), под 6-ю строчку — развернуть руки ладонями к себе, большие пальцы сцепить в замок, остальными пальцами помахать, как крыльями.

(1) Дерево дружит с солнцем и ветром,

(2) С дождиком дружит и с птицей на ветках.

(3) Солнце деревья вверх поднимает.

(4) Ветер, летая, деревья качает.

(5) Дождь для корней водичку даёт.

(6) В ветках зелёных птица поёт.

Если  на веточку за нитку привязать камень, шишку или пуговицу и попадать ею в отверстие пластиковой бутылки, то получится

игра № 65 — «Рыболов». Чем длиннее удилище и нитка, тем сложнее игра.

Для проведения этой игры поочерёдно барабаним пальчиками обеих рук по столу, каждые две строчки меняя место — то правее от себя, то левее, то прямо перед собой.

Дождик дружит с крышами —

Его там лучше слышно.

С голубою лужицей

Капельки подружатся.

Чем дождинки веселей,

Тем ручьи бегут быстрей.

Китайские  художники, прежде чем приступить к рисованию, которое отличается особой тонкой кистью линий, несколько минут крутят пальцами плоский гладкий камень — для тренировки мелких мышц

пальцев рук. Такой камешек они всегда носят при себе.

Научитесь вращать в ладошке два круглых камешка

или ореха, и вы освоите

 игру № 66 — «Вращение камешков».

С КЕМ ДРУЖАТ

ДЕРЕВЬЯ 66 С КЕМ ДРУЖИТ

ДОЖДИК

если в ёмкость с водой, например, в

большое блюдо или таз, набросать горошины пенопласта или кусочки плотного полиэтилена, то можно начинать

игру № 67 —«Чайка». Игра заключается в том,

чтобы выловить из воды весь пенопласт или полиэтилен. Особенно интересно выуживать «рыбу», если в ёмкости создать водоворот — раскрутить воду рукой.

 

Эта игра № 72 — «Водомер» развивает не только

мелкую моторику, но и помогает ребёнку освоить единицы измерения объема.

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения руки расположить перед собой ладонями от себя, пальчики разведены, как лучики. На 3-ю строчку пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (это корзинка). На 4-ю, 5-ю, 6-ю строчки ладошки

соединить в горизонтальной плоскости так, чтобы они соприкасались только кончиками пальчиков, и чуть округлить, как покатый мостик (это радуга).

(1) Бабушка-погодушка

(2) В июле жжёт и жжёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Из радуг хоровод.

(5) Мы радугами любовались,

(6) Как они в речке отражались.

Крышечки  от пластиковых бутылок пригодятся в

 игре № 73 — «Домашний дождик». Для этого возьмите пипетку, в блюдце налейте воду, которую для яркости впечатлений окрасьте любой акварельной краской. Пипеткой набирайте из блюдца воду и капай-

те в крышечки-лужицы. А лужицы бывают большие и маленькие, глубокие и мелкие.

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения руки расположить пе-

ред собой ладонями от себя, пальчики развести, как лучики. На

3-ю строчку пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (это корзинка). На 4-ю, 5-ю, 6-ю строчки руки сжать

в кулачки и покрутить, переворачивая их сверху вниз.

(1) Бабушка-погодушка

(2) Весь август жжёт и жжёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Из яблок хоровод.

(5) Как много яблок было спелых…

(6) Глядь — а корзинка опустела!

игра № 74 — «Водолей». Возьмём две пластиковые бутылки — одну с водой, другую пустую. Переливаем воду из одного сосуда в другой — из горлышка в горлышко. Постарайтесь не пролить ни капли.

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения поочерёдно постучать

пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик). На 3-ю

строчку пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (это корзинка). На 4-ю, 5-ю, 6-ю строчки одной прямой

горизонтальной ладошкой прикасаемся к кончикам пальцев второй прямой вертикальной ладошки (это гриб).

(1) Бабушка-погодушка

(2) Сентябрь весь льёт и льёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Грибочков хоровод.

(5) Грибы чуть только подрастут,

(6) Как грибники их соберут.

Если  взять чайную ложку и два стакан

 Это игра № 75 — «Водолей с ложкой».

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения поочерёдно постучать

пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик). На 3-ю строчку пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (это корзинка). На 4-ю, 5-ю, 6-ю строчки показать ладошки (это листики) и покружить ими в воздухе.

(1) Бабушка-погодушка

(2) Октябрь весь льёт и льёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Из листьев хоровод.

(5) Повсюду листики кружат —

(6) Льёт золотистый листопад.

Можно  устроить соревнование по переливанию воды из одного стакана в другой. При этом следует держать сосуды один выше другого на 20—30

сантиметров. Переливать воду надо, к примеру, пять раз, а затем сравнить, у кого из участников игры больше останется воды. И это будет

игра № 76 — «Водопад».

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения поочерёдно постучать

пальчиками по столу или по коленям (так капает дождик). На 3-ю

строчку пальцы обеих рук соединить в замок и повернуть ладонями вверх (это корзинка). На 4-ю, 5-ю, 6-ю строчки постучать

указательным пальцем одной руки по раскрытой прямой ладошке другой руки (это капли дождя).

(1) Бабушка-погодушка

(2) Ноябрь весь льёт и льёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Дождинок хоровод.

(5) Чтоб мы не заскучали —

(6) Дождинки застучали.

Сложнее  всего перелить воду из стакана в

пластиковую бутылку при помощи чайной ложки. Устройте соревнование — кто быстрее?

 игра эта № 77 — «Водолей с чайной ложкой, стаканом воды и пластиковой бутылкой».

На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения сжать кисти рук в кулачки и покрутить ими друг вокруг друга. На 3-ю строчку пальцы

обеих рук соединить в замок и повернуть ладони горизонтально вверх (это корзинка). На 4-ю и 5-ю строчки расположить руки перед собой (ладони от себя), при этом большие пальцы переплетены (это снежинка). Покружить ладошками в воздухе. На 6-юстрочку ладошки сложить вместе и приложить к щеке.

(1) Бабушка-погодушка

(2) Декабрь метёт-метёт

(3) И нам в корзинке принесла

(4) Снежинок хоровод —

(5) Как потанцуют, накружатся,

(6) То на перинку спать ложатся.

Вода  помогает распуститься даже бумажным цветам. Для этого вырежьте из неплотной писчей бумаги цветочки-пятилистнички (диаметр лепестка— примерно 5 см, а диаметр сердцевинки — 2—3 см).

Загните лепесточки таким образом, чтобы они лежали на сердцевине цветка, и в таком виде бросьте на поверхность воды, налитую в блюдце или на красивый поднос. На ваших глазах цветочек начнёт оживать и

раскрываться. Для праздничного мероприятия цветочки можно раскрасить цветными карандашами. Это

игра № 78 — «Расцветающий сад».

в игру № 84 — «Иголка в стоге сена». Суть её заключается в том, чтобы среди некоторого количества однотипных мелких предметов найти с закрытыми глазами какой-то определённый предмет, о котором играющий

и ведущий договариваются заранее. Например, среди

3—5 палочек нужно найти немного изогнутую или раз-

двоенную палочку. Перед тем как закрыть глаза, ребё-

нок должен спокойно рассмотреть и потрогать (как бы

запомнить на ощупь) объект будущих поисков. После

того как искомая палочка будет найдена, выбирается

для угадывания другая палочка.

Шуршит под полом мышка —

Зовётся Скоморишка.

Она совсем немножко

Играет на гармошке.

Что за дивные чудинки —

Скоморошинки-искринки!

Скоморишке мы поможем —

Так сыграть мы тоже сможем.

Между прочим, можно угадывать на ощупь, с закрытыми глазами не только мелкие предметы, но и игрушки или предметы домашнего обихода. Если их накрыть платком, то глаза можно и не закрывать.

Это

игра № 85 — «Угадайка с платочком».

Им верно служит пёс Полкан —

Он день-деньской бьёт в барабан.

Зимой и летом в валенках

Играет на завалинке.

Что за дивные чудинки —

Скоморошинки-искринки!

Полкану мы поможем —

Сыграть мы так же сможем.

игру № 87 — «Угадай - ка на листе бумаги». Для этого на листе бумаги или на газете нужно обвести несколько небольших предметов

и затем, закрыв глаза, расставить их так, чтобы они как

можно точнее совпали со своими контурами.

Залетали гуси

Поиграть на гуслях.

Сели стайкой на плетень

И играли целый день.

Что за дивные чудинки —

Скоморошинки-искринки!

Мы гусям с тобой поможем —

Так сыграть мы тоже сможем.

Если с закрытыми глазами найти в комнате тот предмет, который назовёт ведущий, то это будет

игра № 88 — «Человек-компас». При этом надо

стараться не дотрагиваться до других предметов.

У козы на острых рожках

Бубенцы, будто серёжки.

Стоит ей мотнуть рогами,

Бубенцы зальются сами.

Что за дивные чудинки —

Скоморошинки-искринки!

Мы козе с тобой поможем —

Так сыграть мы тоже сможем.

Где-то есть на свете место —

Скоморошье Королевство.

Скоморох тем правит царством —

Развесёлым государством.

Всюду там растут потешки —

Золочёные орешки:

Потешки-скоморошины

Для малышей-горошинок.

Один участник игры может рисовать на листе бумаги геометрическую фигуру, а другой стараться с закрытыми глазами обвести её как можно точнее.

Это игра № 89 — «Точность — вежливость королей».

СКОМОРОХИ-ПОРТНЫЕ

 Чтение сопровождается имитацией движений, о которых

говорится в потешке.

В Скоморошьем Королевстве —

В скомороховом семействе

Все мастеровые —

Весёлые портные.

Мы портным сейчас поможем —

Повторить движенья сможем.

Все взялись рубаху шить:

Скоморох стал ткань кроить,

Скомориха нить в иголку

Продевает быстро, ловко.

Всё сшивают Скоморята —

В лад работают ребята.

Дочки сели вышивать —

Позолотой украшать:

Ворот вышила Смешинка,

А манжеты Веселинка.

Всю рубаху Скоморошка

Отутюжила немножко.

И готов наряд для мышки —

Нашей мышки — Скоморишки.

В Скоморошьем Королевстве —

В скомороховом семействе

Все мастеровые —

Весёлые портные.

С  обычным листом бумаги можно поиграть, развивая мелкую моторику рук. Вот

игра № 90 — «Бумажный ком и кулачки». Скомканный лист бумаги распрямите кулаками обеих рук.

Эту же игру проведите с закрытыми глазами. если разглаживать скомканный лист бумаги пальцами, получится

 игра № 91 — «Бумажный ком и пальчики». По команде ведущего пальчики нужно менять. Например, сначала разглаживаем лист большими пальцами обеих рук. Затем большим пальцем одной руки и безымянным другой и т.д. Поиграйте в эту игру с закрытыми глазами.

После нужно очень ровно

Распилить на доски брёвна:

Пилит он, старается —

Опилки разлетаются.

Множество  вариантов имеет простая

игра № 92 — «Бумажный шарик». Для начала всем

участникам раздаются одинаковые листочки (можно и

тетрадные) и проводится конкурс — у кого получится

скомкать из них самый маленький шарик? Затем каждому игроку даётся по стопке листочков и по одинаковой пластиковой банке — кто сможет уместить в эти банки наибольшее количество бумажных комочков?

С рубанком Скоморята —

Работают ребята.

Работают, стараются —

Лишь стружки разлетаются.

Можно  поиграть с бумажными комочка-

ми, как с мячами. Поиграйте в метких стрелков, бросая

их в мишень на стене. Задача — забросить в лежащий

на полу обруч, корзину, шляпу и т.д. наибольшее количество бумажных шариков. Для усложнения задания

увеличивайте расстояние до цели. Просто по перебрасывайте друг другу шарики, посоревнуйтесь — кто выше

подбросит, пожонглируйте ими.

 Это игра № 93 — «Бумажный мячик».

СКОМОРОХИ- ЗОДЧИЕ

Все гвозди держит Веселинка,

А забивает их Смешинка:

Вбивает их, старается —

Лишь искры разлетаются.

Дворец покрасит кошка,

От пола до окошка.

Работает, старается —

Лишь брызги разлетаются.

Можно  поиграть с верёвочкой или шнурком. Если один играющий будет завязывать, а другой— развязывать узелки на верёвочке или шнурке, то по-

Лучится

 игра № 95 — «Быстрый узелок».

Чтение сопровождается имитацией движений, о которых говорится в потешке.

В Скоморошьем Королевстве —

В скомороховом семействе

Все мастера отменные —

Помощники умелые.

Работникам сейчас поможем —

Их повторить движенья сможем.

Много во дворце работы:

Шаг шагнёшь — везде заботы.

Скоморох пол подметает,

Скомориха пыль стирает,

Что на мебели повсюду.

Скоморятам — мыть посуду.

 Из  простого шнурка (лучше цветного),

безо всяких бусин можно смастерить настоящие бусы,

браслет, колье, украшение на голову. Если на шнурке

завязывать узелки друг за другом, узелок к узелку, то

он станет похож на нитку жемчуга. Для изготовления

колье между узелками необходимо оставлять некоторое расстояние. Если расстояния будут варьироваться на протяжении всего колье, то здесь важна симметрия.

И тогда работу необходимо начинать с середины шнурка.

Это игра № 96 — «Узелок-жемчужина».

Постирушка вся Смешинке,

А поглажка — Веселинке.

Скоморошке не забыть

Во дворце цветы полить.

Без забот лишь Скоморишка —

Спит весь день под полом мышка.

В Скоморошьем Королевстве —

В скомороховом семействе

Все мастера отменные —

Помощники умелые.

Взяв длинную верёвку, один играющий завязывает на

ней узелки в нескольких местах. Цель другого играющего — с закрытыми глазами найти их и также с закрытыми глазами развязать. Для начала их может быть совсем немного, может быть, даже один. Ролями меняются по очереди.

 Это игра № 97 — «Найди и развяжи не глядя».

Чтение сопровождается имитацией движений, о которых

говорится в потешке.

В Скоморошьем Королевстве,

В скомороховом семействе —

Заметим непременно —

Все повара отменные.

Поварам сейчас поможем —

Повторить движенья сможем.

На обед семейство наше

В печке дружно варит кашу.

Скоморох сам воду носит,

Скомориха сыплет просо,

Скоморята солят кашу,

Мёд кладут, чтоб было слаще.

 Можно  нарезать несколько пар верёвочек разной длины, смешать их все вместе, а затем попросить детей найти веревочки одной длины и разложить их попарно.

игру № 98 «Найди пару верёвочке» и с закрытыми глазами.

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

С тобой страна Волшебных Игр

На этом не прощается —

Дорога в этот чудный мир

И дальше продолжается.

Здесь все законы волшебства

Освоил ты блестяще!

Отныне ты и навсегда

Волшебник Настоящий!

Ты с другом Топ и другом Шлёп

Теперь не заскучаешь —

В ладоши хлопнув лишь хлоп-хлоп,

Ты с ними поиграешь!

Веселинка всё смешает,

А Смешинка в печку ставит,

Скоморошка вынимает —

Скоморишку угощает.

В Скоморошьем Королевстве,

В скомороховом семействе —

Заметим непременно —

Все повара отменные.

 Если  по принципу предыдущей игры

смешать несколько пар мелких предметов и находить

им пару сначала с открытыми, затем и с закрытыми

глазами, то получится игра № 99 — «Найди пару». На-

пример, смешайте 3—5 пар пуговиц, монет или пало-

чек и разложите попарно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

У детей с нарушениями речи при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двиг...

Игры на развитие общей и мелкой моторики, координацию речи с движением.

Игры развивают у детей чувство ритмаи учат согласовывать движения с речью....

Игры на развитие общей и мелкой моторики

Игры на развитие общей и мелкой моторики с предметами домашнего обихода...

Игровые технологии для развития общей и мелкой моторики

Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его физическое развитие в целом.С ребенком надо всё делать ...