Экспериментирование в жизни младших дошкольников.
консультация (младшая группа)

Пахомова Ирина Алексеевна

Показать родителям важность экспериментирования для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksper.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие мира ребёнком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

   Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

   Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

   Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.

  Для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.

  При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому:

1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.

2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных. За один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и внимательными.

  Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы маленького почемучки? Нет! Показывайте ребёнку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказывайте о них. Ведь очень важно, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес. В связи с этим, уважаемые родители, предлагаем вам дома вместе с детьми провести следующие не сложные, а интересные и познавательные опыты и эксперименты.

Памятка опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребёнку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить таз с водой. Обратить внимание ребёнка на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Вода холодная и горячая»Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).

4. «Чудесный мешочек» (по форме). Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: задать вопрос: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Ребёнок достаёт из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе со взрослым.

5. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка), а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

6. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи: Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание ребёнка к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать ребёнка повторять эти действия.

7. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая ребёнка интересным звуком. Дать ему попробовать самому помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

8. «Снег. Какой он?». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести домой. Ребёнок знакомится с его свойствами, трогая на ощупь.

9. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу взрослого.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Взрослый: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давай поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Лови зайчиков!». Ребёнок бежит к стене и пытается поймать ускользающего у него из-под рук зайчика.

10. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...

Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...

Экспериментирование в жизни деятельности дошкольника.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достойнство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого о...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...