ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

Елена Олеговна Дарыжик

кризис 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Кризис 7 лет

Когда мы говорим о готовности ребенка к школьному обучению, то наравне с физиологической готовностью и психологической готовностью ребенка к обучению в школе рассматривают социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Под ней подразумевают готовность ребенка к новым формам обучения,к новому отношению к окружающему миру и самому себе,обусловленную ситуацией школьного обучения.Чтобы понять механизмы формирования социальной готовностинеобходимо рассмотреть кризис семи лет.

Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время:несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие вкризисные периоды носят бурный, стремительный, “революционный”характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершениемпредыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и началаследующего (школьного).Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии,когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер,чем в кризисе трех лет. Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость,клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер вызывающий не улыбку, а осуждение. Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое.

Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой “захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”. Его поведение понятно и легко “читается” окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел – осознал – сделал”. Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок “выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что “ребенок вдруг испортился”, “всегда был послушным, а сейчас как будто подменили”, капризничает, голос повышает, дерзит, “кривляется” и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как “очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки”. Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

 Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

Причины:

Изменение требований к детям со стороны взрослых (требований как к будущему школьнику).

Ускорение темпа психического развития.

Раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка.

Секреты успешной адаптации первоклассников

Уважаемые родители будущих и нынешних первоклассников! Каждый из

вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно

адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому

поговорим о том, как нам, родителям, помочь своим детям в этом сложном

процессе.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если

вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими

чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что

его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне

дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете

по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам? Не

стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось

пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли,что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни.

Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеятьсянад своими страхами, поговорить с будущими учителями.Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять,кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей вклассе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образомсвязываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы

сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие

маленькому школьнику.

Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему

будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая

одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради,

банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком

пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.

В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на

«своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие»

записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом

или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и

джинсах.

Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком

полный или слишком маленький ростом, единственный представитель

другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с

педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться сего

сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и

защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают

подобные проблемы.

После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот –

момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не

хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому

повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит

её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить

истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или

забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы

и превратит расставание в душераздирающую сцену.

Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться

простых правил:

1. Готовьте ребёнка к событию заранее.

2. Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно

умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с

вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями,

он куда легче перенесёт грядущую разлуку.

3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную

печатку на ладошку.

4. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.

5. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно

придёте за ним вечером.

6. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего

у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и

внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость,

оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение

переключаться с одного вида деятельности на другой.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность,

спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше

самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к

следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и

уверенным в своих силах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей будущих первоклассников "Мальчики - девочки. Обучаемся в школе одинаково?"

Данная информация для родителей содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об учёте пола и возраста ребёнка при поступлении в школу, об особенностях обучения лево- и правополушарных детей....

Информация для родителей будущих первоклассников

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ! Представляю Вашему вниманию мини-лекцию и тест для родителей по подготовке  детей  к школе....

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"...

Информация для родителей будущих первоклассников.

Материал от логопеда для будущих первоклассников....

Первый раз в первый класс: информация для родителей будущих первоклассников.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников, статьи и советы психологов. Материал представлен с использованием интернет-источников....

Информация для родителей будущих первоклассников. Формирование речевой готовности дошкольников к школе.

раскрываются условия того, что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...