Родительский клуб "Дружная семья"
методическая разработка

Сусликова Ирина Сергеевна

Цель работы в рамках работы семейного клуба: способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета        Приказом

Муниципального бюджетного дошкольного        Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения                                                               образовательного учреждения

«Октябрьский детский сад «Сказка»                                                     «Октябрьский детский сад «Сказка"        

                                                                                                                                               

От «__»________ 20___ г.        №___________от «__»________20__ г.

Протокол №

ПРОГРАММА

ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«Дружная семья»

Руководитель клуба: педагог-психолог

первой квалификационной категории

Сусликова И.С.

2024г.                                                              

                                                  Пояснительная записка:

Семья является первой школой растущего человека. Именно в семье он учится любить, сочувствовать, радоваться, сопереживать и т.д. Педагогическая система без семейного опыта выглядит обделенной и выхолощенной. Поэтому важнейшим условием развития личности ребенка и его дальнейшей социализации (которая немыслима без общественного и семейного воспитания) является планомерное взаимодействие с семьями воспитанников.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги детского сада, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д.

Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны и, что немаловажно, интересны и родителям, и воспитанникам. Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Проанализировав в теории и испробовав на практике различные формы работы с родителями (законными представителями), а именно - анкетирование; посещение семей воспитанников; вечера знакомств; наглядная пропаганда; родительские собрания; беседы и консультации; конференции родителей; устные журналы; круглые столы; организация клубов; организация деловых игр, можно предложить один из вариантов решения проблемы – создание семейного клуба.

Новизна опыта заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Цель работы в рамках работы семейного клуба: способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2.Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

4.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

5.Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Организация деятельности семейного клуба «Дружная семья»:

1.Деятельность клуба осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

2.В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.

3.Заседания сообщества проходят 1 раз в месяц.

4.Продолжительность заседания 1 – 2 часа.

5.Темы заседаний определяются запросом родительской общественностью ДОУ.

Направления работы родительского клуба «Дружная семья»

«Родитель и ребенок» – игровое взаимодействие единой командой: интеллектуальные семейные квесты, игровые гостиные, открытые образовательные мероприятия по взаимодействию с детьми «Родитель – мой партнер!».

«Педагоги, специалисты, родители» – мастер-классы, семинары-практикумы, конференции, круглые столы для родителей.

«Открытый микрофон» – индивидуальные и групповые встречи, как в очном, так и в онлайн-формате, вечера вопросов и ответов, предполагающие живое общение родителей и экспертов в вопросах образования и воспитания, реальные практические рекомендации.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2.Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3.Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5.Сознательность, активность, дозированность -  сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6.Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7.Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

 повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

 формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

 оптимизация детско-родительских отношений;

 сохранение семейных ценностей и традиций;

 возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

 рост удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.

 на протяжении заседаний клуба выступать в разных ролях – партнёр, помощник;

 принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

Работа клуба организована по трем этапам:

 Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

 Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения заседаний. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

 Непосредственная работа семейного клуба.

Календарно-тематическое планирование

семейного клуба «Дружная семья»

Месяц

Тема заседаний

Ответственные

Сентябрь

Организационное заседание, обсуждение плана работы на год

Воспитатели, специалисты ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «Сбережем здоровье детей»

Воспитатели.

Медицинский работник.

Ноябрь

Круглый стол.

«Ребёнок и гаджеты».

Педагог-психолог

Сусликова И.С.

Декабрь

Консультация для родителей.

«Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности»

Гамзина Ю.А.

Январь

Мастер-класс.

«Сказка как средство нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста».

Кабланова Т.П.

Февраль

Консультация.

«Музыка – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду».

Маслакова И.А.

Март

Мастер-класс.

Двигательная активность и здоровье детей.

Консультация для родителей «Широкая Масленица»

Ушакова К.П.

Апрель

Круглый стол.

«Особенности нравственного воспитания дошкольника».

Круглый стол.

«Как подготовить ребёнка к школе».

Муханова А.Х.

Бикбова М.Н.

Май

Мастер-класс.

«Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста».

Лылова Н.Г.

Поливода Н.А.

Список детей и родителей, посещающих

детско – родительский клуб «Дружная семья»

№ п/п

ФИО ребенка и родителя

Дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в вашей группе»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, с целью выявления Вашего мнения о работе нашей группы. Данная анкета является анонимной и её результаты будут использоваться только в обобщённом виде. Для нас очень важно Ваше мнение. Спасибо.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Затрудняюсь ответить»

1.

С удовольствием ли Ваш ребёнок посещает детский сад?

2.

Удовлетворены ли Вы качеством организации воспитательно- образовательного процесса в вашей группе?

  • Организацией питания

  • Непосредственно образовательной деятельностью с детьми (занятия)

  • Проведением прогулок

3.

Регулярно ли вас информируют о том, как ваш ребёнок живёт в детском саду?

4.

Своевременна и достаточна ли для вас наглядная информация о жизни детей в группе?

5.

Имеете ли вы возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания вашего ребёнка?

6.

Имеете ли вы возможность влиять на то, что происходит в детском саду с вашим ребёнком?

7.

Можно ли сказать, что сотрудники детского сада внимательно относятся к Вашему ребёнку?

8.

Удовлетворяет ли вас уровень и содержание образовательной работы с детьми в ДОУ?

9.

Часто ли Вы и Ваш ребёнок посещаете родительский клуб «В кругу семьи»?

10.

Считаете ли Вы полезными мероприятия, проходящие в рамках родительского клуба?

Регистрационный лист

 Дата проведения:________________

          Тема родительского клуба_________________________________________

          ФИО педагога____________________________________________

ФИО родителя

Роспись

Анкетирование родительского клуба

«Ваше мнение, родители»

Цель: 

выявление предпочтений и возможностей родителей. Сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников. 
Форма проведения: анкетирование.
Отчет о проведенном мероприятии. 
Анкетирование родителей «Ваше мнение, родители».

Давайте совместными усилиями, делами сделаем жизнь наших детей интересной и счастливой! 
СПЛОТИМСЯ в одну БОЛЬШУЮ и ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ - РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Дружная семья»!!!
Наш детский сад «Сказка» начинает работу Родительского клуба (добровольное объединение родителей) совместно с детьми, педагогами и специалистами детского сада с целью эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и развития наших детей.
Приглашаем Вас стать участником клуба и ответить на несколько вопросов анкеты: 

 

1. Ф.И.О ______________________________________________________
2. Каков родительский стаж? Сколько детей в вашей семье? _____ лет; _____ чел 

3.Какое направление работы клуба Вас более всего интересует (подчеркнуть): 
- Культурно-досуговое (организация семейного досуга, конкурсов и выставок, посещение музеев и другое);
- Образовательно-просветительское (разные формы работы по повышению психолого-педагогической компетенции в воспитании и развитии детей : семинары, мастер-классы, открытые образовательные мероприятия по взаимодействию с детьми «Родитель-партнёр», круглые столы, семейные квесты, консультации и другое); 
- Эколого-познавательное (организация эколого-познавательной деятельности семьи, акции и другое);
- Спортивно-оздоровительное (мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, совместные спортивные досуги, соревнования, игры и другое). 
4.Какие проблемы воспитания и развития ребенка Вас особенно волнуют? (указать) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Согласны ли Вы стать участником родительского клуба? (подчеркнуть) Да, нет 
6.При каких условиях Вы стали бы активным участником клуба? (Советы по организации клуба)____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета                                       Приказом

Муниципального бюджетного                                              Муниципального бюджетного дошкольного                                                                               дошкольного образовательного учреждения                       образовательного учреждения                                                  

«Октябрьский детский сад «Сказка»                                    «Октябрьский детский сад «Сказка"        

                                                                                                                                               

От «__»________ 20___ г.        №___________от «__»________20__ г.

Протокол №

Положение

о детско-родительском клубе

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

                                                             1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности детско-родительского клуба   «Дружная семья» и устанавливает примерный порядок его работы.

1.2. Детско-родительский клуб  – организационная форма взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей, посещающих МБДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка».

1.3. Настоящее положение разработано в целях усовершенствования организации комплексной работы по взаимодействию сотрудников ДОУ с родителями, создание единого образовательного пространства «ДОУ - семья».

1.4. Детско-родительскому клубу присваивается наименование «Дружная семья».

1.5. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (2-7) лет – 1 год обучения.

1.6. Руководителем детско-родительского клуба является  педагог-психолог Сусликова И.С.

1.7. В состав детско-родительского клуба входят: специалисты, воспитатели, родители воспитанников, дети.

1.8. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.9. Деятельность детско-родительского клуба регулируют следующие нормативно-правовые и методические документы:

  • Методическое письмо Министерства образования РФ от 31.01.2001 № 90/30-16 "Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей";  
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав ДОУ;
  • Лицензия на образовательную деятельность;
  • Настоящее Положение.

1.10. Руководителем ДОУ издается приказ о создании клуба.

1.11. Положение о клубе утверждается приказом заведующего ДОУ.

2. Основные цели и задачи детско-родительского клуба

2.1. Цели деятельности детско - родительского клуба:

  • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • развитие  перспективных форм сотрудничества с родителями;
  • повышение их образовательного и культурного уровня;

2.2. Основными задачами детско-родительского клуба являются:

  • содействие общению родителей с ребенком;
  • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
  • обогащение жизненного опыта детей и развитие творческих способностей;
  • развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развитие у взрослых и детей творческого мышления;
  • содействие формированию гармоничных отношений между родителями и детьми, изменения образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

3. Организация деятельности детско-родительского клуба

3.1. Деятельность детско-родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы. Встречи в клубе организуются 1 раз в месяц.

3.2. Деятельность родительского клуба осуществляется на добровольной основе. Участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

3.3. Функционирование детско-родительского клуба осуществляют воспитатели,специалисты.

3.4.  Заседания клуба представляют собой родительские встречи в различных формах: занятия, мастер-классы, досуговые и спортивные мероприятия и др.

3.5. Содержание деятельности детско-родительского клуба должно быть:

  • доступно для совместного выполнения взрослыми и ребенком;
  • направлено на развитие эмоциональной сферы, партнерских доверительных отношений родителей и детей;
  • решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

3.6. Направления деятельности детско-родительского клуба:

  • художественно-эстетическое (ручное творчество, изобразительное творчество, музыка и театр, художественная литература, др.)
  • физическое (физкультурно-спортивная деятельность, народные игры, др.)
  • познавательно-речевое (для родителей и детей среднего и старшего дошкольного возраста)
  • социально-личностное.

4. Подготовка и проведения занятий детско-родительского клуба

4.1. Родительский клуб проводится 1 раз в месяц.

4.2. Тематика заседаний детско-родительского клуба определяется согласно перспективному годовому планированию работы клуба.

4.3. Взаимодействие с семьями в   ДОУ строится с учетом родительского стажа, уровня образования родителей, их интересов и потребностей в психолого-педагогической информации.

5. Формы деятельности родительского клуба

  • игры и упражнения;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • художественно-творческая деятельность;
  • беседы;  
  • подготовка информации для родительского уголка;
  • создание презентаций для занятий;
  • рассматривание иллюстраций, тематических альбомов;
  • участие в практической деятельности;
  • рассказы воспитателя;
  • консультации;
  • изучение различных видов изобразительной деятельности;
  • сбор расходного материала для творчества;
  • мастер-классы;
  • выставки творческих работ.
  1. Права и обязанности участников клуба

6.1. Родители (или законные представители) имеют право на:

  • получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • высказывание собственного мнения и обмен опыта воспитания детей;
  • давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
  • участвовать в планировании работы Клуба.

6.2. Педагоги и воспитатели дошкольного образовательного учреждения имеют право на:

  • изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • внесение изменений в план работы клуба при возникновении новых запросов родителей, смене интересов;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителямю
  • 6.3. ДОУ обязано:
  • организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующего образовательного  учреждения, и с учетом интересов и  потребностей родителей;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

 6.4. ДОУ имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • внесение корректировки в план работы клуба «Дружная семья» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

7. Документация клуба

  • Перспективный план.
  • Конспекты совместных мероприятий.
  • Приложения (консультации, рекомендации, результаты анкетирования).
  • Журнал регистрации посещений занятий детско – родительского клуба «Дружная семья» (Приложение № 1);



Предварительный просмотр:

Анкетирование родительского клуба

«Ваше мнение, родители»

Цель: 

выявление предпочтений и возможностей родителей. Сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников. 
Форма проведения: анкетирование.
Отчет о проведенном мероприятии. 
Анкетирование родителей «Ваше мнение, родители».

Давайте совместными усилиями, делами сделаем жизнь наших детей интересной и счастливой! 
СПЛОТИМСЯ в одну БОЛЬШУЮ и ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ - РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Дружная семья»!!!
Наш детский сад «Сказка» начинает работу Родительского клуба (добровольное объединение родителей) совместно с детьми, педагогами и специалистами детского сада с целью эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и развития наших детей.
Приглашаем Вас стать участником клуба и ответить на несколько вопросов анкеты: 

 

1. Ф.И.О ______________________________________________________
2. Каков родительский стаж? Сколько детей в вашей семье? _____ лет; _____ чел 

3.Какое направление работы клуба Вас более всего интересует (подчеркнуть): 
- Культурно-досуговое (организация семейного досуга, конкурсов и выставок, посещение музеев и другое);
- Образовательно-просветительское (разные формы работы по повышению психолого-педагогической компетенции в воспитании и развитии детей : семинары, мастер-классы, открытые образовательные мероприятия по взаимодействию с детьми «Родитель-партнёр», круглые столы, семейные квесты, консультации и другое); 
- Эколого-познавательное (организация эколого-познавательной деятельности семьи, акции и другое);
- Спортивно-оздоровительное (мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, совместные спортивные досуги, соревнования, игры и другое). 
4.Какие проблемы воспитания и развития ребенка Вас особенно волнуют? (указать) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Согласны ли Вы стать участником родительского клуба? (подчеркнуть) Да, нет 
6.При каких условиях Вы стали бы активным участником клуба? (Советы по организации клуба)____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

 



Предварительный просмотр:

                    Дата проведения __________________

Круглый стол

«Влияние гаджетов на развитие ребенка в дошкольном возрасте».

Подготовила: педагог-психолог

Первой квалификационной категории

Сусликова И.С.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки.

 Согласно, результатов опроса мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты и компьютеры стали частью большинства жителей России. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия.

 Проблема со здоровьем

Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или мобильный телефон, практически не двигаются, ведут малоподвижный образ, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, лишний вес. Нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Расстройства сна

По результатам исследований оказалось, что использование планшета в течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина. Использование мобильных телефонов, планшетных устройств крайне негативно влияет на сон ребенка. Ребенок могут присутствовать такие факторы как раздражительность, повышенная утомляемость.

Агрессия

В любимых гаджетах, очень часто содержаться сцены насилия, которые крайне негативно влияют на несформированную психику ребенка, делаю его агрессивным по отношению к своим близким, друзьям. Жестокость и агрессия становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Проблема с концентрацией

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации».

Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Снижается способность к запоминанию информации, затрудняется формирование новых нейронных связей в лобных долях мозга.

Радиация

Почти двести ученых подписались под обращением в ООН 11 мая 2015 года, призывающее к защите от электромагнитного излучения современных гаджетов. По словам экспертов (Martin Blank (USA) и многие другие), все пользователи планшетов, ноутбуков, смартфонов входят в группу риска. Излучения гаджетов вызывают повреждения ДНК в клетках и даже могут стать причиной преждевременной смерти.

Проблема с речью и коммуникацией

Отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Однако, при чём здесь компьютер или планшет? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница? Разница огромная. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное, в его общение со взрослыми. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Использование планшетов и компьютеров лишает детей возможности общаться со своими родными, близкими, друзьями так же полноценно, как это делали их родители.

Зависимость

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.  Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

Психологические заболевания

Чрезмерное увлечение компьютерными «штучками» способствует росту показателей детской депрессии, тревожности, дефицита внимания, биполярного расстройства, психоза и других психологических проблем.

Итак, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.  Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помочь детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности-рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.). Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Некоторые родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: дабы успокоить ребенка, чтобы он не капризничал и не устраивал истерик, занять во время длительных поездок, долгого ожидания в очередях в поликлинике или чтобы просто немного отдохнуть. Безусловно, бывают такие ситуации, когда просто необходимо завлечь малыша чем-нибудь и конечно же под рукой оказывается смартфон или планшет, но нельзя превращать это в систему. Родители начинают уже с первых месяцев жизни знакомит своих детей с различными гаджетами. И напрасно! Потому, что с первых месяцев жизни у ребёнка формируются особые эмоциональные отношения к родителям и окружающим его людям. Это период, когда роль любящего и внимательного родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении и нарушить его развитие, образовать не правильное восприятие окружающего его мира. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навыки, а именно ролевую игру, в процессе которой он отражает поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Например: мама кормит из ложки дочку, затем малышка учится самостоятельно пользоваться ложкой, играет ней («кормит ложкой куклу»), как это делала мама, далее её действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерные игры в исполнении дошкольника имеют особую психосоциальную конструкцию. Для компьютерных игр характерны следующие особенности: − преобладание механического следования игровому сюжету с полным вовлечением ребёнка в виртуальный мир звуков и ярких цветовых эффектов; − неоднократный повтор действия для достижения результата; − малоосмысленное продвижение по уровням сложности; − попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такие игры не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные, душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу — включу, захочу — выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Когда ребёнок играет в планшете или смартфоне, ему не требуется помощь родителей, их участие, что негативно влияет на взаимоотношения и привязанность детей к маме и папе. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. В силу того, что в нынешнее время всевозможные гаджеты стали незаменимыми «спутниками» в нашей жизни, мы не можем полностью оградить детей от «общения» с ними, но мы можем регулировать это «общение». Это можно сделать следующими способами: − введение режима — позволять пользоваться гаджетом 20–30 минут в день. И не реагировать на капризы и слёзы ребёнка при упрашивании продлить время игры. Следует реагировать спокойно с твёрдостью в голосе и объяснить терпеливо установленные правила. Постараться отвлечь детей другими занятиями, например прогулкой. − поощрение и похвала — не нужно забывать хвалить детей за убранные в порядок игрушки, помощь по дому или умение самостоятельно одеться. Когда ребёнок играет в игру, в итоге он получает похвалу за его ловкость и смекалку или какие-либо призы. Есть такие игры, где маленького игрока игра поддерживает даже в случае проигрыша, настраивая его на успех в следующей попытке, а взрослые зачастую очень строго относятся к неумениям детей и даже наказывают. А ведь именно похвала и вера в наших детей вселяет в них оптимизм и стремление быть самыми умными, ловкими, смелыми и умелыми. − станьте примером для ребёнка — не нарушайте правила, которые сами устанавливаете, не увлекайтесь сами теми же гаджетами. − стимулируйте разнообразную занятость ребенка — приучайте ребёнка к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, познакомьте ребёнка с играми, в которые вы играли в своём детстве. Но к счастью не всё так плохо. Многие дошкольные учреждения оснащены компьютерами и планшетами. Они нужны как для работы педагогов, так и для использования их на занятиях в группах (прослушивание музыки, трансляция презентаций и др.). Так же существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Они способны развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций, развивать у ребёнка познавательные процессы и другие навыки. Существуют образовательные программы по обучению детей иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, программа обучающая детей основам компьютерной графики, при помощи которой ребёнок может создать собственный мультфильм. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность, нерешительность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим. Такие методы развития детей в детском саду могут применяться как в свободное от занятий время, так и как дополнительная образовательная услуга. Обязательно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он может доставить. Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером необходимо проводить с детьми специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия — физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Обязательно нужно проветривать помещения в которых занимаются дети. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин. – для детей 5–6 лет, 30 мин. – для детей 6–7 лет. И так, при анализе вреда и пользы современных гаджетов для детей дошкольного возраста, нужно сказать следующее: «Во всём должна быть мера. И соблюдение элементарных правил».

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Плюсы использования гаджетов:

Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать.

Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.

Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видеоуроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.

Минусы использования гаджетов

«Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться.

Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.      Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками. Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире.

Как предупредить или победить детскую зависимость от компьютерных устройств? Что делать?

1. Родители должны постоянно заниматься воспитанием и всесторонним развитием своего ребёнка. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства. У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много: рисование, конструирование, лепка, путешествия, экскурсии, прогулки, чтение, книги, такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие. Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребёнка.

2. Больше общайтесь с ребёнком, обсуждайте с ним свои и его чувства. Давайте выход чувствам ребёнка, пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет, когда это требуется.

3. Повышайте самооценку ребёнка. Поощряйте и хвалите детей. Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми.

4. Учите своё чадо общаться, знакомиться, мириться, договариваться со

сверстниками.

5. Личный пример. Дети всегда повторяют взрослых и если родители все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.

6. Набраться терпения для того, чтобы противостоять манипуляциям.

7. Интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером. Будьте рядом, будьте вместе с ребенком. Обсуждайте игры, в которые любит играть ребенок. Учите ребенка рассматривать игры, приложения для гаджетов и интернет как средство приобретения новых знаний, навыков, для развития мышления, восприятия, воображения, получения полезной информации.

8. За пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

9. А можно просто, незаметно убирать планшет с поля видимости. Как говорится с глаз долой из сердца вон!

10. Прямой и категорический запрет – самое простое и самое безрезультатное решение, приводящее к конфликту между ребенком и родителем и усугублению проблемы. Разумный подход – это научить ребенка правильно относиться к компьютеру и интернету, позволить ребенку пользоваться компьютером, но под родительским контролем и с ограничением времени.

11. Соблюдать санитарные нормы занятия за компьютером:

25 мин – для детей 5–6 лет,

30 мин – для детей 6–7 лет.

Родители, вручающие гаджет своему ребёнку, должны при этом отдавать себе отчёт, что строгий контроль над временем игры ребёнка с гаджетом необходим.

12. Не желательно знакомить с гаджетами детей до двух лет. Важно

— максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его

очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п. В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, взаимодействие с родителями.

ВЫВОД: В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства. Чем планшет станет для вашего ребенка — зависит от вас.

 Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни

ребёнка стали источником проблем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети и гаджеты-вред или польза? Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Октябрьский детский сад «Сказка» Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Сусликова Ирина Сергеевна Ноябрь 2024 г.

Слайд 2

Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон , планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей. Актуальность темы:

Слайд 3

Что такое гаджеты? В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты.

Слайд 4

Чем опасны гаджеты, какой от них вред и какая польза. «Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. Сегодня трудно представить ребенка без каких-то телефонных и компьютерных аппаратов, и в три года он с ними, и в четыре-пять. Важно дозировать эти гаджеты »

Слайд 5

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАРУШЕНИЕ ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ ПУГАЮЩАЯ СТАТИСТИКА ПОДМЕНА ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Слайд 6

Вред гаджетов для здоровья 1. Нагрузка на зрение. 2. Пониженный тонус мышц. 3. Ущерб для эмоционального р азвития .

Слайд 7

Игры воруют время! Проигранные минуты быстро превращаются в часы. Часы складываются в потерянные сутки, недели и месяцы. Незаметно можно прочно увязнуть в электронных играх и сети интернета, как в паутине гигантского паука, питающегося людьми.

Слайд 8

Польза гаджетов Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.

Слайд 9

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 1. Помните о времени использования гаджетов детьми: 4-5 лет — не более 15 минут; 6 лет — 20 минут; 7-9 лет — 30 минут; 10-12 лет — 40 минут; 13-14 лет — 50 минут. 2. Не позволять пользоваться гаджетами перед сном. 3. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см. 4. Если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать 10-минутые перерывы. 5. Уделить время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм . 6. За 2-3 часа до сна замените электронное устройство на спокойные совместные игры, чтение книг, общение. 7. У ребёнка должны быть обязанности по дому.

Слайд 10

Вывод Но пользоваться этими приборами нужно разумно. Г аджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека.

Слайд 11

«В каждом доме нужен гаджет, Но нельзя с ним и есть, и спать… Знай, что гаджет не подскажет, Как тебе счастливым стать.»



Предварительный просмотр:

                       Протокол родительского собрания от 14.11.2024 г.

            Тема: «Влияние гаджетов на развитие ребёнка в дошкольном возрасте».

Присутствовало: 12 человек

Повестка дня:

  1. «Влияние гаджетов на развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

       Докладчик Сусликова И.С.

     2. Разное.

По первому вопросу выступала Сусликова И.С. на тему «Влияние гаджетов на развитие ребёнка в дошкольном возрасте».

Педагог-психолог обсудила с родителями, как гаджеты вредят здоровью. Какие могут быть отрицательные аспекты и какая может быть польза от использования гаджетов в дошкольном возрасте. Также были даны рекомендации родителям об использовании гаджетов детьми.

Решение:

1. Принять к сведению информацию о влиянии и пользе использования гаджетов детьми дошкольного возраста.

Ответственные: педагоги и родители. Срок исполнения: постоянно.

Председатель: Сусликова И.С.  ________  

Секретарь:   Бикбова М.Н.  ________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

ЗАСЕДАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СЕМЬЯ И ДЕТИ» ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЕ!»

Ключевые слова: дети, родители, семья, общение, игра, здоровый образ жизни, художественно-эстетическое развитие....

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Родительское собрание "Семья это важно, семья это сложно"

Родительское собрание "Семья это важно, семья это сложно"...

Методическая разработка Родительское собрание «Семья – это важно! Семья – это сложно!»

Родительское собрание совместно с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) «Семья – это  важно! Семья – это сложно!»...