19.03.2025. развитие графомоторных навыков
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторных навыков (консультация для родителей)
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения (М. М. Безруких).
Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Важнейшими предпосылками для формирования графомоторного навыка являются сформированность пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Поскольку графомоторные навыки формируются не естественным путем, а с помощью целенаправленного обучения, важно активно помогать ребенку в усвоении данного навыка, сделать процесс интересным.
Самое первое с чего нужно начать – это научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме, научить правильно держать карандаш или ручку.
Научить правильно, держать ручку или карандаш можно с помощью салфетки. Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладони салфетку. Таким образом, ребенок будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
Для того, чтобы научится хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Сначала нужно научится обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивать рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам и без клеток, рисовать самостоятельно, по заданию.
Лучше всего, если на первых этапах вы будете использовать мягкие цветные карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш.
Фломастер или ручку можно предложить ребенку для работы, когда вы убедитесь, что он свободно владеет карандашом (то есть тогда, когда линия, проведенная ребенком в тетради, четко видна и при этом не выходит за пределы рабочего поля). При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы.
Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
— штриховка;
— раскрашивание в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, по пунктиру;
— дорисовываниизображений; — рисование по клеточкам; — графический диктант.
Также хотелось бы отдельно поговорить о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий (непроизвольные движения, сопутствующие произвольным), слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса (практическое предметное действие) и т.д.
Поэтому с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию предпосылок к развитию графомоторных навыков. Для этого необходимо использовать игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики применяются специальные пособия:
— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания, так называемые «Сенсорные коробки»;
— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
— игрушки-шнуровки с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, «Бизиборды»; — различные виды мозаики, конструкторов, пазл.
Также используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
—лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время занятий применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
В заключении хочется отметить, наша задача состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и лучше им воспроизводится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Графомоторные дорожки как способ развития графомоторных навыков
Развитие графомоторных навыков....

Графомоторные дорожки как способ развития графомоторных навыков дошкольников.
Цель : Развитие графомоторных навыков у дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности....

Приложение к методической разработке по развитию графических навыков : Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ЗПР
Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ЗПР...
