Палочки Кюизенера
консультация

Зарубина Лилия Александровна

Играя с палочками, ребенок развивает свои математические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения подойдет для ребенка любого возраста. Дошкольникам будет очень весело играть с набором, деткам старше он пригодится в качестве учебного математического пособия. Родителям предлагается огромное количество материалов, в которых представлены готовые игры, сценарии, примеры задач. Все это существенно облегчает планирование и проведение занятий с любознательными детишками. Что можно сделать с пособием (поэтапно, в зависимости от возраста) по методике Кюизенера:

1.Играть (ребенок раскладывает их,  перебирает).

2.Сопоставлять, как аналоги чисел. Если вы обозначите разницу между ними, ребенок наглядно поймет, чем отличается «больше» от «меньше».

3.Выкладывать цифры.

4.Объяснять принципы сложения и вычитания.

5.Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.

6.Подведение к сути арифметических операций. Постепенно вы разовьете у малыша математические способности.

Ознакомление с палочками для самых маленьких

Сначала малыш просто будет играть со счетным материалом, словно с кубиками. Затем предложите поиграть в «Найди меня». Давайте ребенку такие задания в любой последовательности:

 -перечисли цвета всех брусков;

-найди тот, который будет длиннее красного и короче синего;

-отыщи все бруски одинакового оттенка;

-выкладывай полоски двух цветов, чередуя – красная-синяя;

-найди НЕ желтого оттенка;

-выбери две полоски и сравни их по длине;

-найди самую короткую и назови цвет;

-отбери по одной каждого оттенка.

Помогите ребенку сделать несколько выводов. Он должен сделать акцент на том, что полосы одинакового цвета равны и по размеру .Для этого возьмите пару любых брусков и задайте малышу вопросы:

Эти палочки разные?

Что в них одинакового?

Что разного?

Игры с палочками Кюизенера

Есть множество развлекающих  заданий с брусочками. Вы можете приобрести специальные материалы с примерами или даже придумать игры самостоятельно. Несколько простых вариантов:

«Угадай-ка» один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?»

 «Составь картинку» малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.

Изучение цветовой гаммы

Это первая характеристика, с которой следует познакомить ребенка. Сделать это можно с помощью таких игр:

«Поезд». Пусть ребенок представит, что палочки Кюизенера – вагончики. Попросите малыша сложить поезд в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.

Диктант. Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.

Палочки для счета

Этот этап обучения самый обширный. Сначала нужно познакомить ребенка с последовательностью чисел натурального ряда. Выстраивайте горизонтальные, вертикальные, симметричные лесенки. Малыш поймет основной закон натурального ряда: каждое число на единицу больше предыдущего и меньше последующего. Затем можно приступать к освоению прямого и обратного счета на примере тех же лесенок.

Варианты заданий: дайте ребенку третью и четвертую полоски (голубую и красную). Пусть он определит большее числовое значение и проверит правильность, измерив длину обоих белым кубиком.

Перейдите к простым арифметическим действиям. Сначала на примере покажите, что если положить красный брусок, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите сложение. Затем добавьте примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла. Это будут примеры на вычитание. 

Учитесь умножать. Перед малышом положите одну белую палочку, ребенок озвучит ее значение «один». Добавьте вторую, спросите, сколько получается. Постепенно вы освоите умножение на два. Показывая полосочки все длиннее.

Выложите 4 кубика белого цвета, чтобы получился квадрат. Познакомьте ребенка с дробями, долями. Спросите, какая часть больше: четверть или половина.

Задания на основе измерения

Это очень важный этап занятий. Примеры задач на измерения, которые вы можете ставить перед ребенком: спрячьте полоску красного цвета. Скажите ребенку, что та, которую вы скрыли, длиннее голубой, но короче оранжевой. Он попробует догадаться, какая спрятана.

Разными палочками измеряйте небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате. Пусть малыш найдет вещи, равные длине, к примеру, оранжевого брусочка.

Постройте дорожку, пропуская участки разного размера. Ребенок заполнит их подходящими кусочками.

Сравнивайте предметы и бруски по несколько штук сразу, прорабатывая понятия «больше», «меньше», «короче», «дленнее».

Определение состава числа

Предложите ребенку составить поезд из цветных палочек, к примеру, розовой, голубой, красной, желтой. Это вагоны. Прежде чем рассаживать в поезд пассажиров, пусть малыш назовет, сколько в каждом из них мест. Делать это необходимо практическим путем. Малыш накладывает белые палочки на вагоны. Одна штука-одно место. Эта работа приведет к пониманию того, что каждое число состоит из единиц.

Логические задачи

Хороший вариант - «Загадки». Смоделируйте ребенку ситуацию: поезд состоит из трех вагонов. Желтый цвет находится посередине. Розовый вагончик - не первый в составе. Малыш попробует разобраться, в какой последовательности расставить палочки, чтобы соответствовать условиям этого утверждения. По ходу усложняйте игровое задание логического блока, задавая дополнительные вопросы:

Сколько в каждом вагоне пассажиров?

Сколько всего пассажиров в поезде?

Есть три вагона. Вместе они такие же по длине, как оранжевая палочка. Назови их цвета?

Есть три одинаковых вагона. По длине они соответствуют голубой и синей палочке. Какого они цвета?

Занятия с палочками Кюизенера на объемное мышление

Такие задания помогут раскрыться ребенку с творческой стороны, стать самостоятельнее. Есть разные уровни сложности, от составления разных лестниц для проработки счета и арифметических действий, до составления сложных объемных фигур, сочинения сказок и рассказов. Особенно эффективны такие занятия с детьми в группах, но и дома вы сможете отлично и с пользой развлечь своего малыша.

Построение лестницы

Это очень важное упражнение. На котором ребенок сможет прорабатывать и последовательность счета,  и другие навыки. Выполняется в несколько этапов разного уровня сложности:

Мы по лесенке шагаем. Пусть малыш выложит перед собой палочку «1», озвучит какого она цвета. Потом «2» и т.д. когда лесенка будет готова, он пройдет по ней пальчиками вверх, потом вниз, одновременно считая. Это способствует быстрому запоминанию чисел.

Пусть кроха выложит числовую лесенку. Малыш собирает фигуру от определенного цвета, потом от числа. Можете усложнить задачу, пропуская те или иные ступеньки.

Составление фигур

Сначала рисуйте на листе бумаги в клеточку какой-либо предмет схематически, внутри расчертите на полосочки, которые нужно туда вложить, подпишите их числа. Пусть ребенок соберет загаданную вами  фигуру на бумаге. Затем усложните задание. Расчертите фигуру внутри, но числа уже не ставьте. Пусть малыш повторит задание. Последний этап – самый сложный. Рисуйте только контуры фигуры. Пусть ребенок сам заполняет ее на свое усмотрение, но не выходит за границы.

После того как ребенок освоит составление фигур на бумаге, попросите его сделать это на плоскости. Пусть складывает, что хочет, или то, что вы загадаете: домик, цветочек, дерево. Самый сложный этап для детей постарше –составление объемных трехмерных фигур. Палочки Кюизенера в этом случае выступают, как конструктор. Из них можно собирать животных, построить домики, машинки и даже

 выстраивать целые сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...