Нейроигры: Ключ к Гармонии Мозга и Речи Дошкольника
план-конспект занятия (старшая группа)

(Консультация для родителей и педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры: Ключ к Гармонии Мозга и Речи Дошкольника

(Консультация для родителей и педагогов)

Уважаемые родители и педагоги!
Знаете ли вы, что простые, веселые игры могут стать мощным инструментом для развития мозга ребенка? "Нейроигры" — это специально подобранные игровые упражнения, направленные на
синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга и активизацию речевых центров у детей дошкольного возраста. Давайте разберемся, почему это так важно и как это работает.

Почему это нужно? Межполушарное взаимодействие – основа успеха
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свои функции:

  • Левое полушарие: Логика, анализ, речь (понимание и произношение слов), чтение, письмо, последовательные действия.
  • Правое полушарие: Образы, интуиция, эмоции, ритм, творчество, пространственное восприятие, целостное видение.

Для успешного обучения (особенно чтению, письму, математике), развития речи, эмоционального интеллекта и даже координации движений полушариям необходимо слаженно работать вместе, как одна команда. Нейроигры – это "тренировка" для установления прочных связей между ними.

Как нейроигры стимулируют речь?
Активация межполушарного взаимодействия напрямую влияет на речевые зоны:

  1. Улучшение нейронных связей: Упражнения, требующие одновременной работы обеих рук или рук и ног, стимулируют мозолистое тело (пучок нервных волокон, соединяющий полушария). Это ускоряет передачу информации, в том числе к речевым центрам.
  2. Координация "Думаю-Говорю": Многие нейроигры требуют выполнения движений одновременно с речевым сопровождением (стихи, счет, проговаривание действий). Это тренирует способность планировать действие и сразу его озвучивать.
  3. Активация сенсорных зон: Игры с использованием разных материалов (песок, крупа, ткани), звуков, запахов стимулируют соответствующие зоны мозга, которые связаны и с речевыми областями.
  4. Снижение напряжения: Веселые, двигательные игры снимают стресс и мышечные зажимы, которые часто мешают свободному выражению мыслей.
  5. Расширение словаря и образности: Игры, связанные с воображением, подражанием, созданием образов, обогащают внутренний мир ребенка, дают материал для рассказов и описаний.

Примеры эффективных нейроигр для дома и сада:

  1. Двигательные (кинезиологические упражнения):
  • "Кулак-Ребро-Ладонь": Поочередно показывать на столе три позиции: сжатый кулак, ладонь ребром, раскрытую ладонь. Темп можно ускорять. Усложнение: Делать одновременно двумя руками (синхронно или асинхронно). Речевое сопровождение: Считать, называть дни недели, цвета.
  • "Перекрестные марши": Маршировать на месте, касаясь правым локтем левого колена и наоборот. Усложнение: Добавить движения глаз (следить за рукой), проговаривать стихотворение.
  • "Ленивые восьмерки" (Знак бесконечности ∞): Рисовать в воздухе перед собой большие горизонтальные восьмерки сначала одной рукой, затем другой, потом обеими вместе. Следить глазами за движением руки. Речевое сопровождение: Проговаривать алфавит, слоги, скороговорки во время рисования.
  • "Зеркало": Взрослый делает простые асимметричные движения (например, правая рука вверх, левая в сторону), ребенок повторяет как зеркало (левая вверх, правая в сторону). Отлично тренирует пространственное восприятие и межполушарное взаимодействие.
  1. Графические:
  • "Симметричные рисунки": Рисовать одновременно обеими руками симметричные изображения (бабочка, лицо, домик, геометрические фигуры). Начинать с крупных движений на большом листе.
  • "Дорожки": Обводить пальчиками обеих рук одновременно разные по форме дорожки (прямые, волны, зигзаги, спирали) на листе или в подносе с песком/крупой.
  1. Сенсорные и образные:
  • "Угадай на ощупь": Узнавать предметы в мешочке только на ощупь сначала одной рукой, потом другой, потом обеими одновременно. Описывать ощущения и свойства предмета.
  • "Пальчиковый театр с диалогами": Разыгрывание простых сценок с использованием пальчиковых кукол. Требует координации движений пальцев и речевого сопровождения.
  • "Живые картинки": Изобразить животное, предмет, явление природы (ветер, дождь, дерево) всем телом. Другие угадывают. Описать, что изображаешь.

Рекомендации для родителей и педагогов:

  • Регулярность важнее длительности: 5-10 минут ежедневных игр эффективнее часа раз в неделю.
  • Положительный настрой: Игра должна быть в радость! Не заставляйте, если ребенок устал или не в настроении. Ваш энтузиазм – ключ к успеху.
  • Начинайте с простого: Не требуйте сразу сложных координаций. Усложняйте постепенно.
  • Подключайте речь: Всегда проговаривайте названия упражнений, считайте, читайте короткие стихи, просите ребенка комментировать свои действия или ощущения.
  • Учитывайте возраст: Для младших дошкольников (3-4 года) делайте акцент на простых движениях и сенсорных играх. Старшим (5-7 лет) предлагайте более сложные координационные и графические задания.
  • Создайте среду: Имейте под рукой мячики, мешочки с разными наполнителями, песок/крупу, карандаши, бумагу.
  • Будьте примером: Делайте упражнения вместе с ребенком! Это весело и полезно для всех.
  • Наблюдайте: Отмечайте, какие игры нравятся ребенку больше, какие вызывают трудности. Это поможет подобрать наиболее эффективные.

Педагогам дополнительно:

  • Интегрируйте в занятия: Используйте нейропаузы между видами деятельности, начинайте с них утро, включайте элементы в физкультминутки, занятия по развитию речи, ИЗО, подготовке к школе.
  • Индивидуальный подход: Учитывайте особенности развития каждого ребенка. Некоторым детям могут потребоваться упрощенные варианты.
  • Сотрудничество с родителями: Поделитесь списком простых игр, которые можно делать дома. Объясните их пользу.

Заключение:
Нейроигры – это не просто развлечение, это
инвестиция в гармоничное развитие мозга ребенка, залог его будущих успехов в обучении и общении. Они помогают построить крепкие "мостики" между полушариями, что делает мышление гибким, речь – свободной и богатой, а движения – скоординированными. Начните играть в нейроигры уже сегодня – и вы увидите, как расцветают способности вашего дошкольника!

Играйте с пользой! Развивайте мозг весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия способствующие развитию грамотной речи дошкольника как ключ к всестороннему развитию.

Речь включена во все проявления психической деятельности человека.Всегда высоко ценяться люди,которые обладают выразительной,грамотной речью....

Нейрогимнастика как ключ к развитию мозга ребенка.

Нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуальна, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом, помогает развивать когнит...

Нейроигры - полезная зарядка для мозга

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудност...

Презентация "Разнообразие настольно-печатных нейроигр "; ключа. О.Новиковой"

Разнообразие игр по нейропсихологии очень большое. Как же выбрать лучшие.  Возможность показать педагогам презентацию и ознакомить их с правилами игры. Предлагаю Вашему вниманию  две игры...

Мастер-класс для родителей "Нейроигры - ключ к гармоничному развитию ребенка"

Родительское собрание, которое знакомит родителей дошкольников с нейроиграми, которые  способствуют развитию психических процессов ребенка....

Статья «Нейроигры: весёлая гимнастика для мозга ребёнка-дошкольника»

Лучший способ обучения для ребёнка — это игра. Некоторые игры — это не просто развлечение, а настоящая «зарядка» для мозга? Именно такие занятия называются нейроиграми.Что тако...

«Нейроигры. Развиваем потенциал детского мозга»

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, ...