Значение пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи
В настоящее время можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки, которые недаром называют жемчужинами устного народного творчества. В их краткой форме отражается жизненный опыт народа, мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников
Никитина Т.И, воспитатель
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Звонкие голоса»
г. о. Новокуйбышевск, Самарская область
В настоящее время можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки, которые недаром называют жемчужинами устного народного творчества. В их краткой форме отражается жизненный опыт народа, мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение.
Знакомя детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Через пословицы и поговорки у детей формируются:
• основы национального самосознания и любви к отечеству;
• развивается интерес к исконно русским традициям;
• положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;
• основы художественной культуры
• обогащается русская речь, расширяется словарный запас.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия: поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо.
В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как: «Семь пятниц на неделе»; «С корабля на бал»; «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки. Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Они отличаются простотой и сжатостью, логической законченностью и образной выразительностью. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым народом. Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также порицает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. «На чужой роток не накинешь платок» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «С кем поведешься, от того и наберёшься». Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук: «Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит» «В иных руках и горсть пыли в золото превращается» «Делу время – потехе час», «Каков мастер, такова и работа» Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: «Дуб - батюшка, Волга - матушка» «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому рекомендуется знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные. К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Родителям рекомендуется использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если родители сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
Пословицы и поговорки – богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-интонационной выразительности речи. Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому научите их объяснять пословицы и поговорки своими словами. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.
еб-адрес публикации: https://педпроект.рф/edu-01-2025-pb-176199
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров (пословиц и поговорок) в развитии речи детей
Малые фольклорные жанры - пословицы и поговорки - способствуют развитию речи старших дошкольников, учат их рассуждать, думать, делать вывод ы и обобщения....
Роль русских народных сказок, пословиц и поговорок в развитии речи детей
слайдовая презентация по духовно - нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ (нарушения речи)...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника.
Введение пословиц и поговорок в русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и в...

Значение пословиц и поговорок в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста
Пословица – меткое выражение, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.Погов...

Картотека пословиц и поговорок для развития речи у детей дошкольного возраста
Разучивание пословиц, поговорок – это лучший способ развития речи, памяти, внимания и способности к обучению....

Просветителькое мероприятие с родителями на тему: «Как объяснить ребенку значение пословиц и поговорок»
Задуматься на эту тему меня сподвигла 6 летняя дочь. Однажды вечером, мы с ней лежали, отдыхали и вспоминали разные пословицы. Она пыталась понять их смысл, а если не получалось, я объясняла ей значен...
