Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях».
материал
Мастер - класс для родителей
«Экспериментирование в домашних условиях».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей
«Экспериментирование в домашних условиях».
Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.
Задачи: Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
Предварительная работа: подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования. Оборудование: емкости для воды, вода, ложка, апельсины (целый и очищенный), яйца, цветы из бумаги
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, водой;
- наглядные: наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей и родителей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Ожидаемые результаты:
- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, развития их творческих способностей и любознательности.
- Создать положительную атмосферу для дальнейшего сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.
Ход работы:
Ход мастер-класса.
Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе «Экспериментирование в домашних условиях». И сейчас мы узнаем о том, с каким мыслями пришли родители. Итак, вы передаете клубочек друг другу и рассказываете о мыслях, с которыми шли на наш семинар.
Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. Почему звучит так тема? Потому что мы с детьми проводим углубленную работу по экспериментированию. Прежде, чем окунуться в мир детства, мы предлагаем немного пробежаться по теории экспериментирования. Представляет воспитатель Свистунова Наталья Сергеевна.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Познавательно-исследовательская деятельность, как один из видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования в нашей группе проводится: в совместной деятельности взрослого и детей,- это в организованно - образовательной деятельности (1 раз в месяц), в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Сопровождают работу детей персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
А теперь я вам расскажу о вариантах совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил. В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» — потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Давайте вместе вспомним, где же можно поэкспериментировать в доме?
(Ответы родителей)
Обобщим ваши ответы: Итак, назовем варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома:
- В ванной комнате;
- Уборка комнаты;
- Поливка цветов;
- Ремонт в комнате;
- Кухня.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Также в ванной комнате можно разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. И задать ребенку следующие вопросы: Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Также поэкспериментировать с предметами: тонут или плавают в воде? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
При уборке комнаты ребенку можно задать следующие вопросы: Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
При поливке цветов задаются следующие вопросы: Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Когда вы делаете ремонт в комнате, обязательно нужно посоветоваться с ребенком и задать вопросы: Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
Ну и любимое место – конечно, это кухня. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Мы сейчас с вами и попробуем поэкспериментировать.
Теперь мы с вами окунемся в мир детства и проведем некоторые опыты и эксперименты. показывать различные опыты.
1 опыт «Апельсин». У меня на столе лежат два апельсина. Как вы думаете, есть ли в апельсине воздух? Если да, то где? Родители, помагайте! Как вы думаете? (Ответы родителей) Давайте проверим. Все знают, что воздух лёгкий и легче воды. Один из апельсинов мы очистим. Я положу апельсин в воду. Что происходит с ним? (Он не тонет). А теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул). Как вы думаете, где находится воздух в апельсине? (Воздух находится в кожуре апельсина.)
Воспитатель. Молодцы. Этим опытом вы показали, что воздух находится не только вокруг нас, но и внутри предметов.
Опыт №2 «Красивые цветы»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Сложите лепестки через один к центру. А теперь опустите цветы в воду, налитую в широкую ёмкость. Прямо на ваших глазах лепестки начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжёлой и лепестки раскрываются.
3 опыт «Водоплавающее яйцо»
Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ
— БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
3. Рефлексия.
Я предлагаю родителям поделится своими впечатлениями от проведенного
Мастер-класса.
1. Что я сегодня узнала?
2.Что для меня было интересно?
3.Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс «Учимся различать цвета в домашних условиях»
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста в домашних условиях.Задачи:Познакомить ро...
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...

Мастер-класс для родителей «Лизун в домашних условиях»
Лизун – это желеобразная, растекающаяся игрушка, которая способна принимать любые формы, плавно перетекающая из одной руки в другую. Легко липнет к окружающим предметам, но...

мастер-класс Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....

Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях».
Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях». Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.Задачи: Формировать умение родител...
Мастер-класс для родителей "Экспериментирование в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Экспериментирование в домашних условиях" дает возможность продемонстрировать родителям, ка к в домашних условиях с детьми можно провести некоторые виды эксп...