Просветителькое мероприятие с родителями на тему: «Как объяснить ребенку значение пословиц и поговорок»
материал (средняя группа)

Яруллина Ляйсан Фарисовна

Задуматься на эту тему меня сподвигла 6 летняя дочь. Однажды вечером, мы с ней лежали, отдыхали и вспоминали разные пословицы. Она пыталась понять их смысл, а если не получалось, я объясняла ей значение. Очень увлекательная складывалась беседа.

И вдруг она спрашивает. А чем отличаются пословицы от поговорок? Как их различить? И тут я поняла, что не знаю точный ответ на этот вопрос. Сказала ей, что изучу тему и объясню ей потом. Сегодня я  предлагаю на практике разобрать некоторые пословицы и поговорки. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

«Найди пару». Дети делятся на две команды. Каждому родителю первой команды даётся своя часть пословицы, каждому родителю второй команды — продолжение пословицы. После сигнала родитель  должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» пословицу.

Примеры пословиц

Начнём с одной из самых известных:

1. "Без труда, не вытащить и рыбки из пруда".

Мысль закончена и понятна: чтобы получить результат, нужно приложить усилия.

2. "Семь раз отмерь - один отрежь".

Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подготовиться, всё продумать.

3. "Глаза боятся - а руки делают".

Иногда задача кажется неразрешимой, но стоит начать делать, и всё получится.

4. "Старый друг - лучше новых двух".

Один старый друг, проверенный временем, как правило, надёжнее, чем пусть даже 2, но новых, их можно ещё плохо знать, нельзя положиться на них на 100%. (Хотя в наше время, считаю утверждение спорным).

5. "Сделал дело - гуляй смело".Отдыхать гораздо приятнее, когда все дела переделаны, ничего не "висит над душой", и можно расслабиться

Первым знакомством с миром пословиц может стать…чтение сказок. Например, сказку о том, как лиса предложила волку наловить рыбу из проруби хвостом, можно завершить словами: «Недаром пословица говорит : «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Детям надо объяснить, что такое «пословица» - это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад. Эти слова подходят не только для данной сказки, но и для других случаев: без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда даже нельзя убрать игрушки и привести свои вещи в порядок. Лучшая возможность познакомить ребенка с пословицей - употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Например, во время еды уместно произнести пословицу : «Когда я ем, я глух и нем. Когда покушаем, то вас и послушаем».Во время занятий или каких то поручений уместно сказать детям пословицу : «Сделал дело, гуляй смело». Катаясь зимой с ребенком на санках, самое время вспомнить известное «Любишь кататься, люби и саночки возить».Такие пословицы послужат хорошим воспитательным средством.

А теперь рассмотрим поговорки.

Изобрази  поговорку  пантомимой. или же мимикой. Пословицу показывает желающий родитель, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними

Примеры:

  • вставлять палки в колёса (мешать);
  • злой, как собака (очень злой);
  • бить баклуши (бездельничать);
  • за словом в карман не лезет
  • надулся как индюк
  • он и мухи н обидит.
  • «Правда глаза колет» можно связать с тем, что когда мы говорим правду, она может быть неприятной для других людей.

Таким образом, поговорка - короткое высказывание, состоящее из нескольких слов. Её можно добавить в своё предложение, как составную его часть. Они не несут в себе народную мудрость, а просто являются устойчивыми выражениями, служат для украшения речи. Сочетаниями из 2 -3 слов, известные многим людям и часто используемые в речи. Поговорку можно легко заменить другими словами, а смысл сказанного от этого не изменится

Добыла информацию, объяснила дочке, как и обещала. Не скажу, что она сразу усвоила её на 100%. Поэтому, периодически мы возвращаемся к этой теме. Услышит она где-нибудь новое высказывание - мы его обсуждаем, разбираем. Это очень полезно для общего развития и развития речи.

Если станете заниматься со своими детьми, попросите, сперва, их попытаться объяснить смысл пословицы/поговорки. Внимательно выслушайте. Затем дополните объяснение, при необходимости. Если совсем не получилось - объясните сами. Когда ребёнок освоится, станет с лёгкостью объяснять смысл высказываний, далее можно упражняться отличать пословицы от поговорок.

Пословицы — это короткие высказывания, житейская мудрость, воплощенный в словах опыт народа. Они считаются частью фольклора и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Отдел образования муниципального района Янаульский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Родничок» г. Янаул

Просветителькое мероприятие с родителями на тему:

«Как объяснить ребенку значение пословиц и поговорок»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                воспитатель

                                                                                                   Яруллина Л.Ф

2024 г.

Задуматься на эту тему меня сподвигла 6 летняя дочь. Однажды вечером, мы с ней лежали, отдыхали и вспоминали разные пословицы. Она пыталась понять их смысл, а если не получалось, я объясняла ей значение. Очень увлекательная складывалась беседа.

И вдруг она спрашивает. А чем отличаются пословицы от поговорок? Как их различить? И тут я поняла, что не знаю точный ответ на этот вопрос. Сказала ей, что изучу тему и объясню ей потом. Сегодня я  предлагаю на практике разобрать некоторые пословицы и поговорки. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

«Найди пару». Дети делятся на две команды. Каждому родителю первой команды даётся своя часть пословицы, каждому родителю второй команды — продолжение пословицы. После сигнала родитель  должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» пословицу.

Примеры пословиц

Начнём с одной из самых известных:

1. "Без труда, не вытащить и рыбки из пруда".

Мысль закончена и понятна: чтобы получить результат, нужно приложить усилия.

2. "Семь раз отмерь - один отрежь".

Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подготовиться, всё продумать.

3. "Глаза боятся - а руки делают".

Иногда задача кажется неразрешимой, но стоит начать делать, и всё получится.

4. "Старый друг - лучше новых двух".

Один старый друг, проверенный временем, как правило, надёжнее, чем пусть даже 2, но новых, их можно ещё плохо знать, нельзя положиться на них на 100%. (Хотя в наше время, считаю утверждение спорным).

5. "Сделал дело - гуляй смело".Отдыхать гораздо приятнее, когда все дела переделаны, ничего не "висит над душой", и можно расслабиться

Первым знакомством с миром пословиц может стать…чтение сказок. Например, сказку о том, как лиса предложила волку наловить рыбу из проруби хвостом, можно завершить словами: «Недаром пословица говорит : «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Детям надо объяснить, что такое «пословица» - это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад. Эти слова подходят не только для данной сказки, но и для других случаев: без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда даже нельзя убрать игрушки и привести свои вещи в порядок. Лучшая возможность познакомить ребенка с пословицей - употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Например, во время еды уместно произнести пословицу : «Когда я ем, я глух и нем. Когда покушаем, то вас и послушаем».Во время занятий или каких то поручений уместно сказать детям пословицу : «Сделал дело, гуляй смело». Катаясь зимой с ребенком на санках, самое время вспомнить известное «Любишь кататься, люби и саночки возить».Такие пословицы послужат хорошим воспитательным средством.

А теперь рассмотрим поговорки.

Изобрази  поговорку  пантомимой. или же мимикой. Пословицу показывает желающий родитель, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними

Примеры:

  • вставлять палки в колёса (мешать);
  • злой, как собака (очень злой);
  • бить баклуши (бездельничать);
  • за словом в карман не лезет
  • надулся как индюк
  • он и мухи н обидит.
  • «Правда глаза колет» можно связать с тем, что когда мы говорим правду, она может быть неприятной для других людей.

Таким образом, поговорка - короткое высказывание, состоящее из нескольких слов. Её можно добавить в своё предложение, как составную его часть. Они не несут в себе народную мудрость, а просто являются устойчивыми выражениями, служат для украшения речи. Сочетаниями из 2 -3 слов, известные многим людям и часто используемые в речи. Поговорку можно легко заменить другими словами, а смысл сказанного от этого не изменится

Добыла информацию, объяснила дочке, как и обещала. Не скажу, что она сразу усвоила её на 100%. Поэтому, периодически мы возвращаемся к этой теме. Услышит она где-нибудь новое высказывание - мы его обсуждаем, разбираем. Это очень полезно для общего развития и развития речи.

Если станете заниматься со своими детьми, попросите, сперва, их попытаться объяснить смысл пословицы/поговорки. Внимательно выслушайте. Затем дополните объяснение, при необходимости. Если совсем не получилось - объясните сами. Когда ребёнок освоится, станет с лёгкостью объяснять смысл высказываний, далее можно упражняться отличать пословицы от поговорок.

Пословицы — это короткие высказывания, житейская мудрость, воплощенный в словах опыт народа. Они считаются частью фольклора и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов: "Как объяснить ребенку, откуда берутся дети"

Консультация для родителей и педагогов: "Как объяснить ребенку, откуда берутся дети"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

Консультация для родителей на тему "Как объяснить ребёнку значение праздника День России"

Воспитание маленького патриота - важное занятие. Но иногда очень трудно объяснить детям казалось бы обычные вещи. Небольшая консультация поможет объяснить ребёнку значение такого праздника как День Ро...

Консультация для родителей (законных представителей) На тему «Как объяснить ребенку смерть близкого человека»?

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание, достойно пережить которое способен не каждый. Особенно остро она ощущается ребенком, ведь ему предстоит не только ознакомиться с понятием смерти...

Значение пословиц и поговорок в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Пословица – меткое выражение, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.Погов...

Консультация на тему: «Значение пословиц и поговорок»

Консультация на тему:«Значение пословиц и поговорок»...

Значение пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников

В настоящее время можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорк...