ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации
презентация

Меньшикова Мария Алексеевна

Размещены презентации и лекции по теме "Общение", анкеты для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1a.docx34.72 КБ
Файл prilozhenie_1b.pptx297.63 КБ
Файл prilozhenie_2a.docx52.74 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2b_1.ppt706 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley.docx23.77 КБ
Файл dokument_1_2.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

                                                       

                                                     ЛЕКЦИЯ

        ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «общение»
  2. Общение как сложный и многогранный процесс
  3. Структурные компоненты коммуникативной деятельности
  4. Разновидности общения.
  5. Взаимосвязь общения и совместной деятельности
  1. Заключение

Введение

Общение, это понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека – быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая и развивая свои индивидуальные особенности. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обмениваются информацией, накапливают и сохраняют ее. Благодаря общению в настоящее время люди имеют современные научные и житейские знания. Общение возникает с момента рождения и сопутствует человеку всю его жизнь.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Общение является одним из важных факторов общего психического развития ребенка. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ родителей, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В настоящее время развитие большого количества технологий сильно сократило общение людей. Однако даже самые лучшие телевизионные передачи, онлайн-игры, онлайн-общение, телефонные разговоры не могут заменить важность живого общения. Так как во время живого общения можно испытать новые эмоции и впечатления, поучаствовать в интересных жизненных приключениях, что-то понять и чему-то научиться и даже полностью изменить свою жизнь.


2.1. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «общение»

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Анализируя научную литературу, получилось выделить несколько аспектов общения:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах:  как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общение как социально - и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела, как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с  тем она подавала «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта».

Многообразие научных подходов к общению даёт нам возможность рассмотреть его с трёх сторон: философия, социология, психология.

Философский подход представляет общение личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Методологический принцип марксистско-ленинской философии, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений от смены форм общения, стал основанием выделения категории «способ общения». Он определяется как способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от:

а) социально-экономического уклада общества;

б) уровня развития идеологии;

в) от конкретных исторических условий социального бытия.

Такой подход позволяет выстроить методологию социально-педагогического понимания сущности общения.

Социологический подход обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

Психологический подход определяет общение, как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.


2.2. Общение как сложный и многогранный процесс

Общение рассматривается как сложный, многогранный процесс, так как он выступает одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, так и процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания.

Уровни общения хорошо показывают сложность и многогранность общения.

Примитивный уровень общения – самый низкий. Для человека, общающегося на этом уровне, собеседник воспринимается как предмет, нужный для слушания его речи или мешающий ему. Руководствуется эгоистическими потребностями. Если человек ему нужен, значит, им надо овладеть, если – нет, его можно оттолкнуть. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: сильный-слабый, старый-молодой. В обиходе такой человек позволяет себе эпитеты: «пацан, очкарик, дед». Может позволить себе навязывать свои взгляды, симпатии, может проявлять агрессию по отношению к мешающим ему людям: оттолкнуть, оскорбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсутствует, он только прав и хорош собой.

Манипулятивный уровень общения – использование партнера в своих целях. Субъект для такого воспринимается как соперник в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера те его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания.

Стандартизированный уровень общения характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок». Человек, общающийся на этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную маску – доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести радость друг другу, пользу, на взаимообогащении. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки.

Конвенциональный (конвенция - согласие) уровень общения присущ людям высокий уровень культуры. Он позволяет решать любые личностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива, общества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.


2.3. Структурные компоненты коммуникативной деятельности

В коммуникативной деятельности выделяют четыре базовых компонента:

1) поведенческий;

2) эмоциональный;

3) познавательный (когнитивный);

4) личностный.

1) Говоря о поведенческом компоненте коммуникативной деятельности, мы имеем в виду, прежде всего, речь; такие невербальные поведенческие элементы, как жесты, мимика, пантомимика; а также тактику поведения во всевозможных коммуникативных ситуациях;

2) Эмоциональный компонент определяется наличием у человека эмпатии и способности к сопереживанию, особенностями его эмоциональной сферы и характером самооценки;

3) Когнитивный компонент – это взаимосвязь процессов восприятия и осмысления. Его выраженность зависит от наличия (либо отсутствия) у человека стереотипов, развития рефлексивных способностей, наличия нравственного ценза в общении, особенности перцептивной стороны общения, знание его закономерностей и т.д.;

4) Личностный компонент признан исследователями наиболее сложным, поскольку его составляющими являются такие образования личности, как потребности, мотивация, ценностно-смысловые и нравственные установки в отношении общения.

Выделяют основные структурные компоненты коммуникативной деятельности:

1) предмет общения, в качестве которого может выступать любой человек как партнер по общению (субъект общения);

2) коммуникативные мотивы – то, ради чего возникает общение;

3) потребность в общении – влечение индивида к постижению других людей, их оценке, а впоследствии – к самооценке и самопознанию;

4) задача общения – цель, поставленная для достижения в процессе общения, результат конкретной коммуникативной ситуации, на который направлены многообразные действия субъектов общения;

5) средства общения – операции, содействующие осуществлению действий общения;

6) продукт общения – феномены духовного и материального характера, формирующиеся в результате общения;

7) коммуникационное действие – простейшая завершенная часть коммуникационной деятельности, для которой характерно неизменное и постоянное число участников.

Без данных структурных компонентов общение не может существовать.


2.4. Разновидности общения.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды:

По содержанию

  • Материальное

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

  • Кондиционное

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

  • Мотивационное

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

  • Когнитивное

Когнитивное общение – обмен знаниями.

  • Деятельностное

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели

  • Биологическое

Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

  • Социальное

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

  • Деловое

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

  • Личностное

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

  • Инструментальное

Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

По форме

  • Прямое

под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

  • Косвенное

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

  • Непосредственное

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

  • Опосредованное

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

  • Массовое

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

  • Межличностное

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

- императивное (Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.)

- манипулятивное (Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.)

По продолжительности

  • Кратковременное

Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

  • Долговременное

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме  отношений

  • Социально-ориентированное

Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

  • Групповое предметно-ориентированное

Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентированного общения является организация коллективного взаимодействия.

  • Личностно-ориентированное

Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников

  • Межперсональное

Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

  • Ролевое

Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.


2.5. Взаимосвязь общения и совместной деятельности

Психологи различают общение первого рода (это – обмен информацией, состояниями или познание людьми друг друга) и общение второго рода (это – персонализация).

Общение первого рода является необходимой предпосылкой, составной частью совместной деятельности. Персонализация как общение второго рода включает в свой состав совместную деятельность, так как она наиболее успешно и эффективно протекает в ситуациях совместной деятельности.

Можно сказать, что общение и совместная деятельность являются двумя проекциями общей активности человека в предметной и социальной сферах. В случае общения акцент делается на субъект-субъектное взаимодействие, а в случае совместной деятельности – на субъект-объектное взаимодействие.

Если рассмотреть взаимосвязь общения и совместной деятельности в плане становления психики и развития личности человека, то можно заметить, что происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

Была разработана теория (Д.Б.Эльконин), которая объединяет две линии развития человека: познавательное и собственно личностное развитие. Согласно этой теории, развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, последовательно сменяющих друг друга.

В младенческом возрасте доминантой выступает непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью и окружающими людьми. Далее – предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. При этом различные виды общения обеспечивают развитие преимущественно потребностно-мотивационной сферы личности (образно выражаясь, сферы "хочу"). При этом ведущие виды деятельности в основном способствуют становлению познавательной сферы психики (сфера "могу", "умею"). Иначе говоря, с рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочередно обеспечивают преимущественно становление познавательных процессов и развитие личности.


Заключение

Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших функций существования человеческого общества, является отличительной чертой именно человеческого сообщества со всей его культурой, наукой, искусством. Да и само становление психики человека, реализация человеческого потенциала были бы невозможными без феномена общения. Оно пронизывает всю нашу жизнь, во всех ее сферах, поэтому изучение именно этого явления становится одним из важнейших для понимания человека и для понимания возможных направлений совершенствования, как индивида, так и жизни всей человеческой семьи. Общение — это одна из основных сфер приложения усилий личности по самореализации и важнейший инструмент этих усилий. Существует много литературы, посвященной этому феномену. Исследователи находят все новые закономерности и правила, углубляют научное описание явлений, имеющих место в связи с общением. Область общения — это область творчества, поэтому невозможно дать полное строго научное объяснение этому процессу.

Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение как коммуникативная деятельность

Слайд 2

Характеристика подходов, раскрывающих понятие «общение» Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности. Аспекты общения: Информационно-коммуникативный; Интеракционный ; Гносеологический; Аксиологический; «Нормативный »; «Семиотический »; Социально-практический

Слайд 3

Структурные компоненты коммуникативной деятельности Основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: 1) предмет общения, в качестве которого может выступать любой человек как партнер по общению (субъект общения); 2) коммуникативные мотивы – то, ради чего возникает общение; 3) потребность в общении – влечение индивида к постижению других людей, их оценке, а впоследствии – к самооценке и самопознанию; 4) задача общения – цель, поставленная для достижения в процессе общения, результат конкретной коммуникативной ситуации, на который направлены многообразные действия субъектов общения; 5) средства общения – операции, содействующие осуществлению действий общения; 6) продукт общения феномены духовного и материального характера, формирующиеся в результате общения; 7) коммуникационное действие – простейшая завершенная часть коммуникационной деятельности, для которой характерно неизменное и постоянное число участников.

Слайд 4

Разновидности общения. По содержанию: материальное, кондиционное, мотивационное, когнитивное, деятельностное; По цели: биологическое, социальное, деловое, личностное, инструментальное; По форме: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное (императивное, манипулятивное, монологическое, диалогическое); По продолжительности: кратковременное, долговременное; По форме отношений: социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное, личностно-ориентированное; По характеру участников: межперсональное , ролевое.

Слайд 5

Взаимосвязь общения и совместной деятельности Непосредственное эмоциональное общение Младенческий возраст Предметно-манипулятивная деятельность Раннее детство Ролевая игра Дошкольный возраст Учебная деятельность Младший школьный возраст Интимно-личностное общение Подростковый возраст Учебно-профессиональная деятельность Ранний юношеский возраст

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

ЛЕКЦИЯ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

Содержание

Введение        3

Теоретическая часть        5

1.1 Основные характеристики общения        5

1.2 Функции общения        11

1.3 Стороны общения        13

1.4 Манеры общения        16

Заключение        22

Библиографический список        24


Введение

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Цель: проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Основные характеристики общения».

Задачи:        

  1. Раскрыть сущность основных характеристик общения.
  2. Рассмотреть и охарактеризовать содержание общения, функции        общения, стороны общения, стили общения, манеры общения.


Теоретическая часть

1.1. Основные характеристики общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности, как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпретируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком. К определению понятия «общение» существуют различные подходы (табл. 1).


Таблица 1

Экспликация понятия общения в трактовке различных авторов

Автор

Определение общения

А.В. Петровский

«Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности».

Н.И. Конюхов

«Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности». 

А.А. Бодалев

«Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

В.М. Соковнин

«Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума».

М.В. Гамезо,

И.А. Домашенко

«Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого».

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Общение характеризуется:

  • содержанием;
  • функцией;
  • манерой;
  • стилем.

Содержание общения – это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:

  1. материальное – обмен продуктами и предметами деятельности;
  2. когнитивное – обмен знаниями;
  3. деятельное – обмен действиями, операциями, умениями;
  4. кондиционное – обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  5. мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  1. инструментальная – общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия;
  2. синдикативная – общение оказывается средством объединения людей;
  3. самовыражение – общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста;
  4. трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
  • социального контроля – регламентации поведения и деятельности;
  • социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и др.

Манера общения – это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
  • Поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.).

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Стиль общения – это совокупность методов взаимодействия с партнером/партнерами, воплощаясь в определенных формах и имея соответствующий характер реализации, способствуют созданию межличностных отношений. Манера разговора является зеркальным отражением нашего внутреннего мира, именно поэтому, каждый человек, облекая мысли в словесную форму, выбирает особенные средства и формы самовыражения.

Всегда правильно и вежливо общаться с людьми очень сложно. Каждый день нам приходится выражать свою точку зрения или делиться впечатлениями при разных обстоятельствах: дома, в кругу друзей и знакомых, на работе, в транспорте, на улице и др.

От конкретной обстановки зависит то, какой именно стиль общения мы выберем.  

В процессе коммуникации важно не только высказать свое мнение, но и суметь донести свои мысли до собеседника (собеседников), поэтому очень важно выбрать эффективную манеру подачи информации.

1. Стиль делового общения. Исследователи уже давно изучили и выделили стили делового общения, которыми люди чаще всего пользуются для обмена информацией в различных профессиональных сферах.

2. Авторитарный стиль общения. Предполагает наличие жёстких рычагов управления, которые находятся в руках одного человека.

В таких случаях, все решения принимаются единолично и обсуждению не подлежат. Человек, выбирающий для себя такой стиль общения, как правило, использует различные способы подавления окружающих.

Авторитарный лидер всегда боится своего свержения, поэтому он постарается всеми возможными способами дискредитировать своих вероятных соперников.

Для авторитарного стиля общения характерны такие особенности:

  • все поручения отдаются в приказном тоне;
  • отсутствие дискуссий, диспутов, обсуждений;
  • подавление любой инициативы.

3. Демократический стиль общения. В основе демократического стиля общения лежит совместное обсуждение любой проблемы.

В данном случае люди становятся активными участниками процесса общения. Люди получают возможность проявлять инициативу, анализировать ситуацию, принимать решения. Такая благоприятная атмосфера способствует возникновению творческих и нестандартных решений.

Особенности демократического стиля общения:

  • правильная мотивация;
  • поддержание благоприятной психологической обстановки;
  • предоставление возможности открыто высказывать свое мнение.

4. Либеральный стиль общения. Предполагает незначительную роль руководителя или полное отсутствие ярко выраженного лидера.

В данном случае все члены группы находятся в равных условиях. С одной стороны, это хорошо, поскольку не поступает никаких команд сверху о том, как и что нужно делать, но с другой стороны, в такой обстановке очень сложно самоорганизоваться и заняться совместной деятельностью.

Человек, придерживающийся либерального стиля общения, не способен отстаивать свою точку зрения, он, скорее всего, будет прислушиваться к мнению большинства.

5. Межличностное общение. В сфере межличностных контактов мы используем свой собственный, индивидуальный стиль общения, который отражает наши личные качества и психологические особенности. Именно по этой причине в жизни, как и в профессиональной среде, очень редко используется какой-либо стиль общения в чистом виде.

Индивидуальная манера выражения своих мыслей и чувств с помощью вербальных средств присуща каждому человеку. Наш индивидуальный стиль общения формируется в течение всей жизни, меняясь, трансформируясь, пополняясь новыми методами и приемами коммуникации.

Помните, что от выбранного вами стиля общения зависит то, как вас будут воспринимать окружающие.

1.2 Функции общения

Функции общения  – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целеполагания.

В таком случае можно выделить следующие функции общения:

  1. Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.
  2. Побудительная функция стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.
  3. Интегративная функция функция объединения людей.
  4. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.
  5. Координационная функция согласование действий при осуществлении совместной деятельности.
  6. Функция понимания адекватное восприятие и понимание информации.
  7. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
  8. Аффективно-коммуникативная функция – общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целенаправленным или непроизвольным.

Близкая к приведенной выше классификации выделяет некоторые другие функции.

  • Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.
  • Синдикативная функция –  средство объединения людей.
  • Функция самовыражения – средство раскрытия своей психологической сущности.
  • Трансляционная функция – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.
  • Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
  • Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.
  • Функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.


1.3 Стороны общения

Под сторонами общения понимаются роли, которые выполняют люди в процессе разговора. Данные роли достаточно условные, поскольку человек не может занимать только перцептивную, коммуникативную или интерактивную позиции. Все они подразумевают под собой информационный поток, который исходит от человека, а также поведение в процессе общения.

Выделяется 3 стороны общения:

  1. внешняя (перцептивная);
  2. поведенческая (операционально-техническая);
  3. внутренняя (личностно-смысловая).

Внешняя сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками. Это говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение. Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом.

Функции и предназначение внешней стороны общения. Внешнее общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  • создает почву для восприятия чужой личности;
  • благотворно влияет на создание взаимопонимания;
  • в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей. Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.

Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Характеристика механизмов перцепции:

  1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
  2. Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
  3. Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.

Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия. Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.

Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт. Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей. Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.

Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие наличность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Внутренняя сторона общения – это передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

  1. Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
  2. Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими. В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

1.4 Манеры общения

Манера общения – это многосоставной образ. Из чего он складывается? Из тембра голоса, из умения владеть своей речью, мимикой и жестами. Собеседник дает своему оппоненту оценку не только на основании его речей, но и на основании того, как человек держится. За 10 минут личного общения с персоной о ней можно узнать намного больше, чем за полгода переписки. Люди своим поведением могут производить хорошее впечатление, а могут испортить представление о себе. Причем тут большую роль играют не содержание речей, а их оформление. С милым дурачком порой общаться намного приятней, чем с задающимся интеллектуалом. Стили общения Образ, который умышленно или же ненамеренно демонстрирует человек, - это манера общения. В разных ситуациях персона может надевать разные личины. Они называются стилями общения.

Какие они бывают:

  1. Пренебрежительный –  человек, который хочет показать свое презрение к собеседнику, будет демонстрировать это насмешливым тоном или же явной холодностью поведения. Пренебрежение видно, когда одна персона пытается быстро закончить разговор, так как считает своего собеседника недостойным типом, с которым и общаться-то не стоит.
  2. Шуточный –  такой стиль общения пользуется популярностью у друзей. Приятели могут подшучивать друг над другом, кидать остроты и вместе смеяться над возникающей неловкостью.
  3. Серьезный –  в разговоре с человеком можно судить о его манерах. Стиль общения, который выбирает собеседник, многое может о нем рассказать. Если ваш оппонент не шутит и не поддается на провокации, он хочет предстать перед вами в личине серьезного человека. Такой стиль общения предпочтителен для мира бизнеса.
  4. Кокетливый –  девушка, которая разговаривает с симпатичным ей молодым человеком, может открыто флиртовать с ним. Такой стиль общения уместен как для малознакомых людей, так и для друзей. Но нужно иметь в виду ту обстановку, в которой происходит разговор.
  5. Дружеский –  два человека, которые испытывают взаимную симпатию, будут разговаривать друг с другом в приветливом тоне. Они станут шутить, задавать вопросы и внимательно слушать собеседника.
  6. Деловой –  такой стиль общения можно встретить в любой организации. Подчиненные в деловом стиле общаются со своими начальниками, а те, в свою очередь, с директорами компании.

Виды общения:

  • Прямое. Когда два человека общаются друг с другом, между ними возникает диалог. Такой вид общения самый распространенный. Прямое общение – это не только диалог, но еще и дискуссия. Например, на конференции совета директоров каждый из присутствующих имеет право высказать свое мнение по поднятой теме.
  • Косвенное. Такой вид общения встречается намного реже. Диалог двух персон или же разговор нескольких людей между собой происходит через посредника. Обычно такое случается, когда собеседники общаются на разных языках и пользуются услугами переводчика. Но бывает и такое, что люди общаются на родном языке через посредника. Такой инцидент может произойти с теми особами, которые серьезно поругались и не могут переносить общества друг друга.

Имидж и манера общаться. То, как человек держит себя, многое может о нем рассказать. Когда он подбирает или же вырабатывает себе имидж, то не должен упускать из виду свою манеру общения. Например, девушка, которая хочет заслужить стать весомой персоной в мужском бизнесе, должна вести себя серьезно. Кокетливое поведение не даст ей шансов на то, чтобы собеседники воспринимали ее как делового партнера. Имидж современного человека, язык, речь, манера общения - все это взаимосвязано. Посмотрите на то, как ведет себя человек, и вы точно можете сказать о его профессии. Ведь именно сфера деятельности накладывает на персону свой отпечаток. Например, успешный менеджер будет держаться в любой компании раскрепощено. Он не будет стесняться знакомиться с людьми и откровенно с ними разговаривать. А вот человек, который работает с документами, а не с людьми, может быть закрытой личностью. Такую персону будет сложно вывести на диалог. Сказка учит справляться со стеснением, скромностью и быть смелым.

Манеры делового общения. Какой человек вам кажется серьезным? Такие персоны имеют хорошее представление о правильных манерах общения. Человек, который хочет, чтобы его воспринимали всерьез, будет стараться выглядеть серьезно. Его жесты будут открыты, но при этом взгляд и голос будут жесткими и властными. Таким образом, персона будет выражать свою уверенность в себе. Человек, который хочет добиться успеха в деловом мире, должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и не поддаваться на всевозможные провокации. Манеры общения делового человека сводятся к дружелюбию, откровенности, открытым жестам, уверенным движениям и властной интонации. Общаться с таким человеком будет приятно, но одновременно страшно. Собеседнику будет казаться, что его оппонент выше и сильнее. Причем это деловой человек должен внушать на подсознательном уровне, а на сознательном уровне разговор должен быть легким и приятным.

Хорошие манеры общения. Какие бывают манеры общения? Для каждого вида и стиля они будут своими. Но самое классическое разделение – это хорошие и плохие.

  • Правильная речь. Человек, который хорошо говорит, заслуживает внимания окружающих. С таким интересно беседовать, он может рассказать что-то интересное. Да и если такой человек рассказывает обыденные вещи, его речь будет музыкой, так как она правильная.
  • Вежливость. Хорошие манеры общения закладываются в детстве. Общение на «вы» с незнакомыми людьми, умение не перебивать и слышать то, что говорит собеседник, сегодня в чести.
  • Учтивость. Нужно быть не только вежливым, но еще и лояльным. Имейте в виду, что не у всех собеседников мнение по одному и тому же вопросу совпадет. Если ваш оппонент не согласен с вашими доводами, не пытайтесь его ни в чем убедить, пусть остается при своем мнении.
  • Умение слушать. Этикет и манеры общения строятся на взаимном уважении. Вы должны не только слушать собеседника, но и слышать то, что он говорит. Большинство людей делать это не умеют. Они ждут паузы в речи собеседника, чтобы поговорить о себе. Плохие манеры
  • Держать себя в лучах прожектора. Человек любит говорить о себе. Но если вы хотите быть вежливым человеком, то этого делать не стоит
  • Говорите о других. Пусть они почувствуют, что вам небезразлично их мнение и их жизненная история. Сплетни. Хотите прослыть культурным человеком? Тогда избавьтесь от привычки сплетничать. Не передавайте слухи другим и прерывайте собеседника, если он будет рассказывать вам недостоверные факты из жизни ваших общих знакомых.
  • Мат. Культура человека познается по тому, как он умеет говорить. Если персона не может связать двух слов без мата, значит, словарный запас этого человека удивительно скуден.
  • Повышенный тон. Если вы хотите заслужить доверие и симпатию человека, вы не должны переходить на крик. Свое мнение можно доказывать тихим и спокойным тоном. Если человек срывается, значит, у него закончились аргументы и он применяет единственно оставшееся средство – устрашение оппонента.
  • Пренебрежение. Не показывайте человеку, что он вам неприятен, это некрасиво. У всех людей было разное воспитание и разная судьба. Не стоит плохо относиться к персоне, которой повезло меньше, чем вам.
  • Мимика и жесты. Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально.

Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы. Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги.

Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице.

Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

  • Характер человека. Как много вы сможете узнать о человеке, который находится перед вами? Манеры общения представят вам собеседника намного лучше, чем он сможет это сделать сам. Если человек говорит громко, при этом улыбается и не боится задавать неловкие вопросы, значит, перед вами - легкая на подъем персона, которая имеет смелый характер и веселый нрав. Человек, который говорит тихим голосом и смотрит в землю, – это неуверенная в себе личность, которой явно неуютно в вашем обществе. Личность, которая говорит громко и при этом не дает вам возможности высказаться, – это властолюбивая персона с лидерскими замашками 

Заключение

В заключение, проведя теоретические исследования, необходимо сделать следующие выводы:

Проблема человеческого общения и его места в развитии представлений человека о самом себе является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука.

Концепции рассматривают общение как самостоятельную категорию, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как взаимодействие субъектов; как основа межличностных отношений и условие развития личности; как обмен информацией. Общение разворачивается в условиях наличия коммуникативной потребности, инициативности и активности субъекта. Общение является сложным, многоуровневым и многофункциональным социальным явлением. С позиций современных концепция нами охарактеризованы три взаимосвязанные стороны общения: внешняя (перцептивная), поведенческая (операционально-техническая), внутренняя (личностно-смысловая).

Общение - важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. 

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия.

        


Библиографический список

  1. Деловая коммуникация/Авт.сост. М.Р. Шамрай. – Волгоград: Учитель, 2009, с. 40-42
  2. Классификация стилей общения в психологии [электронный ресурс]. URL: https://psyholic.ru/obshhenie/stili-v-psihologii.html (дата обращения: 24.02.19)
  3. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-педагогического тренинга. – Ярославль, 1992, с. 61
  4. Общение и речевая деятельность [электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-2-obshchenie-i-rech(дата обращения: 13.04.19)
  5. Основные характеристики общения [электронный ресурс]. URL:  https://psyera.ru/5314/osnovnye-harakteristiki-obshcheniya (дата обращения: 24.02.19)
  6. Психология общения [электронный ресурс]. URL:  http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya-obshcheniya.html (дата обращения: 24.02.19)
  7. Пять стилей общения [электронный ресурс]. URL: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/48-stili-obscheniya.html (дата обращения: 16.03.19)
  8. Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы. – СПб.: КАРО, 2005, с. 142-186
  9. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций.- М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭ и У, 1997, с. 47-51
  10. Стороны общения [электронный ресурс]. URL: http://psytheater.com/storony-obsheniya.html(дата обращения: 24.02.19)
  11. Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. – М: ЦГЛ, 2003, с. 25-27, с. 30-31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1» ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ 2020

Слайд 2

Задачи : Раскрыть сущность основных характеристик общения. Рассмотреть и охарактеризовать содержание, функции общения. Рассмотреть и охарактеризовать стороны общения. Рассмотреть и охарактеризовать стиль и манеры общения.

Слайд 3

Понятия «общения» Автор Определение общения А.В. Петровский «Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности». Н.И. Конюхов «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности». А.А. Бодалев «Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». В.М. Соковнин «Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума». М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого».

Слайд 4

Основные характеристики общения Содержание – это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Функции – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека Манеры – это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Стиль – это совокупность методов взаимодействия с партнером/партнерами, воплощаясь в определенных формах и имея соответствующий характер реализации, способствуют созданию межличностных отношений.

Слайд 5

Функции общения

Слайд 6

Функции общения

Слайд 7

Стороны общения

Слайд 8

Манера общения

Слайд 9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1» ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ 2020



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Удовлетворенность качеством оказываемых образовательных услуг в ДОУ»

1. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок посещает именно этот детский сад?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

2. Нравится ли Вашему ребенку ходить в детский сад?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

3. Обеспечивает ли ДОУ качественное образование Вашему ребенку?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

4. Способствует ли ДОУ формированию нравственных ценностей ребенка?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

5. Способствует ли образовательная деятельность в ДОУ всестороннему развитию личности ребёнка и его социализации?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

6. Считаете ли вы, что в детском саду создаются условия для эмоционально – психологического комфорта детей

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

7. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении ДОУ, вносить предложения по улучшению образовательной деятельности и отстаивать интересы своего ребенка?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы, что в ДОУ работают квалифицированные педагоги

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

9. Как Вы считаете, сотрудники детского сада всегда вежливы, внимательны, тактичны с родителями?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

10. Обеспечивает ли ДОУ охрану здоровья и безопасность детей?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

11. Как вы считаете, комфортны ли помещения в детском саду для пребывания детей?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

12. Удовлетворяет ли Вас материально-техническое оснащение помещений детского сада?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

13. Удовлетворены ли Вы информированием о деятельности детского сада?

* Да

* Нет

* Затрудняюсь ответить

Тест-игра: «Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Число баллов

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста

1

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)

1

И в кого ты такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну на кого ты похож (а)?

2

Я в твои годы!..

2

Ты моя опора и помощник(ца)

1

Ну что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?!

2

Какая (какой) ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети, как дети, а ты….

2

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!

1

Оценка результатов 

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

Попробуйте выяснить это при помощи теста.

1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
- задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;
- помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;
- получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;
- пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.

2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
- шкуру с него спущу! - 2;
- проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;
- пускай берет, для него и работаю - 4;
- мои деньги где попало не валяются - 1.

3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
- необходимый минимум - 2;
- денно и нощно! - 4;
- все свободное время! - 3;
- у меня нет лишнего времени для общения - 1.

4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
- систематически - 3;
- изредка - 1;
- никогда, читал(а) супруг(а) - 0;
- ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.

5. Как ваша семья проводит летний отдых?
- папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;
- стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;
- отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;
- куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.

6. Как часто вы даете детям советы?
- ежеминутно - 2;
- упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;
- по необходимости - 3;
- советую всем никому никогда не советовать - 1.

7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
- тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;
- никто и никогда - 1;
- конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;
- всегда я, жалко дитятко! - 4.

8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
- в минуты откровений - да - 3;
- все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;
- его секреты мне ни к чему - 1;
- никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.

9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
- безусловно, все до единого - 4;
- да, если позволяют средства и время - 3;
- желания - да, капризы - нет - 2;
- дети должны выполнять желания родителей - 1.

10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
- только если вынуждают обстоятельства - 3;
- именно так я и поступаю - 2;
- ни в коем случае - 4;
- пусть живет, где хочет - 1.

Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.

От 10 до 15. Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

От 16 до 25. Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло...

От 26 до 34. Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать...

Тест для родителей «Достаточны ли Ваши контакты с детьми?»

  1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
  5. Бываю ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
  7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
  8. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  9. Участвуют ли дети к подготовке к праздникам?
  10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?
  11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?
  12. Бываете ли Вы вместе в театре, на  выставках и концертах?
  13. Обсуждаете ли Вы с детьми телевизионные передачи и фмльмы?
  14. Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?
  15. Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с детьми?

Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами «часто», «иногда» одним очком, «никогда» нулем. А теперь подсчитайте.

Результаты:    

Если Вы набрали более 20 очков, Ваши отношения с детьми, в основном, можно назвать благополучными.

     Если от 10 до 20 – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте. В чем они должны быть углублены и дополнены?

     Если менее 10 очков – то Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить. Как их улучшить.



Предварительный просмотр:

Я и люди в разных уровнях общения.

Название уровня

Партнёр

Моя реакция

Духовный

- У меня кое-что случилось, и я не знаю как сказать.

- Тут такое дело, я вижу что наше общение с другом стал уже не таким каким оно было раньше, понимаю что это из-за меня, если бы я тогда сделала всё по другому такого бы не было

- Мне больно терять этого человека я общалась с ним будто с братом, он мне был как брат, я дорожила этим общением, но понимаю, что так как раньше уже не будет

- Спасибо тебе большое что выслушали меня и помогла я правда ценю это

- Привет моя хорошая о чём ты хотела поговорить?

- Ты можешь мне все рассказать я тебя выслушаю и поддержу.

- Пойми то, что люди приходят и уходят, и если всё же так случилось, то все в этой жизни происходит не случайно, каждый человек который приходит в твою жизнь он приходит с какой-то целью. Возможно ты сидишь сейчас и говоришь себе, ты не понимаешь что происходит, но я понимаю каково это, у меня было такое, и пойми то, что у тебя есть я, которая готова тебя поддержать и утешить

Светский

- Здравствуйте дорогие гости, прошу проходите присаживайтесь.

- Вам очень идет это платье вы в нем замечательно выглядите, оно подчёркивает вашу фигуру

- Как там ваша верховая езда?

очень рада.

- Наверняка вы хорошо уже ездите верхом

- Мода сейчас просто чудесная, на вас же то платье из последней коллекции, очень прелестное

- Все просто чудесно цветут и пахнут

- И не говорите, каждый день приходится сапожки мыть

- Здравствуйте, спасибо вам большое что вы нас пригласили, у вас очень чудесный дом.

- Спасибо вам большое

- Верховая езда мне нравится

- Да я только начинаю еще не все так замечательно

- А вы видели какая сейчас мода? Да это то самое платье из последней коллекции, мне очень нравится

- Как у вас растут цветы в саду?

- Погода какая-то нынче не очень слякоть, дождь, всю обувь замарать можно

Деловой

- Зайдите ко мне в кабинет

- Прошу присаживайтесь. Нам поступило предложение перевести переговоры насчет улучшение нашей компании, Вы, как мне кажется, больше всего подходите на эту роль, так как я не смогу присутствовать на переговорах, потому что уезжаю по другим делам. За место меня пойдете вы, у вас получится.

- Я обязательно их посмотрю, положить мне их на стол, позже, сейчас мне нужно бежать на конференцию

- До свидания

- Да, конечно, сейчас

- Да я постараюсь вас не подвести и сделать так, чтобы наша компания усовершенствовалась.

- У меня есть некоторые предложение не насчёт улучшения компании взгляните пожалуйста

- Спасибо вам большое, до свидания

Манипулятивный

- Привет, не могла бы ты мне помочь?

- Но без тебя я никак не справлюсь, для этого дела мне нужна только ты больше мне никто не поможет

- Если ты мне не поможешь, я обижусь

- Хорошо так уж и быть

- Слушай, а ты слышала, что о Марине говорят это просто капец

- Ну дак вот говорят замуж она вышла не по любви. а чисто за деньги, представляешь

- Об этом сейчас многие говорят, да и тем более в большинстве случаев так сейчас и происходит, это ведь современны мир сейчас все решается деньгами

- Да ну чего ты, небось говоришь так, потому что денег у самой нет и завидуешь

- Ну раз ты со мной не согласна ты мне больше не подруга

- Да ты не найдешь лучше меня, пока

- Привет, извини не могу сегодня занята

- У меня не получится

- Пойми, что у меня дела и мне некогда давай я в следующий раз помогу тебе

- Ну вот и договорились

- Да вроде что то слышала, но не стала придавать никакого значения

- Но ведь это не наша жизнь, они сами решают что им делать

- И вообще ты веришь в это? Хорошая девушка, доброжелательная всегда была, деньги ее никогда не волновали

- Я считаю, что деньги - это не главное в отношениях, самое главное, чтобы люди уважали и любили друг друга, а выходить замуж из-за денег так только в средневековье было

- Как хочешь так и думай это твое право, но мнение я по этому поводу сказала и не хочу лезть в чужие жизни

- Если ты подруг выбираешь по такому принципу, то ты меня извини что не подошла под твои стандарту и пока.

Примитивный

- я последняя, за мной будете

- нет еще не пришла.

- опять часа 4 сидеть в этой очереди

- наконец-то

Женщина в очереди:

- извините я по талону

- мне просто за справкой зайти

- сиди и молчи тебя никто не спрашивал

- да ладно тебе чего раскричалась

- кто последний в 101?

- хорошо

- врач еще не пришел?

- и не говорите, каждый раз одно и тоже

- о врач пришел

- а почему некоторые люди сидят чуть ли не с самого утра, а пропускаю сейчас первых по талону

- знаем вы ваши справки, заходите и пропадаете минут на 30, такое ощущение что сидите там и чай пьете, а люди сидят тут весь день. Вставайте в очередь и ждите или же медсестра выйдет и у нее спрашивайте про справку, она вам выпишите, а то вон какие хитрые

- действительно вы же у нас одна такая, тут много еще людей за справками сидят и ждут, не возмущаются. Совесть то хоть какую-то имейте

- вот и решили вопрос

Формально-ролевой

Официант:

- Здравствуйте, да все готово прошу вас пройдемте.

- Вот пожалуйста возьмите ваше меню, как будете готовы сделать заказ позовите меня.

- Да конечно, у нас готовят вкусную курицу, больше всего мне нравится именно филе, оно имеет изысканный запах и вкус, после этого блюда гости уходят довольными, очень вам рекомендую.

- Хорошо спасибо, повторю Ваш заказ: вы заказали пиццу, 4 салата Цезарь, роллы, 4 шоколадных чизкейка, 4 молочных коктейля и 4 филе.

- Все правильно?

- Да конечно, сейчас принесу.

- Вот, пожалуйста ваш счет, оплачивать будете наличными или по карте?

- Вам спасибо, до свидания.

Посетитель:

- Здравствуйте, мы бронировали стол на 16.00.

- Хорошо спасибо.

- Мы готовы сделать заказ. Можно нам пожалуйста пиццу, 4 салата Цезарь, роллы, 4 шоколадных чизкейка и 4 молочных коктейля.

- Можете ли вы нам что-нибудь порекомендовать?

- Ну раз вы так хвалите это филе то пожалуй его мы тоже возьмем.

- Да все правильно

- Можно пожалуйста счёт

- По карте пожалуйста

- Спасибо вам большое, было вкусно, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБМЕН ОПЫТОМ: Методическое объединение для воспитателей Свердловского округа, г. Иркутска. Взаимодействие с родителями (лицам, их заменяющих и сотрудниками образовательной организации).

Отчет по взаимопосещению. СЕМЬЯ – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (с...

«Содержание и формы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их замещающими)».

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями....

Календарно-тематический план учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации»

Календарно-тематический план учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной ...

Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим факт...

Раздел для педагогов. ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации.

В эпоху стремительных перемен, когда образовательная среда становится все более сложной и многогранной, роль педагога выходит далеко за рамки простого транслятора знаний. Сегодня педагог – это а...

ПМ 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации

Предполагаемые материалы помогут в работе с родмителями и коллегами...