РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (старшая группа)

Развитие интеллектуальных способностей детей, возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности, осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые ребенок может выполнить, о чём и рассказывается в данной статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_doshkolnikov.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 В настоящее время необходимо поколение молодых людей с такими качествами как инициативность, находчивость, сообразительность, умение решать нестандартные задачи и разнообразные ситуации.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы они могли самостоятельно решать разнообразные задачи и разрешать ситуации, требующие осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в детях интерес к активному поиску средств и способов решения различных ситуаций. Происходящие изменения в обществе обнаружили 63 многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в воспитании личности дошкольника, потребности в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания.

 Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Но зачем развивать мышление дошкольнику? На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе.

Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие. Познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа: наглядно - действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем 64 самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основные логические приёмы: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотношения, закономерности и т. д.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должно быть направлено содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дальнейшей его жизни. И наша задача - помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

презентация "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"

Экспериментирование является одним из основных видов поисковой деятельности дошкольников, что способствует развитию их познавательных способностей. В данной работе представлена последовательность, сод...

сопровождение к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"

Данный материал является дополнением к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников" где поэтапно описывается опыт работы...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры Воскобовича

Порограмма направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников через развивающие игры В.Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера....

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича

Консультация предназначается для воспитателей и родителей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Игры В. Воскобовича ...