Консультация "Маленькие исследователи"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей по опытно-экпериментальной деятельности (опыты с песком и глиной)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 760.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Маленькие исследователи»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребёнку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребёнка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.
В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т.п.).
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
Для проведения опытов вам понадобятся предметы и материалы, которые есть в каждом доме. Так, можно провести, например, опыты с песком и глиной.
Свойства песка и глины.
Цель: знакомство со свойствами песка и глины, выявление различий между ними.
Опыт № 1. Песчаный конус.
Материалы и оборудование: глубокий поднос, сухой песок.
Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом возникают углубления; движение песка похоже на течение.
-Можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Нет).
Вывод: песок – сыпучий материал.
Опыт № 2. Из чего состоят песок и глина?
Материалы и оборудование: лупа или увеличительное стекло, глина, сухой песок.
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла или лупы.
- Из чего состоит песок? (Песок состоит из очень мелких зёрнышек – песчинок).
- Как они выглядят? (Они очень маленькие, круглые).
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? (Нет).
Вывод: в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Частицы глины намного мельче песчинок.
Опыт № 3. Легко ли рассыпаются песочные и глиняные фигурки?
Материалы и оборудование: посуда с полиэтиленовой крышкой, пластиковая трубочка, сухой песок, глина.
Во время проведения нужно быть осторожным, чтобы песчинки не попали детям в глаза. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в большой посуде.
Положить посуду набок, насыпать тонким слоем песок или глину и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставлена трубка для вдувания воздуха. Создать в посуде искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются). Потом также подуть на комочки глины. Что же мы видим? Также ли они легко сдуваются, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт № 4. Проходит ли вода через песок и глину?
Материалы и оборудование: стакан, вода, песок, глина, деревянные палочки.
Аккуратно нальём воду в стакан с песком. Каким он стал? Потрогаем его. (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стакан с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок). Часть воды остается на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. «Сажаем деревце» во влажную глину. Легче сажать деревце во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
- Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду, потому что её частицы очень плотно прилегают друг к другу.
Опыт № 5. Легко ли лепить из песка и глины?
Материалы и оборудование: сухой и влажный песок, глина, формочки для «куличей».
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску или червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложим их на дощечке и оставим высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие). А что можно сделать из влажного песка? Напомнить детям, что когда они играют с песком и формочками, то делают «куличи». Из какого песка получается «кулич» - из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложить детям прямо на занятии сделать 2 «кулича». Обратить внимание на то, что, если налить много воды, получится не «тесто» для «куличей», а «каша - малаша».
Вывод: мокрая глина держит форму, а песок – нет.
Наблюдения на прогулке.
Цель: закрепление знаний о свойствах песка и глины.
1. На прогулке обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение «Строить замки на песке?»
2. Предложить детям сначала пройти по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более чёткие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берётся? Предложить детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке.
4. Внимательно исследовать участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи: на песке или на глиняной почве? Проверить это на участке.
5. В ветреную погоду понаблюдать за песком: уносит ли его ветер?
Во время игры в песочнице аккуратно ссыпать с совочка сначала мокрый, а затем сухой песок. Какой песок более сыпучий?
Логические задачи.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда пригодилась бы только тем, кто не любит есть первое: вся вода бы просочилась через тарелку, и суп бы сразу превратился во второе блюдо.
2. Многие ребята видели в песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? (Пусть дети объяснят свои ответы).
3. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах-барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.
4. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было грязи? Подумайте, каким животным понравилось бы, если бы дорожки в парке посыпали песком, а каким - нет? (Например, дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе - да).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...




