"Игры на формирование словаря"
картотека (старшая группа)

Гирфанова Анна Вячеславовна

Дидактические игры для развития речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_formirovanie_slovarya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование словаря.

1.Дидактическая игра «Кто живет в квартире»

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

учить отвечать на вопросы полным предложением.

Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.

2. Дидактическая игра «Кто прячется за дверью» (загадки)

Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».

- Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …дед.

- Кто любить не устает,

пироги для печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… бабушка

- Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

всех милее наша… мама

-Фотография стоит

В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой …мамочки

- Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

- Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

Ход игры А: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая почему выбрал именно ее.

Ход игры Б: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.

3. Дидактическая игра «Угадай, о ком я говорю»

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры А: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Ход игры Б: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.

- Любимая, заботливая, нежная – мама;

- Добрая, ласковая, милая – бабушка;

- Младший, непоседливый, драчливый – брат;

- Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

- Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

- Добрый, серьезный, умный – дедушка.


4.Дидактическая игра «Моя семья-самая…»

Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы:

-Какая у тебя семья?

-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…

Формирование звуковой культуры речи.

1.Дидактическая игра «Поймай звук».

Задачи: совершенствовать умение детей определять наличие заданного звука в словах; обогащать словарь детей по теме «Семья», развивать слуховое внимание.

Ход игры А: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком, найти соответствующую картинку и поместить в нужное окошко.

А- мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, внучка, брат, сестра.

Я –дядя, тетя, племянница.

Ё –тётя, тётушка, дитё, ребёнок, крестная.

Ы –сын, сынуля, сыночек.

О –дочка, подросток, сынок.

У –дедушка, внук, внучка, сынуля.

Ход игры №2: подбери слова на заданный звук.

Раздел- Грамматический строй речи.

2.Дидактическая игра «Кто возле кого?»

Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами;

закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.

Ход игры: вопрос детям:

-Кто возле мамы? -

Кто рядом с дедушкой?

-Кто около папы? И т. д.

3.Дидактическая игра «Скажи по –другому».

Задачи: развивать умения детей образовывать сложные слова;

обогащать речь детей новыми словами по теме «Семья».

Ход игры: педагог предлагает ребенку открыть любое окошко на полотне, назвать кто из членов семьи изображен на картинке.

-Я буду называть признаки предмета, а ты скажи по-другому.

-У мамы голубые глаза-мама голубоглазая, кареглазая, зеленоглазая.

-У папы серые глаза- он сероглазый.

-У брата румяные щеки - брат румянощекий.

4.Дидактическая игра «1,2,3,4,5 - …про кого хочу сказать?

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей по определениям, характеризующие членов семьи, определять и находить изображения.

Ход игры:

Добрый, добрая; Моя, мой;

Заботливая, заботливый; Хороший, хорошая;

Старенькая, старенький; Спокойная, спокойный;

Любимый, любимая; Ласковая, ласковый;

Милая, милый;

Игры на развитие связной речи.

1.Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике); активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках. Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.

Ход игры А: - На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.

- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.

- Младенец- растет, развивается;

- Подросток- растет, учится;

- Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;

- Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;

- Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

Ход игры Б: Ребенок выбирает условные картинки, изображающие свою семью, выкладывает на соответствующие окошки на полотне и рассказывает детям про свою семью.

-А как тебя называют сейчас?

2. «Рисуем словесный портрет»

Задачи: развивать умение составлять описательный рассказ по схеме (мнемотехнике);

активизировать в речи детей употребление определений;

закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.

Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему (мнемотаблицу).

Ребенок выбирает картинку, с условным обозначением своего близкого, выставляет в соответствующее окошко. Подбирает одну из мнемотаблиц, подходящую к его рассказу и начинает составлять описательный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Памятка для родителей "Игры но формирование словаря"

Перечень игр на формирование словаря детей дошкольного возраста...

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

игры на формирование словаря имен существительных

Для родителей и педагогов игры на развитие словаря имен существительных...