Значение пословиц и поговорок в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Коркина Юлия Алексеевна

Пословица – меткое выражение, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.

Поговорки – это мост, переход от фразеологизмов к пословицам. Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план. Пословицы бытуют в виде устойчивых, завершенных фраз, а поговорки допускают варьирование своего состава и не всегда выражают законченное суждение.

В процессе обучения старших дошкольников языку полезно использовать пословицы и поговорки. Дети воспринимают замечания, заложенные в пословицах, в прямом смысле, но уже понимают общий смысл этих выражений. Это способствует развитию логики и эрудиции, помогает познать разные понятия слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Значение пословиц и поговорок в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими.

Под пословицами понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение.

Пословица – меткое выражение, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.

Поговорки – это мост, переход от фразеологизмов к пословицам. Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план. Пословицы бытуют в виде устойчивых, завершенных фраз, а поговорки допускают варьирование своего состава и не всегда выражают законченное суждение.

В процессе обучения старших дошкольников языку полезно использовать пословицы и поговорки. Дети воспринимают замечания, заложенные в пословицах, в прямом смысле, но уже понимают общий смысл этих выражений. Это способствует развитию логики и эрудиции, помогает познать разные понятия слов.

Поговорка отличается от пословицы тем, что содержит неполное высказывание и оставляет простор для последующих размышлений, построения аналогий. «Одной клепки не хватает», «У него не все дома» - это поговорки о глупом человеке.

Поговорки и пословицы наполнены иронией, которой не обладают малыши. Годам к 5 ребенок потихоньку начинает понимать шутки, содержащие переносные значения. Если человек говорит «Когда рак на горе свистнет», то он подразумевает легкую иронию по отношению к делу, а не то, что дело невозможно выполнить.

Поговорки и пословицы носят полезный рекомендательный характер, в них прослеживаются замечания и жизненные советы. На основе этого жанра народного фольклора созданы упражнения, нацеленные на формирование жизненных установок, ценностей и приоритетов. Во время занятий со старшими дошкольниками предложите несколько пар пословиц. Одна из них пусть несет положительный смысл, а вторая – отрицательный.

Например: «Дело мастера боится» и «Работа не волк, в лес не убежит». В русском языке очень много таких противоположных пословиц.

 М.А. Рыбникова предлагает классификацию пословиц и поговорок, построенную на смысловом принципе:

1) окольное выражение, говорящее о человеке, характеристика внутренних и внешних качеств человека;

2) состояние человека: физическое, материальное, психическое;

3) определение и оценка действия;

4) обстоятельства: причина, место, время действия;

5) явления, предметы, их определение и оценка.

Так же пословицы и поговорки могут классифицироваться по тематике: о семье, о работе, о хлебе, о дружбе.

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся:

1) краткость (лаконичность);

2) устойчивость (способность к воспроизведению);

3) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи);

4) принадлежность к искусству слова;

5) широкая употребляемость.

В строении пословиц и поговорок можно выделить некоторые особенности.

Семантическая структура. По смыслу, т. е. по ситуациям можно выделить 4 типа ситуаций:

1) Отношение между вещами.

2) Отношение между вещами и их признаками.

3) Отношение (соответствие) между признаками в зависимости от отношения между вещами.

4) Отношение (переференция) между вещами в зависимости от наличия у них определённых признаков.

Фонетические особенности. Будучи одним из самых богатых жанров фольклора, пословицы и поговорки существуют главным образом в устной форме. Поэтому их фонетическое устройство играет весьма важную роль в оформлении. Главными фонетическими особенностями являются гармоничная рифма и симметричный ритм.

Синтаксическая структура. Это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям, обращаются ко всем им. (Чему посмеёшься, тому поработаешь; Береги платье снову, а честь смолоду; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; По одёжке (платью) встречают, по уму провожают; Поживёшь дальше, увидишь больше).

Стилистическая окраска. В пословицах и поговорках широко используются тропы как эффективные языковые средства для усиления образности и выразительности изречений: метафора, олицетворение, при помощи которых прямое предметное значение переходит в переносное.

Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя  детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Через пословицы и поговорки у детей формируются:

1) основы национального самосознания и любви к отечеству;

2) развивается интерес к исконно русским традициям;

3) положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;

4) основы художественной культуры;

5) обогащается русская речь, расширяется словарный запас.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как: «Семь пятниц на неделе»; «С корабля на бал»; «За словом в карман не лезет» -  это и есть поговорки.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,  едко и остроумно высмеивает народ в них  своих врагов, а также порицает   такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность: «На чужой роток не накинешь платок», «Любишь кататься, люби и саночки возить». «С кем поведешься, от того и наберёшься».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук: « Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит», «В иных руках и горсть пыли в золото превращается», «Делу время – потехе час», «Каков мастер, такова и работа».

Тема природы является одной из значимой в  воспитании детей. Природа  не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: « Дуб – батюшка, Волга – матушка», «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить, горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».

Пословицы и поговорки – богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-интонационной выразительности речи.

Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому детей надо научить объяснять пословицы и поговорки своими словами.

Таким образом, пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языка и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Пословица - это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмоинтонационным и фонетическим оформлением. Поговорка - это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла, с чем часто связана синтаксическая незаконченность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...