коммуникативные игры
консультация (подготовительная группа)

Музыка Дарья Геннадьевна

Освоение ребенком общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 186»

Доклад из педагогического опыта работы

Музыкального руководителя

Лопатиной Дарьи Геннадьевны

«Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как способ социализации детей дошкольного возраста в детском коллективе».

г. Хабаровск 2022 год

«Организация  положительной  эмоциональной

 обстановки создает   благоприятный  климат,

     способствует развитию  эмоционально - волевой  

                                         сферы  детей, вызывает у них чувство  

                                    удовольствия  и побуждает к общению, формируя

интересы  и потребности»

Б.Т. Лихачев

 1.Введение

          Проблема приобщения к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участие другого человека. Освоение ребенком общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.

 Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок-взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

               2.Теоретическое обоснование педагогического опыта и актуальность.

         Во ФГОС    ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") прописан «портрет» дошкольника на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

               Изучив ФГОС ДО задала себе вопрос: «А как воспитать и развить все эти качества у дошкольника через музыкальную деятельность?»

        Ответом на поставленный вопрос послужил мастер – класс по авторской программе Тютюнниковой Т. Э. по теме « Коммуникативные – танцы игры в музыкальном воспитании». Также мною были изучены концептуальные основы педагогики Карла Орфа, методическое пособие А.И. Бурениной.  Эти авторы для формирования положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками на занятиях по музыкальной деятельности предлагают использовать коммуникативные танцы - игры.

        Основанные на методах и приемах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное – они помогают ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива.

Методика А.И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема.

        Коммуникативная танец -  игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Значение музыкальных  коммуникативных танцев - игр:

  • Помогают адаптироваться к условиям ДО
  • Развивают активный словарный запас
  • Снимают телесные зажимы
  • Способствуют эмоциональной разрядке
  • Развивают воображение
  • Развивают мимику и жесты
  • Активизируют внимание
  • Учат соблюдать правила
  • Знакомят с чувствами и учат их распознавать    
  • Умение ориентироваться в пространстве   

            Если следовать формуле, что «учиться надо весело….», то

 Лучшего материала для музыкально - ритмической деятельности с детьми просто не придумаешь. В игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.

         Исходя из опыта своей педагогической работы для себя отметила, что через игровую деятельность ребенок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяет главную линию социализации дошкольников.

На начальном этапе работы с коммуникативными танцами - играми  показало недостаточный уровень самостоятельности, инициативы детей в музыкальных играх и танцах, низкую самооценку, неуверенность в себе и своей значимости в детском коллективе.

3.Содержание работы с детьми и родителями.

          Учитывая актуальность и важность данной проблемы перед собой поставила цель: формирование доброжелательных отношений между

 Сверстниками, развитие общей музыкальности, улучшение социализации детей дошкольного возраста в детском коллективе через совместную музыкальную деятельность.

        Для реализации поставленной цели запланировала следующие задачи: 

1. Развивать динамическую сторону общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.

2. Формировать у ребенка активное творческое восприятие музыки.

3. Развивать эмпатию, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.

4. Развивать позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия своей личной значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

5.Усовершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Для  реализации поставленной цели и задач определила содержание

 работы в совместной деятельности с детьми, перспективу работы с родителями. Использую коммуникативные танцы-игры
в самых разнообразных формах работы: при проведении непосредственной образовательной   деятельности, на праздниках и развлечениях.

При этом использую разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. В качестве музыкального оформления подбираю такой репертуар, который понятен и доступен для детей. Это высокохудожественные произведения русских и зарубежных классиков, русские народные мелодии. В процессе разучивание определенных  коммуникативных игр и для их проведения использую художественное слово. 

Поскольку в работе музыкального руководителя  есть постоянная потребность обновлять репертуар, я самостоятельно «моделирую» танцы-игры, меняя музыкальное сопровождение построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в таких танцах-играх  формирую двигательные навыки, закрепляю некоторые сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет поэтапное развитие двигательных способностей детей для подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным развлечениям. Движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движения в коммуникативной музыкальной игре придают особую выразительность и легкость.

 Использую на занятии  следующие коммуникативные танцы - игры: 

  • игры на внимание - «Разноцветные ленточки», «Чей кружок скорее соберется», «Найди себе пару». Использование  этих игр  помогает развивать умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации, легко вступать в контакт с любым членом коллектива и раскрепощают.
  • игры на перестроение – «Чей отряд быстрее соберется», «Игра с платочками», «Сугробы», «Юрта». Эти игры дают детям возможность развивать дружеские чувства, способность договариваться, помогают снять эмоциональную напряженность, развивают пространственное мышление, умение свободно ориентироваться в пространстве зале.
  • танцы со сменой партнера – «Веревочка», «Стаканчики»,  «Трик Трик», «Моталочка». Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Танцы – игры со сменой партнеров создают для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива.
  • сюжетные танцы-игры - «Слепец и поводырь», «Роботы и звездочки», «Цветы». Эти танцы объединены общим  простым сюжетом, использование их на музыкальных занятиях придают яркость, динамический образ, что побуждает детей к свободному общению друг с другом в движениях под музыку. Помогают развивать эмпатию к партнеру, повышает  их самооценку. Способствуют умению свободно использовать мимику, жесты, интонацию для передачи заданного образа.

       На стадии разучивании использую  различные  методы и  приемы:

  •  методы повышения  эмоциональной активности (С.А. Смирнова) - игровые и воображаемые ситуации, элементы новизны, юмор и шутки.
  •  методы эмоционального стимулирования: создаю ситуации успеха, поощряю.
  • практический метод: упражнение – многократное повторение ребенком практических  действий
  • словесный прием: вопросы к детям; указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка
  • наглядный прием: показ способов работы и последовательное ее исполнение

            Я стараюсь, чтобы в танце принимали участие все дети – не только способные, но и неловкие, замкнутые. Для них приходится иногда упрощать некоторые движения или придумывать такие, в которых проявятся их особые качества. У нас с детьми нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками  и создателями игрового действия. Это раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

          С успехом   использую коммуникативные  игры-танцы в работе  с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно.  На таких  праздниках  родители  не только гости  и зрители, но и активные  исполнители, принимающие  участие в различных танцах и играх  вместе с детьми.

С целью повышения родительской компетенции в музыкальном воспитании мною проводился мастер-класс, на котором расширяла представления родителей о музыкальном развитии своего ребенка, важности участия их в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В сценариях домашних праздников, которые рекомендую родителям, включаю коммуникативные танцы-игры.  

4. Результативность

Таким образом, в результате наблюдения за детьми в конце учебного года показало, что применение коммуникативных танцев-игр в музыкальной деятельности дает положительную динамику в успешной социализации и индивидуализации дошкольников:

  •  повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощенными;
  • к моменту поступления в школу ребята овладели достаточным запасом двигательных умений и навыков;
  • у детей сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
  • дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Все это помогает детям быстрее адаптироваться в условиях школы.

По результатам внедрения опыта можно сделать следующие выводы:

  • созданы условия для успешной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста через внедрение в практику коммуникативных танцев-игр;
  • у большинства детей сформирована положительная самооценка, развито чувство уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском  коллективе;
  • установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями.

5. Перспективы дальнейшей работы.

  • Таким образом, считаю моей целью является и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности детей.
  • Продолжать  поиск по изучению и внедрению эффективных технологий по развитию детей в музыкальной деятельности.
  • Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для нравственного и социального развития личности.

6.Адресная направленность.

Опыт работы адресован музыкальным руководителям, педагогам дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. ФГОС ДО
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000.
  3. Буренина А. И. Коммуникативные танцы. С. – Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
  4. Журналы «Музыкальный руководитель»
  5. Журналы «Музыкальная палитра»
  6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Академия, 2000.
  7. Тютюнникова Т. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...

Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития

Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...