Консультация для родителей: «Взаимосвязи природного и бросового материалов»
консультация (подготовительная группа)

Кузьмич Инара Абдиалиевна
О значении ручного труда для всестороннего развития детей. В процессе работы с природным материалом формируется бережное отношение к природе, и воспитываются первые трудовые навыки. Встреча детей с природой расширяет их представления об окружающем мире. В процессе систематического ручного труда руки ребенка приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, что важно для его подготовки к школе. Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики, согласованности в работе глаз и рук, развитию внимания и повышению его устойчивости, помогает формированию произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_eko-plastike.docx478.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Взаимосвязи природного и бросового                              материалов»
О значении ручного труда для всестороннего развития детей.
В процессе работы с природным материалом формируется бережное отношение к природе, и воспитываются первые трудовые навыки.
Встреча детей с природой расширяет их представления об окружающем мире.
В процессе систематического ручного труда руки ребенка приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, что важно для его подготовки к школе.
Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики, согласованности в работе глаз и рук, развитию внимания и повышению его устойчивости, помогает формированию произвольного внимания.
Изготовление поделок из природного материала удовлетворяет детскую любознательность. В поисках нового дети проявляют интерес к творчеству, дизайну, добиваются поставленной цели. Такая работа благоприятно влияет на их эмоциональный настрой.
В процессе ручного труда формируется характер ребенка: изготовление поделок требует волевых усилий. Под руководством взрослого он старается устранить трудности, у него формируется такие качества, как самоконтроль и самооценка.
Природный материал, который можно использовать в работе с детьми.
Материал: шишки, орехи, хвоя, каштаны, желуди, березовая кора, ветки, листья, семена, шиповник, рябина, солома, мох, перья, ракушки.
Дополнительные материалы: бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, цветные лоскуты, галька, фанера.
Лучшие работы будут использованы для предметно-развивающей среды групповой комнаты. Для украшения комнат можно подобрать, прежде всего, ветки декоративных кустарников с ярко окрашенными плодами (шиповник, боярышник) и красиво изогнутые, имеющие причудливый силуэт (ветки липы, дуба, яблони). Очень красочно выглядят листья клена и осины, эффектны засохшие побеги с соцветиями злаковых, лилейных, особенно их зонтики; достигающие иногда больших размеров.
Композиция из сухих листьев и правила их составления.
При составлении композиций из сухих цветов нужно помнить о соразмерности: огромный букет в огромной вазе неуместен в маленькой комнате. Для пышного букета лучше выбрать простую, строгую по форме и цвету вазу. В среднюю ставят более скромные растения, оттеняющие ее красоту. Для темного помещения подбирают светлые и яркие растения. Сухие цветы и соцветия можно слегка подкрашивать акварельными или гуашевыми красками.
Качество букетов и композиций зависит от того, когда собирают необходимый материал. Очень важно для растения найти момент, когда оно наиболее декоративно и лучше всего подходят для обработки. Так, луговые травы и хлебные злаки лучше срезать до начала полного цветения или осенью.
В композициях можно использовать растения, которые хорошо сохраняют форму и цвет высушивания: тысячелистник, гортензия и другие. Их нужно срезать до цветения.
Сухие цветы ставят не только в вазы, кувшины и глиняную, но и в подсвечниках, плетенках, корзинах, на подносах, а также в разных лесных заготовках – корягах, обросших лишайником, в изогнутых ветках, коре, мхе, срезанных со стволов деревьев грибообразных твердых наростах, ветках ольхи и лиственниц с небольшими шишками.
Сухие растения – идеальный материал для настенных и подвесных композиций. Для них собирают разные злаки, ярко – желтые соцветия пижмы, пышные султаны конского щавеля, которые обогащают палитру сухого букета.
Из садовых растений популярны оранжевые «фонарики» физалиса и лунарии с прозрачными оранжевыми пленочками. Можно использовать семена маков, ирисов.
Работы с использованием сухих растений можно начинать с детьми младшего возраста в первой и второй половине дня, как часто занятий по рисованию, лепке, изготовлению аппликаций. В старших группах также занятия проводят 2 раза в месяц.

Эко-пластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом широком смысле). Термин  «Эко-пластика»  вводится авторами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика», и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей (Л.А.Парамонова).
«Флористика» - вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости) и представляют собой картины или аранжировки для благоустройства интерьера.
«Дизайн» (от английского Design – проектировать , конструировать) – это деятельность , связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайн – изделия воплощают в единстве принципы удобства, экономичности, эргономичности красоты. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка (Г.Н.Пантелеев).  Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн -рукоделием (Л.В.Пантелеева). Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Термин «Эко-пластика» не отрицает эти понятия и не заменяет их , но позволяет несколько расширить смысловое поле и приблизить его к специфике детского творчества.
Эко-пластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).
Понятие «эко-пластика» включает в себя  и такую многогранную составляющую как экология, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Для детского творчества из природного материла характерно стремление к созданию реальной предметной среды - не столько декоративно-оформительской или дидактической, сколько  игровой или сюжетной. Эко-пластика предоставляет детям старшего дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей.
Эко-пластика - или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материла, -одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином - выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов - шишек, желудей, плодов каштана. Початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления.

Природные поделки

На вопрос, какие овощи растут у вас на огороде, практически каждый ребенок начинает перечисление с помидоров.
Если оставить споры биологов и ботаников на тему фрукт это или овощ, а просто довериться своему вкусу, то можно получить удовольствие не только от вкусовых качеств сего растения, но и от того, что помидоры –прекрасный материал для поделок.
Поделки из помидора съедобны и, более того, очень вкусны и полезны. Такие витаминные поделки придутся по вкусу как взрослым, так и детям.
Поделки из помидора могут быть как из цельного плода, так и с использованием его частей.
Сочетание в композиции разных сортов этого овоща позволит придать поделке из помидора оригинальный вид и широкую вкусовую палитру.
Поделки из помидора стоит делать тогда, когда плод ещё не начал лопаться от спелости.
Лучше всего для поделок подойдут плотные плоды, которые были сорваны с ветки ещё зелеными и дозревали уже в доме. Тогда поделка не будет растекаться и причинит меньше хлопот при её изготовлении.
Из маленьких розовых помидор можно сделать веселого поросенка. В качестве лапок можно использовать толстые веточки укропа.
Также для похожей поделки из помидора можно использовать полосатые плоды в форме лампочек.
Если хочется сделать что-то по-быстрому, то как вариант – грибы мухоморы.
Для этого потребуются половинки помидор, яйца, сваренные вкрутую, и несколько капель сметаны или майонеза.
Из яиц делаем ножки грибов, из помидор шляпки, а пятна на шляпках делаем с помощью майонеза. Очень вкусная поделка, которая стала неотъемлемым атрибутом практически любого детского праздника

        

Поделки из песка, ракушек и гальки

Не удивляйтесь, но и самый обычный песок тоже пригоден для поделок. Правда, сначала его надо привести в надлежащий вид — хорошо промыть и высушить. Потом на картоне или плотной бумаге сделайте контуры рисунка (орнамент, фигура и т. д.). Аккуратно покройте этот контур клеем и засыпьте песком. А чтобы получилось красиво и необычно, песок можно предварительно выкрасить в любой цвет.

        

Где песок — там и ракушки. Их причудливая форма может подсказать, получится ли из двух створок перловицы и одной катушечной раковины бабочка, или два домика улитки станут рогами диковинного животного. В сочетании с другими материалами (например, стеблями, листьями) из некоторых раковин делают своеобразные цветы.
Часто ракушки используют для оформления шкатулок, рамок для фотографий, подставок под календари и т. д. Очень хорошо смотрятся морские пейзажи, обрамленные ракушками на песке. Как и песок, ракушки крепятся к поверхности изделия с помощью клея.
Галька, то есть отшлифованные волнами камешки, применяют как дополнительное декоративное украшение. Такой красивый камешек может быть и в центре песочно-ракушечной композиции и даже смотреться как самостоятельное произведение, если его умело расписать красками, используя особенности природной формы — могут получиться симпатичный зверек или рыбка.
Для долговечности ракушечные аппликации и расписанные камни покрывают сверху лаком

Детские поделки - "Панно из семян"

Семена и косточки легко доступный «трудовой» материал. Однако, работа из него не так проста, как кажется на первый взгляд. Она требует усидчивости, терпения и кропотливого труда. Зато бесспорно способствует развитию мелкой моторике, что мы отнесем к плюсу по данному виду работы.
И так: если семена крепить на пластилин, то они могут отлепиться. Если на клей, то нужно ждать, когда схватится клей (иначе, задев композицию можно разрушить рисунок). Лучше всего намазать сразу всю поверхность основы Вашего панно и дать клею немного подсохнуть, тогда семена лучше будут приклеиваться на основу. За основу можно взять: картон (цветной), тарелку, бутылку, (пластиковую), ткань…и т.д.
Прежде чем начать работу, прикиньте рисунок (композицию) на листке, так ребенку будет легче представить выполняемую работу.
Клей лучше всего взять прозрачный (жидкие гвозди), его не особо будет видно, если вылезет в ненужном месте.

                                                        Желаем творческих успехов!

                                                                                                                    МАДОУ ЦРР д/с №128

                                                                                                                     Воспитатель группы №9

                                                                                                                    Кузьмич Инара Абдиалиевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речевой деятельности детей с ОНР средствами природных и бросовых материалов

В даном материале описывается работа с нетрадиционным материалом...

Тема: «Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе конструирования из природных и бросовых материалов»

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, ...

Работа с природным и бросовым материалом в ДОО

Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки ...

статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возмо...