Взаимодействие с родителями
рабочая программа (старшая группа)
Перспективный план работы с родителями в старшей группе компенсирующей направленности № 15 «Почемучки» на 2024 – 2025 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями в
старшей группе компенсирующей направленности № 15 «Почемучки»
на 2024 – 2025 учебный год
№ | Название мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Консультация « Режим дня и его значение в жизни ребенка» | Лукиных Л.А.
| 03 - 07 сентябрь |
2 | Папки – передвижки для родителей - «Осень, осень в гости просим» -Консультация в уголок здоровья «Витаминный календарь. Осень» | Лукиных Л.А.
| 10 – 14 сентября |
3 | Консультация на тему: «Прогулка в осенний лес – правила безопасности » Индивидуальная беседа «Одежда по сезону» | Лукиных Л.А. | 17-21 сентября |
4 | Памятка для родителей «Возрастные | Лукиных Л.А. Психолог | сентябрь |
5 | Организационное родительское собрание «Давайте познакомимся» | Лукиных Л.А. Психолог Учитель логопед | Сентябрь |
1 | Консультация «Общение детей со сверстниками». | Лукиных Л.А. Психолог Учитель логопед
| Октябрь |
2 | Оформление стенгазет на тему: «Наши бабушки и дедушки » | Лукиных Л.А. | 01-05 октября |
3 | Выставка рисунков и поделок «Летят перелетные птицы». | Лукиных Л.А. | 8-12 октябрь |
4 | Наглядный материал для родителей «Осторожно грипп» | Лукиных Л.А. Медицинский работник: | 15-19 октября |
5 | Осенний праздник для детей | Лукиных Л.А. Учитель-логопед Музыкальный руководитель | октябрь |
1 | Консультация: «Безопасность – один дома » | Лукиных Л.А. | 29 – 02 ноября |
2 | Наглядный материал для родителей « Права ребенка » Консультация «Роль семьи в воспитании дошкольников» | Лукиных Л.А. | 12 – 16 ноября |
3 | Выставка детских работ к дню матери | Лукиных Л.А. | 19-23 ноября |
4 | Развлечение к Дню Матери | Лукиных Л.А. | ноябрь |
5 | Беседа с родителями, подготовить наглядный материал на тему: «Здоровье детей – наше общее дело» | Лукиных Л.А. | 26-30 ноября |
1 | Оформление родительского уголка на тему: «Моя маленькая Родина, ХМАО» | Лукиных Л.А. | 03.07 декабря |
2 | Творческая выставка «К нам зима пришла серебристая » | Лукиных Л.А. | 10.- 14 декабря |
3 | Консультация «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми » | Лукиных Л.А. | декабрь |
4 | Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала | Лукиных Л.А. | декабрь |
5 | Наглядный материал для родителей «Праздник к нам приходит » | Лукиных Л.А. | декабрь |
6 | Праздник – Новый год! | Лукиных Л.А. Учитель-логопед Музыкальный руководитель | 17-31 декабря |
1 | Наглядный материал для родителей «Рождество» | Лукиных Л.А. | 07 – 11 января |
2 | Индивидуальная беседа «Свежий воздух первое правило по борьбе с гриппом» Консультация «Одежда детей зимой» | Лукиных Л.А. Медицинский работник: | январь |
3 | Консультации «О воспитании девочек и «Самостоятельность ребёнка. Её границы» | Лукиных Л.А. Психолог | январь |
4 | Советы родителям Тематическая выставка «Как провести | Лукиных Л.А. | январь |
1 | Тематическая выставка: «О значении обучения | Лукиных Л.А. | 04 – 08 февраль |
2 | Наглядный материал для родителей «Масленица» «Широкая Масленица!» (праздник на улице) | Лукиных Л.А. Музыкальный руководитель | 11 -15 февраль |
3 | Консультация «Советы родителям» | Лукиных Л.А. Учитель-логопед Психолог | февраль |
4 | Индивидуальные беседы с родителями: «Отец- воспитатель» Поздравительная газета для пап. | Лукиных Л.А. | февраль |
5 | Спортивное мероприятие «Наши папы» | Лукиных Л.А. Инструктор по физической культуре | февраль |
1 | Оформление родительского уголка на весеннюю тему «Весна – красна » | Лукиных Л.А. | 25 - 01март |
2 | «Мама, милая моя» (творческая выставка работ | Лукиных Л.А. | март |
3 | Праздник для детей и родителей | Лукиных Л.А. Учитель-логопед Музыкальный руководитель | 04-08 март |
4 | «Наша планета – Земля!» поделки | Лукиных Л.А. | 11-15 март |
1 | Фотовыставка веселых моментов «Смеяться разрешается» к 1 апреля Наглядный материал для родителей « День смеха» | Лукиных Л.А. | 01-05 апрель |
2 | « День космонавтики» | Лукиных Л.А. | 08-12 апрель |
3 | Консультация «Как превратить чтение в .Фестиваль сказок в детском саду | Лукиных Л.А. | 15-19 апрель |
4 | Памятки: «Здоровье » «Физкультура дома » | Лукиных Л.А. Медицинский работник: Шамраева Л.А. | 22-26 апрель |
5 | «Быть родителями.» круглый стол с | Лукиных Л.А. | апрель |
1 | Вернисаж детского творчества «День Победы» | Лукиных Л.А. | май |
2 | Наглядный материал для родителей «День Победы» | Лукиных Л.А. | май |
3 | Консультация: «Слагаемые здоровья. Как «Как провести с | Лукиных Л.А | май |
4 | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей» | Лукиных Л.А. Учитель-логопед Психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель | май |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ – МАНСИЙСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «БЕРЕЗКА»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №14 «БЕРЕЗКА»
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ
К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ЛУКИНЫХ Л.А.
ХАНТЫ-МАНСИЙСК
2024 Г.
Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.
Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.
Форма проведения: консультация
Оборудование: Литература по теме собрания;
Мультимедийное оборудование для выступлений педагогов и родителей;
памятка для родителей,
Участники: учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели группы, родители.
Предварительная работа:
Экскурсия детей в школу;
Анкетирование: «Готовность ребенка к школе».
Выставка методической литературы по теме собрания, рабочих тетрадей, продуктов продуктивных видов деятельности;
Подготовка родителей к выступлению по обмену опытом семейного воспитания.
Ход собрания:
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений.
Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Это основные элементы, которые должен освоить ребенок.
1. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Формированию умения выделять предложения из речи, отработке интонации конца предложения, а также различению понятий предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. В содержание обучения входит обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради (первая полоска или линия имеет подъем, указывающий, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы). Затем выделяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, дети обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию.
Задание для родителей:
Составление предложений по опорной картине из 3, 4, 5 слов. Запись схемой, анализ схемы
Составление предложения по схеме
Работа с деформированными предложениями.
2. Деление слов на слоги.
Слово можно делить на слоги при помощи хлопков, прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов, загибать пальчики на каждый слог.
Уже в детском саду ребенка можно знакомить с правилом: Сколько в слове гласных столько и слогов-это знает каждый из учеников! С этим правилом можно знакомить ребенка при проведении звукового анализа, когда ребенок, с помощью наглядной схемы может увидеть, сколько в слове гласных звуков.
Задание для родителей:
Подели словечко
Разложи картинки в домики (корзинки)
«Собери слово» (слоговой синтез МА – МА)
Звуковой анализ слов - основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.
Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные (КАКИЕ?)
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М´). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).
Обучая детей звуковому анализу необходимо особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы?
БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ, А ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ)
Задание для родителей:
Провести звуковой анализ слова по готовой схеме (при звуковом анализе проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков.Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа обозначаетсязвуками-фишками – заместителями букв)
Найди место звука в слове
Замена звуков в слове (ДОМ – ДЫМ)
Потерялся звук (?ОТ – КОТ)
Звуковой синтез «Собери словечко» (К – И – Т; Р – А – К)
4. Подготовка к письму.
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь, развитие мелкой моторики (шнуровки, застежки, мозаики, лабиринты, работа с пластилином, перебирание круп, пальчиковые гимнастики и массажи).
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-написать букву в воздухе, на столе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
«Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»
Литература:
Коррекция нарушения речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина. М Просвещение
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Под общей ред. С.Г. Шевченко. –М.: Школьная пресса, 2003.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев»
Составила: Лукиных Л.А., воспитатель.
1.Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Задача родителей и педагогов — предоставить ребенку возможность всесторонне развиваться с самого раннего возраста.
Каждая мама должна знать, что даже «колясочному» малышу нужно играть не только с пластмассовыми игрушками, но и с самыми разными предметами. Необходимо следить лишь за тем, чтобы они были чистыми и не имели острых граней или мелких, легко отламывающихся деталей, которые кроха может нечаянно проглотить. Пусть юный исследователь пощупает предметы различной фактуры, например, мягкий коврик, полированный стол, шершавую стену. Пусть он прикоснется ко всем доступным ему материалам: к мягкой маминой одежде, к пористой губке, к колючей еловой ветке, к шелковистой траве и к прохладному гладкому зеркалу. Кстати, это можно делать не только ручками, но и ножками.
Роль игрушки в развитии ребёнка сложно переоценить. Игрушки важны как для детей младенческого возраста, так и для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Сегодня же мы поговорим об игрушках для развития мелкой моторики у детей.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребёнка.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной.
Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека.
Вязание –это один из ярких примеров действий мелкой моторики.
Каким образом происходит развитие мелкой моторики?
Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?
Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?
1. Существует несколько эффективных способов развития мелкой
моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазл, бусы, конструкторы и т.д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.
Анализ игрушек для развития мелкой моторики у детей
Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего младенческого возраста.
2. Игрушки-шнуровки
Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
«Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).
3. Различные деревянные пирамидки
Я вечно озадачиваю мужа покупкой очередной пирамидки для дочки-лапочки. Объяснение звучит просто: «Пирамидки эти не простые, это –игрушки-развивалки, как для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребёнка». Что же представляют собой современные пирамидки?
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша.
Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.
4. Кубики
Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства.
При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
5. Конструкторы
Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ваш ребёнок, должен быть обязательно деревянным.
Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева, всегда будет занимать среди них своё достойное место. Как раз такие игрушки рекомендуются детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора.
6. Доски Сегена (рамки, вкладыши)
Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
7. Фигурки на магнитах
Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Купив магнитную мозаику своему ребёнку, вы не только займёте его полезным занятием, успеете приготовить обед, но и будете сопутствовать, таким образом, развитию у малыша мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
8. Пластилин или тесто для лепки
При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Естественно, что маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин. Поэтому для самых маленьких, начиная с полутора-двух лет, продаётся специальный пластилин в баночках, так званое «тесто для лепки».
9. Кубы-сортёры
Куб-сортёр – замечательная игрушка для раннего развития вашего крохи.
Ваш ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!
10. Пазлы
Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
11. Мозаика
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно приобретать малышу, как только ему исполнится один годик. Главное – обратите внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров.
12 - 13. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков.
Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.
Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.
Продолжая разговор о пользе пальчиковых игр, нужно заметить, что они не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же, незаменимых пальчиков.
Мелкая моторика в быту
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела.
Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти
взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно, надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
11. Помогать перебирать крупу.
12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
17. Включать и выключать свет.
18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
19. Перелистывать страницы книги.
20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребёнок.
Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, вы делаете существенный вклад в развитие вашего малыша. Важно только помнить, что любая игрушки принесёт мало пользы, если малыш будет играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребёнка получится хороший положительный результат
Заключение
Уважаемые родители! Мы надеемся, что наша консультация подарила вам немало приятных минут и научила несколько новому общению с ребенком. Играя вместе с вами, он подрастет и поумнеет. Впереди у малыша новые открытия, а у вас — новые заботы. Пусть они будут такими же легкими и приятными, как веселые пальчиковые игры!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Д/с № 14 «Березка»)
Конспект родительского собрания в старшей группе № 10 «Пчёлки»
Тема: «Старший дошкольник - какой он?»
Задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели группы, родители
Материал: буклет «Особенности современных детей», мультимедийная презентация деятельности детей в детском саду, подборка литературы для родителей, бланки для родителей для заполнения теста.
Ход собрания:
1. Вводная (5-7 мин)
Представление воспитателем темы и участников собрания.
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Форма проведения: встреча.
Участники: воспитатель, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года.
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 5-6 лет.
4. Особенности образовательного процесса в старшей группе.
5. Ознакомление родителей с целями и задачами МАДОУ на новый учебный год.
5. Выборы состава родительского комитета.
6. Разное.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Изготовление осенних листочков для игры.
2. Нарисовать на ватмане дерево и чемоданчик.
3. Подготовка анкет для родителей и памяток.
4. Разработка проекта решения родительского собрания.
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. У каждого на столе фломастер, осенний листок, анкета.
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте — нарисованное дерево, на круглом столе приготовлен чемоданчик.
III. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой? Нашим ребятам исполнилось 5 лет, они перешли в старшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания…
Игра «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу мячик.
Ты катись, веселый мячик
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот пожелание скажет нам.
Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 5—6 лет»
Сегодня у нас с вами первая встреча в новой ступеньке наших детей. Дети стали на год взрослее и перешли в старшую группу. С чем я вас и поздравляю, желаю вам мудрости, сил, терпения и конечно же здоровья. Ребятам исполнилось 5 лет. Они превратились в фантазеров, которым позавидует даже Андерсен. Они готовы целый день воплощать свои фантазии в реальность. Они верят в чудеса и видят их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни детей пяти лет. Только от нас с вами зависит, чтобы их нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались. Пусть в вашем доме и в нашей группе будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных детьми. Удачи нам воспитателям и вам, уважаемые родители!
А нашу встречу мы начнем сегодня с игры «Знакомство», т.к. состав нашей группы изменился.
Игра: «Знакомство»
Воспитатель. Для того что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Ведь в нашей группе еще добавились дети и конечно же их родители. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и скажет чья мама, придумает прилагательное на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например, Ирина – инициативная и т. д.).
Воспитатель: Старший дошкольный возраст-какой он?
Родители часто хотят от ребенка очень многого и поэтому требуют, требуют… Совсем недавно, я прочитала притчу «Пророк» и мне захотелось рассказать ее вам. Послушайте.
И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».
И он ответил так: «Ваши дети - это не ваши дети. Они - сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.»
Восточный философ и поэт Халил Джебран.
Основная часть (30-35 мин)
1. Доклад
"Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"
Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.
Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.
Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
• Любопытство;
• Любознательность;
• Чувство юмора;
• Удивление.
К эстетическим чувствам относится:
• чувство прекрасного;
• чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
• чувство гордости;
• чувство стыда;
• чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается
притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.
Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии
познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка.
Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называется сензитивным ( особенно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для их развития используется более усложненный игровой материал, развивающие игры, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
2. Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
3. Давайте пообщаемся
"Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
4. Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
• Я благодарен сегодняшней встрече……
• Я благодарен своим педагогам……
• Я благодарен родителям моей группы…..
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе…..
5.Разное (7-10 мин)
Решение насущных вопросов
6.Подведение итогов (3-5 мин)
Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.
Игра: «Хвастовство». Родители пишут фломастером на осеннем листочке какое-либо качество или умение своего ребёнка (н-р-моя дочь Маша лучше всех завязывает шнурки).
Особенности образовательного процесса в старшей группе.
Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).
Воспитатель. Игра «Убеждение»
Ознакомление родителей с целями и задачами МАДОУ на новый учебный год.
Игра «Чемоданчик». (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).
Воспитатель Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества, например: доброта, внимание и т.д.)
На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, что вы были с нами, а мы с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...

