Консультация для родителей "Музыка на пользу детского развития"
консультация (младшая группа)
Материал предназначен для родителей детей младенческого и раннего возраста (0-2 лет). В консультации расскажем о влиянии музыки на развитие ребёнка в возрасте от 0 до 2 лет, о формах и методах работе с детьми по музыкальному развитию в этом возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЧЕНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Выступление на родительском собрании
для вновь поступающих детей в детский сад
«Не упусти время! Не упусти возможности!»
Тема выступления: «Музыка на пользу детского развития!»
Подготовила: музыкальный руководитель
групп дошкольного образования
высшей квалификационной категории
Наталья Евгеньевна Русскина
Май, 2024 год
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
В современном мире, перенасыщенном гаджетами, появилась проблема развития слуха ребёнка, а в последствии и задержка речевого развития. Ведь во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, планшета или дают в руки гаджет. Компьютерный экран совершенно вытеснил бабушкины и мамины сказки, колыбельные песенки, разговоры и игры со взрослым, у ребёнка постепенно теряется потребность в общении. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
Одним из средств, которые помогают развивать ребёнку слух, а впоследствии и речь является – музыка. Первые музыкальные впечатления - это голос матери, которая напевает колыбельные песни, это звуки музыкальных игрушек – погремушки, музыкальные мобили. Это первые детские мелодии, которые взрослый включает малышу, когда он бодрствует или засыпает.
Ребёнок выделяет музыкальные звуки из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, прислушивается, оживляется, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Она может, как успокоить малыша, так и взбодрить его. Вспомните своего ребёнка, когда он слышит веселую музыку, он начинает танцевать в такт музыки. Он воспринимает настроение мелодии и передает в движении.
Поэтому в раннем возрасте необходимо петь ребёнку колыбельные песни, дать возможность слышать музыкальные звуки и экспериментировать с ними, в этом нам помогут музыкальные игрушки: музыкальные коврики, книги, говорящие игрушки, первые детские шумовые инструменты (погремушки, барабан, колокольчики). Для развития чувств и эмоций ребёнка поможет слушание классических, детских музыкальных произведений, пение колыбельных песен.
Беспокойным детям стоит включать мелодии в медленном темпе. Для детей малоэмоциональных полезны музыкальные произведения в быстром темпе. Отметим, что мелодия со словами влияет на ребенка сильнее. При этом язык совершенно неважен.
Помните, что маленьким детям нельзя слушать музыку через наушники, поскольку незрелый мозг может легко получить акустическую травму.
Еще одним важным аспектом музыкального развития ребёнка – является развитие чувства ритма. Ритм— это фундаментальное свойство природы, которому подчинены все живые существа (слайд). Чувство ритма формируется с рождения. Только у абсолютно глухих людей чувство ритма отстутствует. У остальных оно есть. Но присутствует, в разной степени. Формирование чувства ритма необходимо, ведь речь, чтение и письмо, да и все движения человека оказываются успешными только в случае, когда они выполняются в необходимом ритме. Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию. У ребенка, который имеет выраженные проблемы в этой области, трудности могут возникать на разных уровнях: от неспособности ритмично шагать до неспособности вовремя прийти в школу. Сейчас опубликовано достаточно исследований, в которых показано, что способность научиться говорить и научиться читать напрямую связана с уровнем развития чувства ритма.
В музыке всегда присутствует ритм, равномерная пульсация, мы можем её не слышать, но ощущаем всегда. Она пронизывает музыку, и является её основой. Именно эта пульсация нас заставляет танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Если вы видите, что ваш ребенок не может сидеть на месте под музыку, он раскачивается в ритм, притопывает, мотает головой, это означает, что чувство ритма у него есть. Нарушение чувства ритма у ребёнка или его отсутствие говорит о проблемах в развитии, незрелости нервной системы и ребенку необходим дополнительный тренаж уже лет с полутора.
Еще в младенческом возрасте мы помогаем развивать чувство ритма: это покачивание на руках или в коляске, качание под пение колыбельных песен. Когда ребёнок начинает ходить мы можем вместе с ним петь и танцевать, делая простые ритмичные движения, побуждать хлопать и топать, повторяя за вами. Играйте в командира-начальника: маршируйте вместе с ребенком, а также заставьте его быть вашим командиром, просчитать марш для вас, командовать счётом в гимнастических упражнениях. Учите с ребенком стихи наизусть, и обучайте рассказывать их выразительно, ритмично, с паузами и артистизмом.
Развитию речи и слуху ребёнка способствует пение фольклорные произведения, адресованные маленьким детям, игры типа «Ку – ку», «Ладушки». Поэтому с малышами мы используем народный фольклор, детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками.
Таким образом если музыка оказывает такое положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать её для педагогического воздействия на ребёнка. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создает основу эмоционального контакта между ними, чего так не хватает современным детям.
Чтобы привлечь внимание ребёнка и способствовать его музыкальному развитию организовывать деятельность необходимо через совместную музыкальную игру.
Мастер-класс для родителей:
«Дятел» (палочки, кубики)
«У меня есть палочки»
«Магазин игрушек» (тембр, фонематический слух)
«Бумага»
«Резинки»
«Лю-лю-лю»
«Солнышко» пение и рисование
вывод
Таким образом:
Для формирования и активного развития чувства метра и ритма можно рекомендовать следующие задания:
-негромко, с усиленной артикуляцией, проговариваем текст стихов или поём короткие песенки с одновременным похлопыванием или простукиванием ритма кончиками пальцев по столу;
-проговариваем стихи "понарошку", беззвучно, с максимальной артикуляцией и одновременным кончиками пальцев;
-громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям малыша;
-ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь;
-медленно поём короткие, простые песенки "Андрей -воробей", "Клюём зёрнышки", "Динь-дон";
-водим хороводы с пением.
Например, «Зима» из «Времен года» Вивальди, вторая часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Полины и Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского и, конечно же, колыбельные песни. Отметим, что мелодия со словами влияет на ребенка сильнее. При этом язык совершенно неважен.
К примеру, вальсы из балетов Чайковского, «Весна» из «Времен года» Вивальди и даже маршевые мелодии.
Еще один вид игры - подвижные игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков.
Одним из основных критериев при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в процессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Все игры сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией. Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.
Способствовать развитию устойчивого слухового внимания, умение различать инструменты на слух по их звучанию – игра с музыкальными инструментами, привлечь внимание к игре на музыкальных инструментах.
Сказки-шумелки.
Таким образом музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию, как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, т.е. талантливый в чем-то одном ребенок, творчески проявит и во многом другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О пользе витаминов для детского организма"
Консультация для родителей на информационный стенд...

консультация для родителей: «О пользе витаминов для детского организма»
«О пользе витаминов для детского организма»...

Консультации для родителей «Детское творчество-польза для развития.»
А что такое творчество для ребенка? Предлагаем 21способ разнообразить творческие занятия с ребенком:...

Консультация для родителей «О пользе детского творчества 3 лет»
Творчество это в первую очередь не только удовольствие, но и полная свобода для самовыражения, фантазии детей и взрослых. Там нет рамок и ограничений, нет строгих судей, поэтому не страшно совершить о...

Консультация для родителей «О пользе детской йоги»
Консультация для родителей «О пользе детской йоги»...

Консультация "Кроссворды и их польза в развитии ребенка"
При обучении грамоте детей дошкольного возраста учитель-логопед с успехом использует в своей работе кроссворды. Это помогает решать сразу несколько задач....

