Экспериментирование в жизни младших дошкольников.
консультация (младшая группа)
Показать родителям важность экспериментирования для детей 3-4 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие мира ребёнком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.
Для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому:
1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных. За один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и внимательными.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы маленького почемучки? Нет! Показывайте ребёнку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказывайте о них. Ведь очень важно, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес. В связи с этим, уважаемые родители, предлагаем вам дома вместе с детьми провести следующие не сложные, а интересные и познавательные опыты и эксперименты.
Памятка опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: Показать ребёнку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
2. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить таз с водой. Обратить внимание ребёнка на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).
4. «Чудесный мешочек» (по форме). Эксперимент
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: задать вопрос: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Ребёнок достаёт из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе со взрослым.
5. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка), а в другой камушки (тяжёлая сумочка).
6. «Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход занятия: Обратить внимание ребёнка к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать ребёнка повторять эти действия.
7. «Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая ребёнка интересным звуком. Дать ему попробовать самому помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
8. «Снег. Какой он?». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести домой. Ребёнок знакомится с его свойствами, трогая на ощупь.
9. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Развивать смекалку, любознательность.
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу взрослого.
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Взрослый: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давай поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Лови зайчиков!». Ребёнок бежит к стене и пытается поймать ускользающего у него из-под рук зайчика.
10. «Плавает, тонет». Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.
Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)
одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...

Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...

Экспериментирование в жизни деятельности дошкольника.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достойнство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого о...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...
