Мастер - класс для педагогов "Играем - речь развиваем".
методическая разработка
Мастер - класс подойдёт для педагогов, а так же родителей дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер–класс для педагогов: «Играем — речь развиваем»
Подготовила воспитатель Кулакова В. С.
Цель: распространение педагогического опыта по применению различных игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников;
- заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;
- представить практический материал по данной теме.
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Ход проведения:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут, Вера Сергеевна. Я рада поприветствовать Вас на мастер – классе: «Играем - речь развиваем». Хотела бы начать мастер-класс со слов Елены Щукиной: «Прекрасна речь, когда она, как ручеек, бежит среди камней чиста, нетороплива, и ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!».
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Предлагаю Вам отправиться в небольшое путешествие: нужно отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за мной движения.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить) –
Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
-Дворники считают капли: -вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)
-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
-Мы - шофѐры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак)
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе со своими детьми, у которых есть различные нарушения речи.
Итак, начнем мы с Вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
2. Игра «Эмоции». Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление).
Продолжим артикуляционной гимнастикой.
3. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
«Домик открывается». Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» «Домик открывается».
4. Дыхательная гимнастика так же важна для речи – дети учатся правильно дышать, что помогает говорить чисто и правильно – не глотать слова, не заикаться.
Для этого упражнения я изготовила дыхательный тренажёр «Чашка». (Раздать каждому).
Комфортно пить горячий чай? Что нужно сделать, чтобы он остыл?
- выпрямили спинку
- взяли в руки чашки, вдохнули носом. Плечи не поднимаем.
- задержали дыхание. Выдох ртом – дуем на пар до счёта от 1 до 5.
5. Речевые пятиминутки.
6. Девять словесных игр.
7. Игра «Доскажи словечко». Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код.
Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
8. Нейродорожки. Цели использования нейродорожек для дошкольников включают развитие межполушарных связей головного мозга. Во время выполнения упражнений происходит активация обоих полушарий, что способствует улучшению памяти, внимания, концентрации, развитию речи, а также развитию творческих способностей и эмоционального интеллекта. Также нейродорожки помогают снять стресс и напряжение.
Раздаю свои карточки.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы можно использовать в нашей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Рефлексия.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер - классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
- первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
- вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение;
- третья срока - три глагола, показывающие действие понятия;
- четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение;
- пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"
Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....

мастер-класс "Пальчики играют - речь развивают"
Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук...

Мастер класс "Пальчики играют речь развивают"
Мастер-класс для родителей «Пальчики играют – речь развивают»...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...



